Гирокомпас
Гироко́мпас, прибор, предназначенный для определения курса объекта, а также азимута (пеленга) ориентируемого направления на земной поверхности. В отличие от магнитного компаса, его показания связаны с направлением на истинный географический (а не магнитный) Северный полюс. Принцип действия гирокомпаса основан на использовании свойств гироскопа и влияния на движущийся объект суточного вращения Земли. Гирокомпас состоит из гироскопа (гироскопов, связанных спарником), подвешенного внутри полого шара (гиросфера), который плавает в жидкости; вес шара с гироскопом таков, что его центр тяжести располагается на оси шара в его нижней части, когда ось вращения гироскопа горизонтальна. Для гашения собственных незатухающих колебаний в гиросфере монтируется масляный успокоитель.
На показания гирокомпаса существенно меньше, чем на магнитный компас, влияют перемещающиеся металлические массы (железо, сталь) и электромагнитные поля; его точность в условиях маневрирования и колебаний объекта значительно выше.
Идея гирокомпаса предложена французским учёным Ж. Б. Л. Фуко. Прототип современного гирокомпаса создал Г. Аншюц-Кемпфе (запатентован в 1908), вскоре подобный прибор построил Э. Сперри (запатентован в 1911). Начало отечественной школе теории гироскопов и других гироскопических приборов положил А. Н. Крылов. Современные конструкции гирокомпаса отличаются высокой точностью и надёжностью, удобны в эксплуатации. Для нормальной работы гирокомпаса необходимо устойчивое основание, фиксированное относительно земной поверхности и не испытывающее ускорений, причём скорость его перемещения должна быть пренебрежимо мала по сравнению со скоростью суточного вращения Земли на той широте, на которой осуществляются измерения. Эти условия не соблюдаются на самолёте, поэтому применение гирокомпаса ограничено морскими судами. Гирокомпас применяется как опорное навигационное устройство в судовых рулевых системах с ручным или автоматическим управлением, при ориентации изображения на экране индикатора РЛС, радиопеленговании, в Глобальной системе позиционирования (GPS), геодезии, а также при решении других задач, например при определении точного направления или наводке на цель орудия боевого корабля.