Гимназия пастора Глюка
Гимна́зия па́стора Глю́ка, учебное заведение, существовавшее в Москве в 1705–1715 гг., первая в России общеобразовательная светская школа.
Предыстория создания
6(17) января 1703 г. в Москву прибыл вместе с семейством пленённый российскими войсками в августе 1702 г. в Мариенбурге (ныне Алуксне, Латвия) в ходе боевых действий Северной войны 1700–1721 гг. известный церковный деятель и устроитель ряда школ в Прибалтике Э. Глюк. Уже в феврале ему были переданы для продолжения образования 6 учеников плохо владевшего русским языком руководителя одной из школ Немецкой слободы Н. Швиммера. Также учениками Глюка стали братья Веселовские (Авраам, Исаак и Фёдор). Жалованье Глюку было определено из Посольского приказа, считая с 20(31) января (Ковригина. 1998. С. 313, 315). Занятия проходили при доме пастора Старой лютеранской общины Немецкой слободы Б. Фагециуса, где и проживал Глюк (Ковригина. 1998. С. 314–315). В 1703–1705 гг. общий надзор за школой Э. Глюка осуществлял Посольский приказ в лице П. П. Шафирова.
В декабре 1703 г. Глюк обратился к царю Петру I с предложением открыть в Москве учебное заведение нового типа – «гимназию», в которой планировал преподавать иностранные языки, «философские премудрости» и прочие гражданские науки. В число планируемых к преподаванию предметов Глюк включил в том числе математику, географию, историю, философию, риторику. Одновременно пастор заранее начал отбор учебных пособий и подбор преподавательских кадров будущей гимназии. Предложение Глюка было поддержано руководителем Посольского приказа (1700–1706) Ф. А. Головиным, рассчитывавшим готовить там кадры для своего ведомства. В марте 1704 г. под уже действовавшую школу Глюка были переданы палаты умершего в 1702 г. боярина В. Ф. Нарышкина (из рода Нарышкиных) на Покровской улице (ныне Маросейка), где осенью был проведён ремонт для использования помещений зимой.
История гимназии в 1705–1710 гг.
Указом царя Петра I от 25 февраля (8 марта) 1705 г. школа Э. Глюка официально получила статус гимназии.
Во главе гимназии до 1710 г. стояли ректоры: Глюк [ум. 5(16).5.1705], И. В. Паус (Паузе) (июль 1705 – июль 1706), И. Х. Битнер (июль 1706 – март 1710).
Гимназия находилась в ведении Ижорской (Ингерманландской; Санкт-Петербургской) канцелярии светлейшего князя А. Д. Меншикова. Кураторами гимназии были стольник Посольского приказа П. Я. Веселовский (до 1711; в 1711 некоторое время выступал непосредственным руководителем учебного заведения; отец учившихся у Глюка братьев Веселовских) и заводовладелец, переводчик Посольского приказа П. А. Койет (ум. 1710; одновременно исполнял обязанности казначея).
К 1707 г. гимназия занимала всё бывшее подворье В. Ф. Нарышкина, палаты были отремонтированы и приспособлены под учебные классы и комнаты для проживания учителей (Ковригина. 1998. С. 317). После разрушительного пожара (в сентябре 1707) гимназия была переведена сначала «на Плещеев двор», а затем на Новгородское подворье на улице Ильинка в Китай-городе.
Ученики жили вне гимназии, носили особую форму европейского образца. Учителя жили при гимназии и получали жалованье (в зависимости от квалификации – от 20 до 125 руб. в год), жалованье ректора составляло от 170 до 300 руб. в год (Ковригина. 1999. С. 584).
Обязательными предметами в гимназии являлись русская грамматика, латинский язык, один из современных иностранных языков (немецкий или французский по выбору ученика), арифметика, алгебра, геометрия, история, география, философия, риторика, а также танцы, фехтование, верховая езда и «комплементы» (светский этикет). В факультативном порядке в гимназии также изучали древнегреческий, древнееврейский, сирийский и халдейский языки. Ученики делились на три возрастные группы. В младшей группе изучали латынь, иностранный язык, избранный при поступлении в школу, и арифметику. В средней группе к этим предметам добавлялись другие общеобразовательные дисциплины. Ученики старшей группы совершенствовались в языках, изучали философию и высшую математику.
В гимназию принимали сыновей дворян, купцов и служилых людей. Обучение было бесплатным, школа содержалась за счёт государства. Части учеников гимназия выплачивала «корм» (стипендию), размер которого зависел от успехов в учёбе.
Накануне официального открытия в ней было 8 учителей (в том числе сын Э. Глюка Христиан Бернард, преподававший философию и древние языки) и 11 учеников, к сентябрю 1705 г. количество учеников достигло 30. К концу 1706 г. в гимназии насчитывалось 9 преподавателей и свыше 100 учеников. Среди преподавателей дольше всех в гимназии проработали преподававший немецкий язык и латынь лифляндец И. Г. Вурм и преподававший итальянский и французский языки итальянец И. Гаген (О. И. Гагин).
Начиная с 1708 г., после ухода из гимназии Х. Б. Глюка, она переживала кризис, постепенно утрачивая свой общеобразовательный характер. Бо́льшую часть учебного времени стало занимать преподавание иностранных языков, к которым прибавились итальянский и шведский. В 1708 г. на изучение других предметов отводилось лишь 2–3 ч в день.
Судьба гимназии в 1710–1715 гг.
К 1710 г. гимназия фактически превратилась в школу для преподавания иностранных языков, занятия по каждому из которых вёл отдельный преподаватель, в связи с чем учебное заведение стало именоваться «немецкими школами». Курс обучения стал ограничиваться латинским, немецким, французским, шведским и итальянским языками.
Учебное заведение находилось в ведении Монастырского приказа (ноябрь 1710 – февраль 1711), приказа Книгопечатного дела (февраль 1711 – 1715); в 1711–1715 гг. возглавлялось справщиком Московского печатного двора Фёдором Поликарповым.
В 1711 г. штат преподавателей сокращён до 5 человек, в 1712 г. – до 3, в сентябре 1713 г. – до 2 (был уволен преподаватель шведского языка И. Нордгрен, служивший в гимназии с 1705).
Ученики покидали приходившую в упадок гимназию: одни из них самовольно бросали учёбу, другие с разрешения руководства гимназии переходили в Школу математических и навигацких наук, Московскую госпитальную школу и другие учебные заведения.
В сентябре 1715 г. последние 2 преподавателя – И. Г. Вурм и И. Гаген – были перемещены в Санкт-Петербург, после чего «немецкие школы» прекратили своё существование. Двое из остававшихся в ней учеников поступили в Славяно-греко-латинскую академию, четверо стали учениками наборщиков книг в московской типографии.
За всё время существования гимназии в ней прошли обучение около 250 человек, большинство из них поступили на государственную службу.