Палмер Генри Робинсон
Па́лмер Ге́нри Ро́бинсон (Henry Robinson Palmer) (1795, Хакни, Лондон – 12.9.1844, Вестминстер, Лондон), английский изобретатель, инженер-строитель, создатель профилированного листа, первой монорельсовой и надземной железной дороги. В 1818 г. вместе с У. Модсли и другими инженерами основал Институт инженеров-строителей. Участник многочисленных проектов, включая строительство железных дорог, доков, гаваней и др. В 1831 г. был избран членом Лондонского королевского общества.
С 1811 г. ученик Б. Донкина. Около 7 лет проработал помощником Т. Телфорда.
В 1821 г. запатентовал транспортное средство с монорельсовой конструкцией на конной тяге. В 1825 г. первый монорельс представлял собой металлический рельс, укреплённый на деревянных столбовых опорах. Был запущен в г. Чешант (графство Хартфордшир) и использовался для перевозки кирпичей и извести, а также пассажиров, для которых были предусмотрены места. Колёса кареты передвигались по этому рельсу. В корзинах, закреплённых симметрично с двух сторон кареты, размещали груз. Лошади, соединённые с каретой буксирным тросом, тянули карету, сами при этом двигались по одной стороне рельса. В 1823 г. Палмер написал книгу «Описание железной дороги по новому принципу», в которой изложил устройство монорельса.
Большой успех Палмеру принёс проект расширения Восточного дока в Лондоне, где в 1826–1835 гг. он был главным инженером-строителем; в сферу его ответственности входили работы по строительству комплекса объектов – дока, складских помещений, шлюза, бассейнов, поворотных мостов.
Для производства профилированного листа (профнастил) Палмер изготовил первый ручной станок, состоявший из основания, двух колёс с перекрёстными рукоятками, механического привода из червячной и зубчатой передач, трёх металлических вальцов заданного профиля. Ранее профлисты изготавливались из кованого железа, а профиль придавался путём продольного гофрирования. В 1829 г. Палмер получил патент на производство гофрированных железных листов на 15 лет. Массовое производство и применение профнастила в строительстве по всему миру началось по истечении срока патента. Так, с 1840-х гг. он использовался для изготовления кровли в Англии. В Австралию гофрированное железо попало ещё в начале 1830-х гг. и начало массово импортироваться около 1850 г., сразу после начала золотой лихорадки (1851–1868). Профнастил оказался удобен при облицовке стен, возведении ограждающих и самонесущих конструкций, а в особенности в качестве несъёмной опалубки для устройства перекрытия.