Филиппины. Хозяйство. Сфера услуг
Сфе́ра услу́г Филиппи́н. Сфера услуг является ведущей отраслью экономики, создающей около 60 % валового внутреннего продукта (ВВП; 2018; 36,6 % в 1970-е гг.) и рабочие места для почти 2/3 экономически активного населения. В этой сфере сохраняется государственная форма собственности, действуют крупные предприятия: Компания по национальному развитию, Управление портами, Национальные железные дороги и др. В ходе приватизации, стартовавшей в 1986–1987 гг., государственный сектор постепенно сокращается.
В течение десятилетий сфера услуг растёт, темпы прироста составляют 10,4 % (2018; в среднем на 6,6 % в 2010–2017; на 5,3 % в 2000-е гг.; на 4 % в год в 1990-е гг.). В основном рост достигается за счёт положительной динамики во всех отраслях сферы услуг, наибольший прирост был характерен для сектора финансовых услуг (12,6 % в 2018; 6,7 % в 2014; 8,2 % в 2012), торговли и услуг ремонта (10,7 % в 2018; 6,0 % в 2014; 7,5 % в 2012), а также недвижимости вместе с гостиничным делом и общественным питанием (6,9 % в 2018; 8,1 % в 2014; 7,5 % в 2012). В ВВП страны наибольшая доля приходится на торговлю и услуги ремонта – 18,1 % (2022; 17,2 % в 2018), недвижимость, гостиничное дело и общественное питание – 7,5 % (2022; 8,7 % в 2018), транспорт, связь и логистику – 6,9 % (2022; 6,6 % в 2018), финансы – 10,1 % (2022; 8,8 % в 2018).
Бизнес-аутсорсинг
Филиппины являются одним из глобальных центров (наравне с Индией) аутсорсинга (внешнего обслуживания) по осуществляемым на договорной основе обработке телефонных вызовов и управлению бизнес-процессами (кол-центры). Лидирующие позиции аутсорсингу во многом обеспечивают низкие затраты на организацию бизнеса и квалифицированная рабочая сила со знанием английского языка.
Вклад бизнес-аутсорсинга в ВВП рос параллельно с количеством компаний, занятых этой деятельностью: 0,075 % ВВП в 2000 г., 2,4 % в 2005 г., 6 % в 2015 г.; более 12 % в 2019 г. За 2004–2014 гг. Филиппины утроили свою долю на мировом рынке бизнес-аутсорсинга – с 4 % до 12,3 %.
В отрасли занято около 1 млн человек (2017). Филиппины занимают 9-е место в мире по качеству аутсорсинга согласно рейтингу консалтинговой компании A.T. Kearney Global (2021). В 2018 г. 6 филиппинских городов вошли в список 100 лучших мировых аутсорсинговых центров по версии исследовательской компании Tholons: Манила (2-е), Себу (11-е), Давао (75-е), Санта-Роза (87-е), Баколод (89-е) и Илоило (92-е).
Американские компании являются крупнейшим клиентом аутсорсинга на Филиппинах, занимая около 65 % местного рынка. Компании по бизнес-аутсорсингу на Филиппинах также обслуживают клиентов из стран Европы, Австралии и Новой Зеландии.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Охват территории стационарной телефонией (по числу аппаратов) мал. Несмотря на усилия правительства и операторов по расширению национальной сети фиксированной связи, ею может пользоваться всего 3 % населения (число абонентов фиксированной телефонной линии составляет 4,1 млн в 2018; 3,2 млн в 2015). В 2015 г. лишь немногим более половины всех городов имели базовые станции такой связи.
Филиппинский рынок беспроводной связи стремительно расширяется: количество проданных SIM-карт достигло 168 млн (2020; 134,6 млн в 2018; 117,8 млн в 2015), 95 % населения предпочитают услуги с предоплатой. Уровень проникновения мобильной связи высок – 101 %, уровень проникновения на рынок смартфонов гораздо ниже – всего 30 % (2017).
Официально Филиппины подключились к Интернету в 1994 г., но доступ и пользование Интернетом остаются недостаточными: доля пользователей оценивается в 68 % (2022; 60,1 % в 2017; 53,7 % в 2015; 36,2 % в 2011–2012).
На рынке интернет-услуг телекоммуникационные сети принадлежат двум компаниям: The Philippine Long Distance Telephone Company (PLDT; 1928; штаб-квартира в Маниле; дочерние провайдеры Smart, TNT, Sun Cellular) и Globe Telecom (1935; штаб-квартира в Маниле). Они являются владельцами практически всей интернет-инфраструктуры в стране, что позволяет им устанавливать цены, качество услуг и виды подключения к Интернету.
У Globe Telecom 97 млн абонентов мобильной связи и 2 млн абонентов широкополосного доступа. У PLDT 71,4 млн абонентов мобильной связи и 2,1 млн абонентов широкополосного доступа (май 2020). С 2021 г. в качестве 3-й крупной фирмы на филиппинский рынок ИКТ вышла компания Dito (бывшее название Mislatel; 1998; штаб-квартира в Маниле; 12 млн абонентов на август 2022).
Большой проблемой остаётся низкая скорость передачи данных и слабая распространённость подключений в удалённых районах страны при достаточно высокой стоимости за предоставляемые услуги. Эта ситуация является результатом фактической дуполии крупнейших провайдеров, полностью вытеснивших из этой ниши рынка других конкурентов. Хотя большинство урбанизированных территорий подключены к Интернету и имеют свободный доступ к услуге, в отдалённых (в основном горных) районах, на мелких островах и среди наименее защищённых слоёв населения (малоимущих, инвалидов и коренных народов) доступ к сети Интернет практически полностью отсутствует или является слишком дорогой услугой. Дополнительную сложность для работы интернет-провайдеров создают природные преграды в виде горных цепей и морских пространств между островами, препятствующие установлению и поддержанию стабильного сигнала. Например, по состоянию на май 2020 г. скорость мобильного Интернета на Филиппинах находится на уровне 14,24 Мбит/с (среднемировой показатель 30 Мбит/с), скорость фиксированного широкополосного доступа – на уровне 23,80 Мбит/с (среднемировой показатель 74,64 Мбит/с).
Таким образом, Филиппины являются одной из стран с быстро растущим количеством интернет-пользователей, однако при этом качество соответствующей инфраструктуры не улучшается.
Денежно-кредитная (финансовая) система
Основой финансовой системы страны является банковская. Финансовая система Филиппин в целом достаточно развита: в отчёте Индекса глобальной конкурентоспособности за 2019 г. она заняла 64-е место (из 141). Руководство и контроль над кредитно-финансовой системой осуществляет Центральный банк (BSP; 1993, штаб-квартира в Маниле).
В стране насчитывается 506 банков и почти 13 тыс. отделений (2021). Действуют 3 государственных банка – Банк развития Филиппин (DBP), Земельный банк Филиппин (LBP) и Al-Amanah Islamic Investment Bank of the Philippines (AAIIBP; исламский банк). Совокупная доля активов государственных банков составляет 14,2 % активов всего банковского сектора (2018). В стране открыты офисы 24 зарубежных банков (2022).
Совокупный объём активов банковского сектора превышает 126 % общего объёма ВВП (2019). Преобладают коммерческие банки – 91 % всех активов банковской системы (2018); активы сберегательных, сельскохозяйственных/кооперативных и иных банков существенно меньше – 7 %, 1 % и 1 % соответственно. Крупнейшие коммерческие банки (активы свыше 1 трлн песо; сентябрь 2021): BDO Unibank (1968; 3,5), Земельный банк Филиппин (Land Bank of the Philippines, LBP; 1963; 2,6), Metropolitan Bank & TCO (1962; 2,2), Банк Филиппинских островов (Bank of the Philippine Islands; 1851; 2,1), Филиппинский национальный банк (Philippine National Bank; 1916; 1,2), Банк развития Филиппин (Development Bank of the Philippines, DBP; 1946; 1,2). Центральные офисы всех указанных банков расположены в Маниле.
Действует единственная в стране Филиппинская фондовая биржа (PSE; штаб-квартира в г. Татиг). Биржа считается одной из старейших в Азии: с учётом предыдущих организационно-правовых форм она ведёт историю с 1927 г., однако нынешняя Филиппинская фондовая биржа создана в 1992 г. в результате слияния Манильской фондовой биржи и фондовой биржи в Макати. На бирже зарегистрировано 289 компаний (2023; 265 в 2016).
Внутренняя торговля
Оборот внутренней торговли превышает 718 млрд песо (2021; 591 млрд в 2020; 835 млрд в 2019; 860 млрд в 2018; 765 млрд в 2017; 872 млрд в 2016). Среди товарных групп на долю машин и транспортного оборудования приходится около 34,9 % товарооборота, на продовольственные товары и живых животных – 22,6 %, на иные промышленные товары – 12,1 %, на минеральное топливо, смазочные и сопутствующие материалы – 9,0 %, на продукцию химической промышленности – 6,4%, на прочие продукты – 15,0 % (2017).
На региональном уровне Национальный столичный регион имеет наибольшую долю в обороте – 27,0 %, Центральные Висайи – 15,5 %, Западные Висайи – 15,1 %, Восточные Висайи – 12,8 %, другие регионы – 29,6 % (2017).
Продолжает развитие розничная торговля продуктами питания. На продукцию местного производства приходится около 80 % от общего объёма продовольствия, 20 % импортируется.
В сфере розничной торговли доминируют крупные сети. Основные сетевые ретейлеры на Филиппинах: SM Markets (1985; штаб-квартира в г. Пасай агломерации Манилы; включает несколько форматов магазинов, в том числе гипермаркеты и «магазины у дома»), WalterMart (1992; штаб-квартира в Кесон-Сити; большинство магазинов расположены в агломерации Манилы, в центральной и южной частях Лусона), Robinsons Supermarket (1985; штаб-квартира в Кесон-Сити; торговые точки различных форматов – супермаркеты, «магазин у дома», cash & carry, премиального обслуживания и др.), Puregold Price Club Inc. (PPCI; 1998; штаб-квартира в Маниле; сеть магазинов различных форматов: от гипермаркетов до мини-маркетов), Metro Retail Stores Group Inc. (MRSGI; 1982; штаб-квартира в Мандауэ; торговые точки в форматах гипер- и супермаркета), Alfamart (1989; совместное предприятие с индонезийским партнёром; формат мини-маркетов).
Интернет-торговля продуктами питания становится всё более популярной. В 2018 г. в этом секторе начали запускать собственную электронную торговлю не только продуктовые ретейлеры, но и сторонние торговые площадки, представившие специальную платформу для онлайн-продаж продуктов. Вспышка коронавирусной инфекции (COVID-19) привела к резкому увеличению покупок через Интернет.
Система общественного питания
В стране свыше 92 тыс. предприятий общественного питания, включая рестораны, сети быстрого питания, киоски и прилавки, кафетерии, гостиницы, бары, кафе и др. Большинство фирм, предоставляющих услуги общественного питания, несетевые.
Среди сетей кафе и ресторанов наиболее известны: местный оператор Jollibee Foods Corporation (1978; штаб-квартира в г. Пасиг), Golden Arches Development Corporation (бренд McDonald’s), американские компании Yum! Brands (Pizza Hut и KFC), Max’s Group и Shakey’s.
Туризм
Доля отрасли в ВВП страны 12,3 % (2018). Развиваются и въездной, и внутренний туризм. В 2019 г. расходы на въездной туризм выросли на 23,2 %, на внутренний – 10,4 %, на выездной – 2,6 % по сравнению с 2018 г.
Число иностранных туристов, посетивших Филиппины, составляет 8,3 млн человек (2019; 7,2 млн в 2018). Основной поток приходится на страны и территории Азиатско-Тихоокеанского региона в целом и Восточной Азии в частности. Наибольшая доля приходится на туристов из Республики Корея – 24,1 % (2019; 22,7 % в 2018), Китая – [25,1 % (21,0 %), в том числе Тайваня – 4,0 % (3,4 %)], США – 12,9 % (14,4 %), Японии – 8,3 % (8,8 %), Австралии – 3,5 % (3,9 %), Канады – 2,9 % (3,2 %).
В туристической отрасли работают 5,7 млн человек (2019; около 5,4 млн в 2018), т. е. 13,6 % всех занятых в стране.
Обладая климатическими, экологическими и природными ресурсами, Филиппины специализируются на пляжном, спортивном (дайвинг), экологическом и других видах туризма. Игорный, культурно-познавательный туризм получили развитие преимущественно в агломерации Манилы и некоторых других крупных городах благодаря наличию соответствующей инфраструктуры. В столице расположены основные культурные объекты и музеи, в том числе исторический район Интрамурос, форт Сантьяго и др.
Туристическая отрасль испытывает различные трудности: неразвитость туристической инфраструктуры, трудности с транспортным сообщением внутри страны. Из-за этого имеют ограниченный потенциал круизный (требуется создание круизных терминалов не только в Маниле, но и иных городах страны), морской (нехватка квалифицированной рабочей силы и соответствующей инфраструктуры), оздоровительный, медицинский, пенсионный и образовательный виды туризма.
Всё большую популярность у туристов получают удалённые от столицы места, где, с одной стороны, присутствует возможность познакомиться с местной культурой, а с другой – объекты размещения обладают всеми удобствами. Принимая это во внимание, Министерство туризма рассматривает провинции Ифугао (Административного региона Кордильера) и Антике (Западные Висайи), муниципалитеты Эль-Нидо (провинция Палаван региона Мимаропа), Сагада и Бондок (оба в Горной провинции Административного региона Кордильера) приоритетными направлениями для развития туризма.