F. Diederichs
F. Diederichs, российская фортепианная фирма (1810–1878).
Фирма при И. Ф. Дидерихсе в 1810–1846 гг.
Фирма основана в Санкт-Петербурге. Её основатель – Иоганн Фридрих (Фёдор Фёдорович) Дидерихс (1779–1846; также Фридрих Фёдорович, Фёдор Фридрихов, Дидрих, Дидрихс, Дитрихсен), выходец из Брауншвейга (Брауншвайг; Германия). В 1808 г. он прибыл в Санкт-Петербург из Гёттингена и поступил подмастерьем в одну из фортепианных мастерских. В 1810 г., получив диплом фортепианного мастера и записавшись в музыкальный цех ведомства немецкой ремесленной управы, открыл собственную ремесленную мастерскую с одним рабочим, располагавшуюся в доме камергера И. С. Лаваля на углу 2-й линии и Среднего проспекта Васильевского острова. Статистические сведения об объёме производства Дидерихса, количестве рабочих и обороте за начальные годы работы неизвестны. Данные о 30 работниках в 1822 г. говорят о быстром развитии дела и большой мастерской.
Овдовев в 1824 г., Ф. Ф. Дидерихс вскоре женился на Екатерине Андреевне Ганс (1804–1879), в браке с которой родились 9 детей. Старший сын Ф. Ф. Дидерихса от первой жены Елизаветы, урождённой Андерсен (1784–1824), Александр Фёдорович (1811–1887), покинул дом отца в 1832 г. и обосновался в Москве, где получил звание фортепианного мастера и открыл собственную ремесленную мастерскую.
На 1-й Всероссийской мануфактурной выставке (1829) Ф. Ф. Дидерихс представил четырёхугольное фортепиано своего изготовления, но награды не получил. Эксперты писали, что «фортепиано Дитрихсена работы хорошей и прочной; только для игры туш тяжёл; почему и причисляем во второй разряд, изъясняя однако же, что сей инструмент стоит дороже назначенной ему цены 500 рублей» (Описание Первой Публичной выставки российских мануфактурных изделий. 1829. С. 273). Указание на «тяжёлый туш» фортепиано Ф. Ф. Дидерихса может свидетельствовать о том, что он выпускал инструменты, продолжающие традицию английской фортепианостроительной школы, более подходящие для концертных выступлений, популярность которых только набирала силу в петербургских музыкальных кругах. Участие в 4-й Всероссийской мануфактурной выставке (1835) принесло Ф. Ф. Дидерихсу награду – «Публичную похвалу и одобрение» за рояль и четырёхугольное фортепиано, в конструкцию которых он начиная с 1832 г. ввёл новый вид колков (вирбелей) с отверстиями для струны, а также особый способ крепления заднего конца струны без петли (т. н. двойные струны), которые с тех пор используются в конструкции большинства современных фортепиано.
В середине 1830-х гг. Ф. Ф. Дидерихс приступил к расширению производства, купил деревянный дом на Петроградской стороне, записался во временные купцы 3-й гильдии и преобразовал своё ремесленное заведение в фабричное. Он остался цеховым мастером, но как купец 3-й гильдии имел право нанять не более 32 работников. Двойственное положение вынуждало Дидерихса платить как купеческие, так и ремесленные налоги, и в 1840 г. он взял ссуду под залог имущества. За перестройку 3-этажного каменного дома на Васильевском острове в 1840 г. взялся архитектор A. M. Болотов. Им была увеличена протяжённость здания по 2-й линии, надстроен 4-й этаж, во дворе построен 4-этажный флигель. Эти работы позволили увеличить не только производственные помещения для мастерской, но и количество сдаваемых в аренду квартир.
После смерти Ф. Ф. Дидерихса 29 июля (10 августа) 1846 г. его вдова Екатерина Андреевна Дидерихс (1804–1879) осталась с 9 несовершеннолетними детьми и заложенными за долги домом на Васильевском острове и землёй. По завещанию мужа ей досталось всё движимое имущество (оборудование мастерской, готовые и находящиеся в работе фортепиано, мебель и т. д.), а недвижимое имущество в равных долях делилось между вдовой и всеми детьми. Кроме того, по российским законам как вдова ремесленного мастера она получала единоличное право наследовать мастерскую мужа вместе с работниками и учениками в том случае, если она согласится продолжить производство и в мастерской есть способный подмастерье. При отсутствии подмастерья его назначала ремесленная управа; она также предоставляла материалы и оборудование, необходимые для продолжения производства. Все изделия, выходящие из мастерской, маркировались именем покойного мастера: F. Diederichs.
Фирма при Е. А. Дидерихс в 1846–1878 гг.
Е. А. Дидерихс в 1846 г. продолжила дело мужа с помощью старшей дочери Каролины Фёдоровны (1826–1893), выпуская рояли и четырехугольные фортепиано. Чтобы расплатиться с долгами, вдове пришлось взять новую ссуду в 30 тыс. руб. серебром, выплатить которую удалось в 1856 г. Несмотря на то что за время руководства Е. А. Дидерихс был освоен выпуск пианино, производство не расширялось, выпуск инструментов оставался относительно небольшим, изделия не отправлялись на выставки, а значительную часть доходов семьи составляла сдача квартир в аренду. Согласно официальной версии, Е. А. Дидерихс в 1866 или 1868 гг. передала управление сыну Роберту Фёдоровичу, что не подтверждается историческими источниками. По крайней мере до 1878 г. Е. А. Дидерихс оставалась единоличной владелицей ремесленного (а не фабричного) предприятия, выпускала рояли и пианино, а также поставляла части инструментов для мастерской Р. Ф. Дидерихса. В 1895 г. в петербургских газетах всё ещё встречались объявления о продаже «почти новых» роялей и пианино марки F. Diederichs. В 1878 г. дети Ф. Ф. и Е. А. Дидерихсов Роберт Фёдорович и Андрей Фёдорович открыли фабрику «Братья Р. и А. Дидерихс». По их утверждению, фабрика являлась продолжением фирмы Ф. Ф. Дидерихса и была «первой в России», но это утверждение ошибочно, т. к. с начала 1810-х гг. в Петербурге уже существовали фортепианные фабрики И. А. Тишнера и Г. Г. Фэйверьера, а фирма F. Diederichs приняла форму фабричного производства не ранее 1-й половины 1830-х гг.
Инструменты фирмы хранятся в филиале «Дом Державина» Музея А. С. Пушкина (Санкт-Петербург), Музее музыкальных инструментов (Санкт-Петербург), Музее-усадьбе «Семья роялей» В. Виноградова (Московская область).