Египет. Музыкальная культура
Музыка́льная культу́ра Еги́пта. Корни музыкальной культуры Египта уходят в древность. Музыкальный инструмент древнеегипетского происхождения – систр – используется в качестве культового в Эфиопской церкви. Народная музыка Египта объединяет традиции арабов, бедуинов, берберов, нубийцев и других народов. Бедуинский эпос хилали включён в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО (2003, 2008).
Профессиональная музыка начиная с эпохи Халифата развивалась в русле арабо-мусульманской культуры; сложившиеся в то время формы музыки, связанные с культом, жанры и формы арабской классической светской музыки, музыкальный инструментарий, система макамов, музыкальная теория, общие для всего арабского мира, сохраняют своё значение поныне. В 13–19 вв. под турецким влиянием развились новые формы ансамблевого музицирования, получили распространение ансамбли тахт. В 19 в. одним из важнейших жанров стала развёрнутая вокально-инструментальная композиция дор.
Музыкальная жизнь Египта с середины 19 в. организуется по европейскому образцу, однако сохраняется значительная роль традиционной музыки. В 1869 г. в Каире оперой Дж. Верди «Риголетто» открылся первый на Африканском континенте оперный театр (известен как Опера хедива, или Королевская опера), это событие было приурочено к открытию Суэцкого канала. Заказанная хедивом Исмаилом к открытию канала опера «Аида» Верди была впервые исполнена здесь в 1871 г. (дирижёр Дж. Боттезини).
В конце 19 – начале 20 вв. большое значение в музыкальной жизни приобрели концерты, возникли новые концертные формы (например вокально-инструментальная циклическая композиция васла). В 1910–1920-х гг. сложилась т. н. арабская оперетта, крупнейшим мастером которой был композитор Сайед Дарвиш (1892–1923). В 1927 г. по инициативе композитора Абу Бакр Хайрата (1910–1963) основано Музыкальное общество Египта. В 1929 г. создан Институт восточной музыки (с 1967 Институт арабской музыки, ныне Высший институт арабской музыки). С этого времени широко распространяются городские песенные стили, в которых используются элементы европейской музыки; в 1930-х гг. всеарабское и мировое признание получили исполнители городских лирических песен Умм Кульсум, Мухаммад Абд аль-Ваххаб. Состоявшийся в 1932 г. в Каире первый конгресс арабской музыки поставил задачу сохранения и возрождения национального наследия. В 1955 г. основан Союз профессиональных музыкантов.
Египетская композиторская школа последних десятилетий 20 в. – одна из наиболее значительных в арабском регионе; музыканты, получившие образование в Европе и России (Юсеф Грайсс, Хасан Рашид, Азиз эш-Шаван, Гамаль Абд ар-Рахим и др.), стремились соединить европейские академические традиции с местной стилистикой. При этом в конце 20–21 вв. преобладает ориентация на сохранение и возрождение национального классического наследия.
В Национальном центре образования и культуры объединены Театр оперы и балета (Каирский оперный театр, 1988) – один из крупнейших театров Египта, Каирский симфонический оркестр (1959), Оперный хор (1956), Национальный ансамбль арабской музыки (1989), Музей оперы и др. В Оперном театре в Каире проводится Фестиваль арабской музыки (ежегодно с 1992). В Александрии функционирует Оперный театр имени Сайеда Дарвиша (1921). Музыкальные учебные заведения: Высший институт арабской музыки (1929), Каирская консерватория (1959, в составе Академии искусств; готовит музыкантов по западной модели образования).
В составе Европейско-египетского общества современной музыки – Египетский ансамбль современной музыки (основаны в 2010).