Египет. Хозяйство. Транспорт
Тра́нспорт Еги́пта. Египет занимает выгодное географическое положение, находясь на перекрёстке торговых путей между Европой, Африкой и Азией.
Страна обладает развитой транспортной системой, которая практически полностью контролируется государством. Инфраструктура основных видов транспорта (особенно железнодорожного) сконцентрирована на территориях, где сосредоточено большинство городского и сельского населения, а также присутствует наиболее значительная промышленная, аграрная и другая экономическая активность: это преимущественно долина и дельта Нила, отдельные оазисы Ливийской пустыни, полоса вдоль побережья Средиземного моря, зона Суэцкого канала, порты и туристические центры на побережье Красного моря.
C 2014 г., когда началась реализация 10-летнего комплексного плана развития транспорта, этот сектор стал одним из ведущих в экономике. За счёт запуска программ модернизации стране удалось за короткий срок значительно улучшить позиции в глобальном рейтинге качества дорог (со 118-го места в 2014 до 28-го в 2019). Транспортные проекты реализуются в рамках национальной программы развития «Видение 2030» и финансируются из средств государственного бюджета. В 2021/2022 финансовом году объём инвестиций государства в транспортный сектор составил 244,7 млрд египетских фунтов (около 13,1 млрд долл.), что на 104 % выше аналогичного показателя предыдущего финансового года.
Автомобильный транспорт
Общая протяжённость автомобильных дорог превышает 143,7 тыс. км (2019), в том числе длина автодорог с твёрдым покрытием и скоростных автомагистралей составляет 101,6 тыс. км. В 2013–2020 гг. общая протяжённость сети автомобильных дорог увеличилась на 112 %. Плотность автомобильной дорожной сети – 19,4 км на 100 км2 территории (2020). Протяжённость скоростных автомагистралей 18 тыс. км (2020). Две из них связывают агломерации Большого Каира и Александрии (216 км). К наиболее важным трассам относятся Каир – Порт-Саид (192 км), Каир – Эль-Файюм (164 км), Каир – Асуан (926 км), Александрия – Порт-Саид (273 км), Александрия – Мерса-Матрух и др. Развитием дорожного строительства занимаются государственные учреждения: Генеральное управление дорог и мостов (штаб-квартира в Каире), Управление новых городских поселений (штаб-квартира в Новой административной столице), провинциальные управления дорог, а также провинциальные управления дорог и транспорта в мухафазах (в том числе Генеральное управление в столичной мухафазе).
Автомобильный парк, в том числе тракторы и мотоциклы, насчитывает свыше 10,9 млн машин (2021; более 10,5 млн в 2020; около 9,3 млн в 2016), из них 114,1 тыс. находятся в государственной собственности. Уровень автомобилизации составляет 45 легковых машин на 1 тыс. жителей (2020; 40 в 2016).
Железнодорожный транспорт
Объёмы перевозок железнодорожным транспортом составляют 4596 тыс. т грузов (2020; 3087 тыс. в 2013), 253,8 млн пассажиров (2021; 207,7 млн в 2013).
В Каире действует метрополитен – старейший в Африке и на Ближнем Востоке [первая линия открыта в 1987; перевезены 707,8 млн пассажиров (2020; 775,0 млн в 2013)].
Грузооборот железнодорожного транспорта – около 1200 млн тонно-километров (2020; 1166 млн в 2013); пассажирооборот – 38 579 млн пассажиро-километров (2021; 13 704 млн в 2013).
Железнодорожная сеть Египта развивается с 1854 г. (старейшая в Африке и 2-я в мире после английской). Общая протяжённость железнодорожных путей с шириной колеи 1435 мм составляет около 9,6 тыс. км (2021; 8,7 тыс. км в 2020; 5,3 тыс. км в 2013), из которых 62 км электрифицировано (2014). Железнодорожная инфраструктура, в том числе 329,5 тыс. вагонов (2021), находится в ведении государственной холдинговой компании-оператора Egyptian National Railways (ENR; штаб-квартира в Каире). Метрополитеном Каира управляет государственная структура National Authority for Tunnels (штаб-квартира в Каире). Основные железнодорожные магистрали: Каир – Александрия, Каир – Асуан, Каир – Суэц, Каир – Порт-Саид, Александрия – Эс-Саллум, Порт-Саид – Суэц, оазис Харга – долина Нила.
Трубопроводный транспорт
Активно развивается инфраструктура для транспортировки нефтепродуктов. Общая протяжённость трубопроводов составляет 6,3 тыс. км, по ним ежегодно перемещается около 67,6 млн т нефти (2021/2022; 59,8 млн в 2020/2021; 59,1 млн в 2019/2020; 55,5 млн в 2018/2019) и 72,5 млрд м3 природного газа (2021/2022; 66,7 млрд в 2021/2020). Вся трубопроводная инфраструктура находится в собственности государства и управляется Egyptian Natural Gas Company (GASCO).
Внутренний водный транспорт
Традиционно развит внутренний водный транспорт, который находится в ведении Управления речного транспорта. На речной транспорт приходится около 1 % совокупного грузооборота (2015). Главной транспортной артерией является река Нил, по маршруту Александрия – Каир – Асуан – Вади-Хальфа ежедневно курсируют пассажирские теплоходы.
В 2023 г. в рамках программы по снижению пробок и загазованности Министерство транспорта выделило около 130 млн долл. на новые проекты в сфере речного транспорта, которые, в частности, предусматривают создание электронных карт судоходных каналов, расширение узких мест по течению Нила, модернизацию речных портов и замену ручных лодок на моторные.
Морской транспорт
Количество морских портов составляет 55 (2022), в том числе 18 являются коммерческими, 9 находятся в управлении Министерства транспорта, 6 – в управлении Экономической зоны Суэцкого канала. Совокупно в 2022 г. порты приняли 12,7 тыс. судов, что на 10 % больше, чем в 2021 г. Важнейшей транспортной артерией Египта является Суэцкий канал, через него ежегодно проходят 20,7 тыс. судов (2021; 18,8 тыс. в 2020; 17,6 тыс. в 2017) с суммарным грузооборотом 1274,9 млн т (2021; 1169 млн в 2020).
Египет занимает 2-е место в Африке по пропускной способности контейнеров, уступая только Марокко. Через египетские морские порты проходит 7,6 млн контейнеров ДФЭ (2022; 6,8 млн в 2021). Совокупный грузооборот насчитывает 176 млн т (2022; 165,4 млн т в 2021), пассажиропоток – 535 тыс. человек (2022; 272,9 тыс. в 2021). Крупнейшие порты: Порт-Саид, Александрия, Думьят, Эль-Ариш.
Национальный коммерческий флот насчитывает 118 судов общим водоизмещением 967,3 тыс. т (2022).
Авиационный транспорт
Авиационная отрасль вносит весомый вклад в национальную экономику, создавая 97 тыс. прямых рабочих мест (2019). Пассажиропоток египетских аэропортов составляет 5,6 млн человек (2021; 4,6 млн в 2020; 13,2 млн в 2019; 12,4 млн в 2018). При этом 46,2 % пассажиров прибывают в Египет из государств Ближнего Востока, 29,3 % – из Европы, 16,6 % – из Африки (2019). В 2021 г. объём грузооборота достиг максимальных значений за всю историю подсчёта – 589 млн тонно-километров (439 млн в 2020; 482 млн в 2019).
В стране насчитывается 13 международных аэропортов, крупнейшими из которых являются аэропорты Каира, Хургады, Шарм-эш-Шейха, Александрии и Луксора. Главная воздушная гавань страны – Международный аэропорт Каира (расположен в 22 км к северо-востоку от границы города), являющийся 1-м в Африке по пассажирообороту (11,3 млн человек) и 2-м на континенте по грузообороту (333,5 тыс. т, 2021), является базовым хабом для национального перевозчика – авиакомпании EgyptAir.