Эффект пренебрежения знаменателем
Эффе́кт пренебреже́ния знамена́телем (англ. denominator neglect), когнитивное искажение, которое заключается в том, что наблюдатель некоторого события придаёт больше значения числителю (количество раз, когда событие произошло), чем знаменателю (общее возможное количество раз, когда событие может произойти) (Mikušková. 2015). Например, люди, подверженные этому эффекту, предпочтут лотерею с шансом выиграть в 9 случаях из 100, чем в 1 из 10. Впервые эффект описан Валери Ф. Рейной и Чарлзом Дж. Брейнердом из Корнеллского университета (Reyna. 1991; Reyna. 1994; Reyna. 2008).
Одна из самых известных задач, демонстрирующих эффект пренебрежения знаменателя, приводится Д. Канеманом в книге «Думай медленно… Решай быстро» (Канеман. 2014). Есть два описания одной и той же ситуации. Первое описание: «вакцина, предотвращающая развитие смертельной болезни у детей, в 0,001 % случаев приводит к инвалидности». Второе описание: «один ребенок из 100 000 детей, привитых этой вакциной, на всю жизнь останется инвалидом». При чтении первой формулировки риск кажется не таким большим, как при прочтении второй. Канеман объясняет это тем, что значимость риска повышается при упоминании конкретной частоты в отличии от упоминания вероятности исхода.
Ещё одна задача, описанная Канеманом, – задача выбора сосудов. Испытуемому предлагается два сосуда. В каждом из сосудов есть красные призовые шарики. Известно, что в сосуде А находится 10 шариков, из которых только 1 красный. А в сосуде Б – 100 шариков, из которых красных – 8. Нужно выбрать сосуд, из которого испытуемый будет доставать шарик. Если перевести соотношение шариков в проценты, то возможный выигрыш при выборе сосуда А составляет 10 %, при выборе сосуда Б – 8 %. Получается, что, выбрав сосуд А, испытуемый имеет больше шансов вытянуть призовой шарик. Однако, по данным Канемана, 30–40 % испытуемых выбирают вариант Б.
Психологи Д. Алонсо и П. Фернандес-Беррокаль предлагают два объяснения работы эффекта пренебрежения знаменателя (Alonso. 2003). Первая причина состоит в том, что люди лучше понимают целые числа, чем их соотношения, т. к. числа более конкретны. Вторая – люди лучше понимают маленькие числа, чем большие, т. к. они также более конкретны и их можно легко представить. Например, людям легче представить соотношение 1 к 20, чем 10 к 200.