Джамму и Кашмир (княжество)
Джа́мму и Кашми́р, княжество в северо-западной части Южной Азии (середина 19 – середина 20 вв).
Образование княжества
В середине 19 в. при непосредственном участии британской колониальной администрации произошло объединение регионов Джамму, Кашмир и Ладакх в один политический субъект. До образования княжества Джамму и Кашмир его территория входила в состав Дурранийской империи, а в 1799 г. оно оказалось в составе Сикхского государства. Район Кашмирской долины с прилегающими территориями, согласно Амритсарскому договору 1846 г., ознаменовавшему конец англо-сикхских войн, перешёл за выкуп в 7,5 млн рупий первому князю Джамму и Кашмира – Гулабу Сингху (1792–1857, правил княжеством в 1846–1857), который проявлял лояльность к колониальным властям. К этому моменту владения махараджи Гулаба Сингха, проводившего экспансионистскую политику, помимо собственно Джамму, уже включали области Ладакх (подчинён в 1834) и Балтистан (1840). Во время сипайского восстания 1857–1859 гг. княжество Джамму и Кашмир поддержало англичан. К 1860 г. правитель Джамму и Кашмира Ранбир Сингх (1830–1885, правил в 1857–1885) завоевал область Гилгит, расположенную на северных границах княжества.
Этнический и религиозный состав княжества
В период британского пребывания в Индии княжество Джамму и Кашмир оставалось одним из многочисленных традиционных анклавов, специфика которого состояла в том, что правящая прослойка была представлена в основном дограми-индусами, а большинство населения составляли мусульмане-сунниты различной этнической принадлежности, прежде всего кашмирцы.
Противоречивый и непрочный характер взаимоотношений регионов Джамму, Кашмир и Ладакх и сложный религиозный и этнический состав населения обусловили этноконфессиональную конфликтность развития княжества. Три составляющие региона обладали несовпадающими природно-географическими и социально-экономическими характеристиками, существенными различиями по составу населения.
Более 97 % населения Кашмирской долины – мусульмане. Индусская община преобладала в регионе Джамму, но была сравнительно малочисленна в регионах Кашмир и Ладакх. Регион Ладакх населяли буддисты и мусульмане-шииты, проживающие в районах Лех и Каргил соответственно.
Конфессиональному разнообразию соответствовало сложное этническое деление. Самыми многочисленными и доминирующими в политической жизни княжества были кашмирцы-сунниты, населявшие Кашмирскую долину. Кашмирские брахманы представляли среди этнических кашмирцев малочисленную, но сплочённую индусскую общину. Второй по численности этнической общностью были догры – народ, близкий к панджабцам. Поскольку княжеством Джамму и Кашмир всё время существования правил махараджа-догр – индус по вероисповеданию, некоторые представители этой этнической группы пользовались до 1947 г. привилегированным положением. Специфическая этническая ситуация сложилась в регионе Ладакх, который населяли тибето-бирманские народы – ладакхи, в основном буддисты и балти, преимущественно шииты. Первые составляли большинство в районе Лех, а последние доминировали в районе Каргил.
Политическая история княжества
Княжество достигло расцвета при третьем махарадже – Пратапе Сингхе (1848–1925, правил в 1885–1925). В период его правления в Джамму и Кашмире проведена земельная реформа – крестьянам было предоставлено наследственное право владения землёй, но они не имели права продавать землю; отменены ряд налогов и сборов, которые взимались с крестьян, и откупная система; к 1900 г. полностью упразднён бегар (трудовые повинности), который фактически действовал и после запрета, до 1920 г. Проведена муниципальная реформа, в результате чего развилось местное самоуправление в крупных городах княжества. Построены дороги, связывающие отдалённые районы государства, улучшена ирригационная система (в 1907 открыта ГЭС). В городах Сринагар и Джамму были открыты современные больницы. В 1894 г. состоялась вакцинация от оспы. Для улучшения качества воды проложены современные водопроводы в городах Сринагар и Джамму, что также улучшило состояние здоровья населения. С 1916 г. проводилась реформа образования: открыты школы для девочек, начальный уровень обучения стал бесплатным, выдавались стипендии для образования за пределами княжества.
Режим махараджей-догров, в интересах обеспечения стабильности и предотвращения межобщинных конфликтов, стремился сдерживать политизацию общества. Княжество Джамму и Кашмир относилось британскими властями к княжествам «первой группы», или «салютным княжествам», т. е. той категории княжеств, в честь правителей которых на торжественных церемониях давался 21 приветственный салют (количество залпов в честь крупных княжеств варьировалось от 21 до 9). Правители этой группы обладали наибольшим количеством привилегий и правом осуществлять внутреннюю политику.
Создание британцами в 1921 г. Палаты князей как совещательного органа при вице-короле не побудило последнего правителя княжества – Хари Сингха (1895–1961, правил в 1925–1949) – к реформам в системе управления и встраиванию в новую иерархическую систему княжеств. Он стремился к единоличной власти и склонялся к созданию (после ухода англичан из Южной Индии, который произошёл в 1947) самостоятельной государственности. Исходя из этих соображений, Хари Сингх препятствовал деятельности в княжестве сил национально-освободительного движения – Индийского национального конгресса (ИНК) и Мусульманской лиги (МЛ). Вместе с тем общинная и политическая обстановка в Индии в 1-й половине 20 в. не могла не оказывать воздействия на княжество – в 1920-е гг. там возникли первые общественные организации, объединившие образованных представителей мусульманской общины. В 1932 г. в Джамму и Кашмире создана первая партия – Мусульманская конференция (МК), которая апеллировала к религиозным чувствам населения и выдвинула требования режиму махараджи по обеспечению культурных и социально-экономических прав последователей ислама. В ходе постепенной демократизации политического процесса в деятельности МК на первый план вышла борьба за участие в системе управления. Этот конфликт привёл к тому, что к началу 1940-х гг. в Джамму и Кашмире оформились 2 основные партии, которые отражали региональный расклад сил в княжестве.
В 1939 г. на базе МК была создана светская Национальная конференция (НК) во главе с популярным среди кашмирцев политическим деятелем Шейхом Абдуллой (1905–1982), пропагандировавшим идеологию «кашмирского национализма». Не вошедшие в новую партию, а также отколовшиеся от неё после «пакистанского съезда» МЛ (прошёл в Лахоре в 1940, там была провозглашена знаменитая Лахорская резолюция о необходимости создания мусульманской государственности в Южной Азии) сторонники религиозно-общинной консолидации мусульман воссоздали в 1942 г. МК. Если НК получила поддержку прежде всего в Кашмирской долине, то лозунги МК нашли понимание у мусульман-некашмирцев, которые составляли большинство населения в западных районах (Мирпур, Пунч, Музаффарабад) княжества и были духовно, культурно и экономически связаны со своими единоверцами из соседнего Панджаба (Пенджаба). В 1940-е гг. НК, для расширения массовой поддержки, стала акцентировать свой светский характер и сотрудничать с ИНК, в то время как МК солидаризировалась с МЛ и полностью поддержала «теорию двух наций» и курс на раздел Британской Индии по религиозному принципу. Политические процессы на субконтиненте и нарастание межобщинной напряжённости накануне получения Индией независимости способствовали углублению противоречий между НК и МК, сыгравших важную роль при последующем разделе территории княжества в ходе первой индийско-пакистанской войны в 1947–1948 гг.
Княжество после раздела Британской Индии
3 июня 1947 г. последний вице-король Британской Индии, лорд Луис Маунтбеттен, представил свой план, предусматривающий раздел колонии. Решение о дальнейшей судьбе княжеств должны были принимать правители самих княжеств. В ходе раздела Британской Индии в августе 1947 г. и образования двух суверенных государств – Индии и Пакистана – оба стали добиваться присоединения княжества Джамму и Кашмир к своим территориям. На момент официального объявления независимости Индии (15 августа 1947) махараджа Хари Сингх продолжал занимать неопределённую позицию в вопросе о присоединении княжества к одному из доминионов или сохранении независимого статуса. Хари Сингх преследовал целью создание на основе своего княжества нейтральной территории и получение помощи от двух сопредельных государств. 12 августа 1947 г. он направил лидерам будущих Индии и Пакистана послания, в которых предлагал заключить с обоими соглашения о временном статус-кво (Standstill Agreement) сроком на 1 год. Поднятый 22 октября пуштунскими ополченцами в г. Пунч мятеж под лозунгами создания Азад-Кашмира (Свободного Кашмира) привёл к тому, что уже 24 октября повстанцы подошли к столице княжества – г. Сринагар. С территории Пакистана начались вторжения в Кашмир вооружённых пуштунских племён, и махараджа обратился к Индии за помощью, а также заявил о желании Кашмира войти в состав Индийского союза. Под угрозой захвата столицы княжества пуштунскими племенами Хари Сингх бежал в Дели, где 26 октября подписал акт о присоединении княжества к Индии. В октябре 1947 г., после официального оформления присоединения к Индии Джамму и Кашмира в границах существовавшего княжества (одна треть которого уже удерживалась Пакистаном), туда были введены индийские войска, которые на подступах к столице княжества остановили наступление вторгшихся из Пакистана боевых отрядов.
Вооружённый конфликт между Индией и Пакистаном продолжался более 1 года. 1 января 1948 г. Индия обратилась в Совет Безопасности ООН (СБ ООН), обвиняя Пакистан во вмешательстве во внутренние дела Кашмира. 15 января 1948 г. с ответной жалобой на Индию в СБ ООН обратился Пакистан, заявляя, что Индия подавляет народное восстание против деспотичного режима правителя княжества – махараджи Хари Сингха. Первыми международными документами по Кашмиру являются резолюции СБ ООН № 38 от 17 января 1948 г. (о призыве к Индии и Пакистану принять меры для разрешения конфликта), № 39 от 20 января 1948 г. (о создании комиссии по урегулированию Кашмирского конфликта), № 47 от 21 апреля 1948 г. (о подготовке референдума о самоопределении Кашмира), № 51 от 3 июня 1948 г. (подтверждала 3 предыдущие резолюции).
Военные действия в Кашмире прекращены 1 января 1949 г. Фактически Хари Сингх лишился власти в 1947 г., однако оставался титульным махараджей до 1952 г., когда он вынужден был покинуть княжество. В соответствии с рекомендацией Комиссии ООН от 18 июля 1949 г. Индия и Пакистан приступили к переговорам о перемирии и демаркации линии прекращения огня, разделившей Кашмир на 2 зоны – Джамму и Кашмир (с центром в Сринагаре) под юрисдикцией Индии и контролируемые Пакистаном территории – Азад-Кашмир (с центром в Музаффарабаде). Северные территории (Гилгит и Балтистан) оказались в зоне влияния Пакистана, а позднее Китая. Однако решение о проведении плебисцита, принятое в ходе переговоров, не было выполнено ни в то время, ни впоследствии, поскольку стороны оказались не готовы вывести свои войска из контролируемых ими районов Кашмира. Конфликт вокруг Кашмира, являясь одним из важнейших нерешённых вопросов в отношениях Индии и Пакистана с августа 1947 г., становился причиной многочисленных пограничных конфликтов и войн в Южноазиатском регионе.