Дорожные знаки
Доро́жные зна́ки, элементы обстановки дорог, содержащие условные обозначения или надписи для информирования участников дорожного движения об условиях движения, его особенностях и необходимых режимах, а также о маршруте следования. Представляют собой фигуры определённой формы, размеров и окраски.
Международный характер автомобильного сообщения вызвал необходимость в унификации дорожных знаков. Первым соглашением в этой области была Парижская конвенция по автомобильному движению (1909), которая предусматривала использование четырёх предупреждающих дорожных знаков круглой формы, указывающих на наличие перекрёстка, железнодорожного переезда, извилистой дороги, неровностей на проезжей части. В Конвенции 1926 г. (Париж) число дорожных знаков возросло до шести; была установлена треугольная (вместо круглой) форма предупреждающих знаков. Дальнейшим шагом явилась Конвенция 1931 г., принятая в Женеве на очередной конференции по дорожному движению. В соответствии с этой Конвенцией число дорожных знаков увеличилось до 26, причём они были классифицированы по 3 группам: предупреждающие, предписывающие, указательные.
До Второй мировой войны 1939–1945 гг. в различных странах мира действовали две основные системы дорожных знаков: европейская и американская. Европейская система соответствовала Конвенции 1931 г. и была основана на применении преимущественно символов. В американской системе в большинстве случаев вместо символов использовались надписи. После окончания 2-й мировой войны была предпринята попытка создать единую для всех стран мира систему дорожной сигнализации. В этих целях в 1949 г. в Женеве на Международной конференции по дорожному движению 21 государством были приняты Конвенция о дорожном движении и Протокол о дорожных знаках и сигналах (СССР присоединился к ним в 1959). С этого времени был официально признан термин «дорожное движение». К Конвенции 1949 г. и к Протоколу присоединились многие страны, что способствовало унификации национальных правил движения. Следующим важным этапом в развитии международной регламентации дорожных знаков стало принятие на конференции ООН в 1968 г. в Вене Конвенции о дорожном движении и Конвенции о дорожных знаках и сигналах. Впоследствии конвенции были дополнены Европейскими соглашениями (1971), развивающими положения конвенций применительно к условиям европейских государств. Эти документы ратифицированы всеми европейскими и многими азиатскими странами. США не присоединились к Конвенции о дорожных знаках и сигналах, более того, дорожные знаки в каждом штате отличаются друг от друга. С 2000 г. в рамках Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН был принят ряд поправок, обновляющих положения упомянутых международных конвенций и соглашений с учётом опыта стран Европы и США.
В РФ графика и технические характеристики дорожных знаков, утверждённые ГОСТом, разработаны в соответствии с требованиями международных соглашений. Установлены следующие группы дорожных знаков: предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, особых предписаний, информационные, сервиса, а также дополнительной информации (таблички). Основные отличительные особенности знаков, определяющие их принадлежность к той или иной группе, – форма, цвет фона и окаймления.
Предупреждающие знаки сообщают водителю о характере предстоящей опасности и необходимости принять меры, соответствующие обстановке. Знаки приоритета устанавливают очерёдность проезда перекрёстков и узких участков дороги. Запрещающие знаки (общий признак запрещения – круг) вводят или отменяют определённые ограничения в движении. Предписывающие знаки разрешают движение только в определённых направлениях или с определённой скоростью. Знаки особых предписаний вводят или отменяют особые режимы движения, например на улицах с односторонним движением, автомагистралях, в жилых зонах населённых пунктов. Информационные знаки, а также знаки сервиса оповещают об особенностях дорожной обстановки, напоминают об обязанностях выполнять соответствующие обстановке требования правил дорожного движения или информируют о расположении на пути следования обозначенных объектов.
Все знаки должны быть освещены или покрыты светоотражающими материалами, обеспечивающими их распознавание в тёмное время суток на расстоянии не менее 100 м. Знаки устанавливаются справа от проезжей части изображением только навстречу движению. В случае если условия движения таковы, что знаки, расположенные справа по ходу движения, могут быть не замечены водителями, они должны быть продублированы над проезжей частью, на разделительной полосе или на левой стороне дороги (улицы). Перед железнодорожными переездами, местами производства дорожных работ и перекрёстками некоторые дорожные знаки должны быть повторены с правой стороны от проезжей части на разделительной полосе. Установка знаков и уход за ними, обеспечивающие их соответствие требованиям стандарта, производятся организациями, в ведении которых находятся улицы или дороги.