Договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер)
Догово́р фрахтова́ния возду́шного су́дна (воздушный чартер), вид гражданско-правового договора, в соответствии с которым одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты. Осуществление чартерных воздушных перевозок регулируется Воздушным кодексом РФ (ВзК РФ) (ст. 104 ВзК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 787 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами, кодексами и иными законами. Однако, как отмечается в научной литературе, ВзК РФ ограничился лишь общим определением данного договора. Какие-либо нормы о порядке заключения воздушного чартера, его форме и содержании отсутствуют (Брагинский М. И. Договорное право. Кн. 4. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. М., 2003. С. 226).
Кроме того, в научных статьях отмечается неопределённость формулировки ст. 104 ВК РФ, в результате чего происходит смешение договора аренды (фрахтования на время) воздушного судна и договора фрахтования (чартера) [Рублевский М. И. Правовая природа договора фрахтования воздушного судна (воздушный чартер) по законодательству Российской Федерации // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2012. № 4 (33). С. 95].
В этой связи отсутствует единообразие в понимании правовой природы договора воздушного чартера и, соответственно, норм ГК РФ, которые подлежат применению для регулирования отношений сторон.