Демократическая Республика Конго. Театральная культура
Театра́льная культу́ра Демократи́ческой Респу́блики Ко́нго. Становление драматического театра в Демократической Республике Конго (ДРК) как самостоятельного вида искусства началось с приходом бельгийских колонизаторов в конце 19 в. Этот процесс происходил на фоне вытеснения традиционных верований и обрядов и внедрения христианства. Миссионеры и преподаватели французского языка ставили небольшие пьесы в школах в дидактических целях.
Театральная жизнь активизировалась в конце Второй мировой войны, когда в Бельгийском Конго появилось значительное число европейцев. В крупных городах страны – Леопольдвиле (ныне Киншаса) и Элизабетвиле (ныне Лубумбаши) – появились труппы европейского образца. В 1955 г. конголезский драматург А. Монгита (Albert Likeke Mongita) возглавил коллектив «Лифоко» (Ligue folklorique du Congo; существовал до середины 1960-х гг.). Его труппа ставила небольшие сценки на сказочные и бытовые сюжеты, выступала на городских сценах, выезжала в отдалённые районы с программами, включавшими песенный и танцевальный фольклор, акробатику и клоунаду.
В 1957 г. в Леопольдвиле организован Комитет народных спектаклей с участием режиссёров из Брюсселя. В начале 1960-х гг. основан Театральный африканский союз (Union Théâtrale Africaine). В 1965 г. из его состава вышла группа актёров, образовавших «Театр двенадцати» (Théâtre de Douze). Они ставили своей целью развитие национального театра на основе изучения европейской культуры. В 1967 г. в Киншасе учреждена Национальная консерватория музыки и драматического искусства, послужившая основой для создания Национального института искусств (Institut National des Arts, 1971). Появлялись школьные, университетские и любительские театры.
В 1969 г. драматург М. Миканза (Mobyem M. K.-Mikanza), основавший в 1967 г. в г. Киквит (провинция Бандунду, ныне – провинция Квилу) «Маленький чёрный театр» (Petit Théâtre Noir), был приглашён в столицу для создания Национального театра (Théâtre National, официально существует с 1973). Несмотря на неблагоприятную политическую и социальную обстановку 1990-х – начала 2000-х гг., театральное искусство Конго продолжило развиваться в двух основных направлениях – классическом и народном. Классическое направление представляют: Национальный театр, Театральная компания Национального института искусств (Compagnie de Théâtre de l'Institut National des Arts), а также частные компании в Киншасе – «Интриганы» (Intrigants, 1982), «Марабу» (Marabout, 1984), «"М" Мажискюль» (Magiesquel, 1987), «Экюри Малоба» (Ecurie Maloba, 1988), «Там-Там» (Tam-Tam, 1990).
Среди коллективов народного направления: «Салонго» (Salongo, 1975), «Театр Плюс» (Théâtre Plus, основатель – Масубу Дебриндет, 1988), «Симба» (Simba, 1998), все находятся в Киншасе. Получили развитие драма, комедия, политическая сатира. Центральными для драматургов и постановщиков стали актуальные проблемы – полигамия, здравоохранение, коррумпированность чиновников, деятельность религиозных сект, состояние окружающей среды и др. В 2000-х гг. в Киншасе был наиболее популярен П. Чибанда (Сhibanda) – мастер представления народных сказаний, известный своими юмористическими рассказами.
Ежегодно 20 января отмечается День национального театра, проходят фестивали искусств и фольклора, в которых принимают участие многочисленные танцевальные коллективы. Театры объединены в Национальную театральную федерацию (создана в 1980 в Киншасе).
В 21 в. театральная деятельность подчинена Министерству культуры и искусств. Наиболее известные театральные площадки ДРК – «Зелёный театр» (Theatre de Verdure; построен в 1970 как театр под открытым небом), Centre Wallonie Bruxelles (культурный центр, в репертуаре театральной труппы которого постановки по пьесам конголезских авторов), Tarmac des Auteurs (кукольные спектакли, театрально-танцевальные представления) – все в Киншасе. Также в столице работает конголезское отделение Международного института театра.
В 2001 г. при Университете Киншасы создан театр «Фемената» (Feminata) для привлечения внимания к соблюдению прав человека и положению женщин в обществе (финансируется правительственными организациями).