Дельтаплан
Дельтапла́н, сверхлёгкий (от 10 до 40 кг) планёр с балансирным управлением и гибким крылом, имеющим в плане вид греческой буквы Δ. Разбег при взлёте и посадка дельтаплана осуществляются с помощью ног пилота. Конструкция дельтаплана состоит из каркаса, изготавливаемого из холоднотянутых дюралюминиевых труб с наружными диаметрами от 25 до 60 мм и толщиной стенок от 1,0 до 2,0 мм, и мягкой обшивки из высокопрочных синтетических материалов (лавсана, дакрона, майлара, трилама). У современных спортивных аппаратов отдельные элементы каркаса могут выполняться из углепластика. Поверхность крыла в полёте имеет вид двух конических поверхностей, совмещённых у вершины. Дельтаплан управляется за счёт перемещения пилота, располагающегося сидя или лёжа в специальной подвесной системе, относительно рулевой трапеции, жёстко соединённой с каркасом (балансирный способ управления, предложенный в 1891 О. Лилиенталем). Форма крыла дельтаплана берёт своё начало от летательных аппаратов, разработанных Ф. Рогалло (1951, США). Первые полёты на прототипах дельтаплана, буксируемых автомобилем или катером, проводились с середины 20 в. Современные дельтапланы появились в начале 1970-х гг., после изобретения подвесной системы и рулевой трапеции, что позволило выполнять старт с помощью ног и совершать свободный полёт. Основное применение дельтаплана – спортивные полёты (см. Дельтапланерный спорт). На основе конструкции дельтаплана созданы летательные аппараты с силовой установкой: мотодельтапланы, взлёт которых осуществляется с помощью ног пилота, и дельталёты, оснащённые тележкой с колёсным шасси. Дельталёт является самым распространённым аппаратом сверхлёгкой авиации для практического применения (чаще всего используют в сельском хозяйстве для опыления полей).