Бурунди. Хозяйство. Транспорт
Тра́нспорт Буру́нди. Транспортное сообщение Бурунди находится в ведении Министерства транспорта и осуществляется автомобильным, авиационным и водным транспортом (по озеру Танганьика). Вклад транспорта в валовой внутренний продукт (ВВП) составляет 4,2 % (2015; 4,0 % в 2010).
Автомобильный транспорт
Автомобильный транспорт является основным средством грузопассажирских перевозок в стране. Плотность автодорог составляет 41,3 км на 100 км2 (2021), общая протяжённость – 11,5 тыс. км (2021; в том числе 1,7 тыс. км с твёрдым покрытием). Дороги подразделяются на национальные (1,9 тыс. км, из них 1,6 тыс. км с твёрдым покрытием), региональные (2,5 тыс. км, из них 9 км с твёрдым покрытием), городские (2,6 тыс. км, все грунтовые) и туристические (4,5 тыс. км, все грунтовые).
Следующие автомагистрали связывают столицу с соседними странами, проходя через основные районы производства чая и кофе: Бужумбура – Мурамвья – Гитега (80 км), Бужумбура – Нгози (84 км), Бужумбура – Ньянза-Лак – Кигома в Танзании (146 км), Бужумбура – Ругомбо – Руанда (80,8 км), Ругомбо – Каянза – граница с Руандой (133 км).
Международные автоперевозки осуществляются по четырём т. н. коридорам: Северному (Бужумбура – Момбаса, Кения; протяжённость маршрута 2 тыс. км; используется преимущественно для экспорта чая и кофе и импорта топлива), Центральному (Бужумбура – Дар-эс-Салам, Танзания; 1,7 тыс. км), Южному (Бужумбура – Мпулунгу, Замбия), Восточному (Бужумбура – Кигома – Дар-эс-Салам, Танзания).
Большинство грузовых перевозок осуществляется частными компаниями. Перевозки общественным транспортом (международные и внутренние) обслуживаются государственной компанией OTRACO.
По данным национальной статистики, автопарк Бурунди насчитывает 17,5 тыс. единиц автомототехники (2021; 9,5 тыс. мотоциклов, 5,9 тыс. легковых автомобилей, 1,2 тыс. грузовиков, 0,4 тыс. фургонов, 0,3 тыс. тракторов, 0,2 тыс. автобусов). На 1 тыс. человек приходится 10 единиц автомототехники (2019). Ремонтные работы и технический осмотр автотранспорта осуществляет государственная компания OTRACO.
Железнодорожный транспорт
В 1947–1982 гг. в Бурунди действовала узкоколейная (600 мм) железная дорога, обслуживавшая порт Бужумбуры. В 2022 г. Танзания и Бурунди подписали соглашение о строительстве железной дороги между Гитегой в Бурунди и Увинзой в Танзании (282 км).
Внутренний водный транспорт
Водный транспорт действует в основном на озере Танганьика (на 8 % находится на территории Бурунди) и является важным компонентом транспортной системы страны: внешнеторговые пути проходят из Бужумбуры в Дар-эс-Салам (Танзания), с выходом к Индийскому океану.
Порт Бужумбуры оснащён складскими помещениями и погрузочно-разгрузочной техникой, имеет 5 причалов длиной 500 м каждый (один причал выделен для разгрузки нефтепродуктов), что позволяет принимать одновременно несколько небольших озёрных судов. Грузооборот − 249,3 тыс. т (2021; 228,3 тыс. в 2020; 82,0 тыс. в 2015). Торговый флот Бурунди представлен 19 судами общим водоизмещением 10 тыс. т (2020). Через порт вывозятся преимущественно товары традиционного экспорта: кофе, чай, хлопковое волокно, кожи, руды (олово). Ввозятся продовольствие, машины, оборудование, нефтепродукты. Бурунди не имеет собственного флота пассажирских судов.
С 2012 г. управление инфраструктурой осуществляет частная компания Global Port Services Burundi (GPSB).
Авиационный транспорт
Авиационная инфраструктура Бурунди включает международный аэропорт имени Мельхиора Ндадайе (1952; в 13 км от г. Бужумбура; с твёрдым покрытием; 217,4 тыс. пассажиров в 2019) и малые аэропорты: Кирундо, Гихохи, Руйиги, Мвумба. Основной авиаперевозчик страны – национальная компания Burundi Airlines (2021). Прочие авиакомпании, осуществляющие перелёты в Бурунди (2018): Brussels Airlines, Ethiopian Airlines, Air Tanzania, Kenya Airways, RwandAir, Uganda Airlines. Суммарный пассажирооборот – 180 тыс. человек (2015; 140 тыс. в 2010; 66 тыс. в 2000), грузооборот – 4,7 тыс. т (2015; 3,5 тыс. в 2010; 3 тыс. в 2000).
Руководство авиатранспортом осуществляет Управление гражданской авиацией Бурунди – государственная организация под эгидой Министерства транспорта (совмещает функции регулятора и оператора).