Бежевец Александр Саввич
Бежеве́ц Алекса́ндр Са́ввич (16.7.1929, село Слепчицы Черняховского района Волынского округа Украинской ССР, ныне Житомирская область, Украина – 22.7.2015, Москва), советский лётчик-испытатель, заслуженный лётчик-испытатель СССР (1971), генерал-майор авиации (1978), Герой Советского Союза (1975).
В 1948 г. окончил 13-ю Киевскую спецшколу Военно-воздушных сил (ВВС) и поступил на учёбу в Батайское военное авиационное училище лётчиков имени А. К. Серова (ныне Краснодарское высшее военное авиационное ордена Дружбы народов училище лётчиков имени Героя Советского Союза А. К. Серова). После окончания училища (1951) продолжил работать в нём лётчиком-инструктором, как один из лучших выпускников.
В 1956–1959 гг. проходил учёбу в Ленинградской Краснознамённой военно-воздушной инженерной академии имени А. Ф. Можайского (ныне Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского). После её окончания направлен в Государственный Краснознамённый научно-испытательный институт ВВС (ГК НИИ ВВС, ныне 929-й Государственный лётно-испытательный центр имени В. П. Чкалова Министерства обороны Российской Федерации) на должность помощника ведущего инженера-испытателя. В 1960 г. переведен на лётно-испытательную работу, служил до увольнения из армии (1988) лётчиком-испытателем.
Осуществил в рамках программ государственных лётных испытаний полёты опытных образцов сверхзвуковых самолётов: МиГ-25 [по кодификации НАТО – «Летучая лисица» (англ. Foxbat)], разведчика МиГ-25Р (1966–1967), тактического бомбардировщика МиГ-23Б (1969–1970), МиГ-27К (1974), МиГ-31 (1979), МиГ-29 (1980–1981), реактивного военно-транспортного самолёта Ан-124 (1983–1984) и других самолётов.
В начале 1970-х гг. участвовал в боевых действиях в Египте. Был командиром особого отряда, на вооружении которого состояли новейшие советские сверхзвуковые самолёты-разведчики МиГ-25Р. Лично совершил 50 разведывательных вылетов. Израильские военные неоднократно предпринимали попытки догнать и сбить самолет Бежевца, применяя истребители «Фантом», «Мираж» и зенитно-ракетные комплексы «Хок». Однако он, развив рекордную по тем временам скорость 3 тыс. км/ч на высоте до 25 км, каждый раз уходил от противника.
В ходе испытаний опытных образцов самолётов, созданных в конструкторских бюро А. И. Микояна (МиГ-21, МиГ-27), П. О. Сухого (Су-7Б, Су-9, Су-11, Су-15, Су-27), А. С. Яковлева (Як-25П, Як-25-РВ, Як-27-Р), О. К. Антонова (Ан-26, Ан-28, Ан-72, реактивного военно-транспортного самолёта Ан-124 «Руслан») и С. В. Ильюшина (Ил-76), проявил себя специалистом-профессионалом самого высокого класса. Всего за время работы лётчиком-испытателем освоил пилотирование 80 типов самолётов и их модификаций, налетал 3500 ч.
Во время одного из испытательных полетов с риском для жизни спас самолёт МиГ-27 в нештатной ситуации: самолёт падал с высоты 9 тыс. м с серьёзным штопорным вращением. Применение всех ранее отработанных методик вывода самолёта из штопора не дали результата. Только у самой земли, благодаря выдержке и умению, Бежевец вывел самолёт из неуправляемого вращения, сохранил и посадил его.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1975 г. лётчику-испытателю Бежевцу присвоено звание Героя Советского Союза за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники.
В 1975–1983 гг. начальник 1-го Управления ГК НИИ ВВС, занимавшегося испытаниями самолётов в Ахтубинске, в дальнейшем возглавил 4-е научно-испытательное управление, проводившее испытания военно-транспортных самолётов и вертолётов на аэродроме Чкаловский.
В январе 1989 г. уволен в запас в звании генерал-майора авиации. До 1998 г. работал представителем Лётно-исследовательского института имени М. М. Громова на аэродроме Чкаловский.
Лауреат Государственной премии СССР (1981) за успешные испытания сверхзвукового истребителя-перехватчика МиГ-31, премии Правительства Российской Федерации (2012) за значительный вклад в развитие Военно-воздушных сил в области испытаний и исследований вооружения, военной и специальной техники Военно-воздушных сил, способствовавших прогрессу отечественной авиации и средств противовоздушной обороны (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 № 2406-р).
Награждён двумя орденами Ленина (1975, 1982), орденом Красного Знамени (1971), медалями.
Похоронен на Федеральном военном мемориальном кладбище.
После смерти открыта мемориальная доска на доме в посёлке Чкаловский (ныне микрорайон Щёлково-3) Московской области, на улице Ленина, 11, где Бежевец жил с семьей в 2006–2015 гг.