«Бельфорский лев»
«Бельфорский лев». Скульптура Ф. О. Бартольди, автора знаменитой статуи Свободы, – одна из самых значимых скульптурных работ, увековечивших во Франции франко-германскую войну 1870–1871 гг.
Оборона Бельфора заняла одно из ключевых мест во французской героизированной интерпретации войны 1870–1871 гг. Эта крепость выдержала 103 дня осады и сдалась по требованию правительства национальной обороны спустя 2 недели после подписания перемирия. Командовавший гарнизоном крепости полковник А. Данфер-Рошро отказался принять воинские почести от противника, заявив, что не считает себя побеждённым.
Подвиг Бельфора подтолкнул Бартольди на создание гигантской барельефной скульптуры льва прямо в скале у подножия цитадели. Главным источником вдохновения для скульптора после поездки в Египет стал знаменитый Большой сфинкс Гизы. Концепция горельефа льва в скальном основании отсылает также к «Умирающему льву», появившемуся в швейцарском Люцерне в 1821 г. в память о швейцарских гвардейцах, павших 10 августа 1792 г. при защите дворца Тюильри. В отличие от обоих предшественников «Бельфорский лев» не высечен в скале, а выложен из блоков розоватого вогезского песчаника.
Бартольди описывал свой замысел в письме к мэру Бельфора следующим образом: «памятник представляет собой огромную фигуру затравленного льва, загнанного в угол и ещё ужасного в своей ярости» (Цит. по: Belot R. Les paradoxes de la perception politique d’un monument patriotique: le Lion de Belfort // Cahiers de RECITS. 2006. № 4. P. 23). Уроженец Эльзаса и участник войны, скульптор заранее отказался от вознаграждения за свою работу. Сбор средств на сооружение памятника осуществлялся на основе общенациональной подписки и дал около 55 тыс. франков. Работы по монтажу монумента растянулись на 5 лет. Он был открыт 28 августа 1880 г. в 10-летнюю годовщину войны. Длина фигуры льва составила 22 м, а высота – 11 м, что поныне делает её самой высокой каменной статуей во Франции. На пьедестале высечена надпись: «Защитникам Бельфора 1870–1871».
Вопрос о том, куда должно было быть обращено туловище животного, приобрёл политический подтекст. Бартольди предполагал обратить раскрытую пасть льва на восток – в сторону Германии, но французские власти во избежание дипломатических осложнений добились «разворота» скульптуры в противоположную сторону. Политические мотивы побудили власти города отказаться и от проведения официальной церемонии открытия памятника. Вопреки замыслу автора, монумент с самого начала стал рассматриваться публикой как символ будущего «реванша» в силу самого своего расположения: Бельфор с окрестностями стал последним осколком территории Эльзаса, оставшейся за Францией в 1871 г. по условиям мирного договора.
Уменьшенная в 3 раза бронзовая скульптура «Бельфорского льва» украсила одну из центральных площадей Парижа, переименованную в честь полковника Данфера-Рошро (надпись на постаменте: «Национальной обороне, 1870–1871»), её гранитная реплика – одну из площадей Монреаля. «Бельфорский лев» стал самым монументальным и узнаваемым памятником войне 1870–1871 гг., воздвигнутым во Франции. Его образ приобрёл большую популярность у современников и бесконечно тиражировался на почтовых открытках, гравюрах, предметах декоративного искусства. Памятнику Бартольди было посвящено также немало стихов, песен, живописных изображений и карикатур.
Памятник пережил серьёзную реставрацию к 2011 г., когда отмечалась 140-летняя годовщина обороны Бельфора. Потемневший от времени барельеф был очищен и на какое-то время вернул себе первоначальный розоватый оттенок.