Баччи Антонио
Ба́ччи Анто́нио (итал. Antonio Bacci) (4.9.1885, деревня Джуньола – 20.1.1971, Ватикан), кардинал Римско-католической церкви, сановник Римской курии. Один из самых известных латинистов 20 в. Во время проведения Второго Ватиканского собора приобрёл популярность благодаря участию в оппозиционной деятельности консервативно настроенной части католического духовенства, получившей название «вмешательство кардинала Оттавиани». Поныне обладает авторитетом в среде католиков-традиционалистов, а его мемуары и труд «Размышления на каждый день» (1959) переиздаются до сих пор.
Родился в небольшой деревне Джуньола недалеко от Флоренции. В 1909 г. в возрасте 24 лет получил т. н. папскую лицензию священного богословия (итал. licenza Pontificia in sacra teologia) в семинарии Флоренции, после чего 9 августа того же года был рукоположен в сан священника. За годы обучения Баччи продемонстрировал отличную подготовку в классических дисциплинах и прекрасное владение латинским языком. Благодаря своей квалификации был назначен профессором, а затем настоятелем семинарии кардиналом-архиепископом Флоренции А. М. Мистранджело.
В 1921 г. Государственный секретариат Ватикана заявил о необходимости наличия в штате опытного латиниста. По рекомендации Мистранджело Баччи прибыл в Рим, где и остался до конца своей жизни, исполняя разнообразные обязанности при Святом Престоле и занимая различные должности на службе у пап Римских Пия XI, Пия XII, Иоанна XXIII и Павла VI. Перед конклавом 1958 г., не будучи на тот момент кардиналом, Баччи обратился к выборщикам с просьбой избрать «святого папу... Новый наместник Христа должен быть мостом между небом и землей… между социальными классами… и между народами – даже теми, которые отвергают и преследуют христианскую религию» (Religion: Pastor of Souls. 1958).
На заседании консистории от 28 марта 1960 г. папа Римский Иоанн XXIII возвёл Баччи в сан кардинала-диакона с титулярной диаконией Сант-Эудженио. Позднее, 5 апреля 1962 г., Баччи был назначен титулярным архиепископом Колонии в Каппадокии, а 19 апреля следующего года рукоположен в епископы лично папой, сослужителями которого во время хиротонии выступили кардиналы Дж. Пиццардо и Б. А. Мазелла.
Баччи был в числе участников 2-го Ватиканского собора. Являясь одним из ведущих экспертов Ватикана в области латыни, иерарх решительно выступал против служения мессы на национальных языках. На одном из заседаний собора 24 октября 1962 г. он выступил с речью в защиту латинского языка в качестве богослужебного (Mattei. 2012. P. 243), сказав в числе прочего: «Национальные языки, по моему мнению, не должны использоваться при совершении мессы, потому что это может создать серьёзную опасность и вред; ведь то самое, чего мы все желаем добиться, а именно большее участие народа в Евхаристической жертве, а для слушателей – большее понимание того, что читает священник, может быть достигнуто другим и более подходящим образом» (Acta Synodalia Concilii... 1970. P. 408).
После завершения 2-го Ватиканского собора и реализации литургической реформы, результатом которой стал полностью переработанный Римский миссал, Баччи вместе с кардиналом А. Оттавиани направили папе Римскому Павлу VI критическое рассмотрение нового чина мессы, снабдив его сопроводительным письмом. Исследование было проведено группой богословов под руководством архиепископа М. Лефевра. В документе критиковались как чин реформированного богослужения, так и новый миссал в целом. По заявлению иерархов, проведённое ими исследование выявило, как новый чин мессы «представляет собой... поразительный отход от католического богословия Мессы в том виде, как оно было сформулировано на 22-й сессии Тридентского собора... Недавние реформы достаточно продемонстрировали, что новые изменения в литургии не могли свершиться без введения в полное замешательство части верующих, которые уже проявляют признаки беспокойства и несомненного ослабления своей веры» (Альфредо кардинал Оттавиани // Pro Hereditate Catholica). В качестве основных пунктов критики особо выделялись следующие:
Новое определение мессы как собрания евхаристической общины, а не как жертвы, предлагаемой Богу.
Низведение сакральной роли католического священника до положения, схожего с протестантским служителем.
Имплицитное отрицание факта действительного присутствия Христа с его телом, душой и божеством в евхаристических Дарах, а также превращение пресуществления хлеба и вина из сакраментального действия в простой пересказ истории Тайной вечери.
Одной из наиболее известных публикаций кардинала Баччи является «Lexicon Eorum Vocabulorum Quae Difficilius Latine Redduntur» – словарь современных терминов на латыни; в частности, иерарх изобрёл такие слова, как gummis salivaria («жевательная резинка»), и diurnarius scriptor («газетный репортёр»). Это был стандартный справочник для современных авторов, пишущих на латыни, пока его не заменил «Lexicon Recentis Latinitatis».
Баччи скончался в Ватикане в возрасте 85 лет, похоронен в родной Джуньоле.