Армоцемент
Армоцеме́нт, бетон на мелком заполнителе, армированный частыми сварными или ткаными сетками из тонкой проволоки. Диаметр проволоки составляет 0,5–1,2 мм, шаг стержней в сетке 6–12,5 мм. Равномерное распределение арматуры в бетоне придаёт армоцементу однородность, повышенную сопротивляемость раскрытию трещин, улучшает его упругие свойства. Это определило область применения армоцемента для изготовления тонкостенных (толщиной 10–30 мм) пространственно работающих конструкций, главным образом покрытий складчатого или волнистого профиля с пролётами сводов 10–40 м и более. Армоцементные конструкции применяются при возведении резервуаров, в судостроении, в гидротехническом и ирригационном строительстве и т. п. Также армоцементы используют при моделировании конструкций для исследования моделей оболочек на упругопластичных и пластичных стадиях работы. Для повышения трещиностойкости и уменьшения прогибов конструкций из армоцемента рабочая арматура в виде тканых сеток или проволок может быть предварительно напряжённой. Недостатки армоцемента: низкая (по сравнению с обычным железобетоном) огнестойкость, необходимость антикоррозийной защиты поверхности конструкций.
Разработчиком конструкций из армоцемента является итальянский инженер П. Л. Нерви, применивший армоцемент в 1943 г. для сооружения морской яхты. В дальнейшем по его проектам с использованием армоцементных конструкций был возведён ряд уникальных зданий, в том числе выставочный зал в Турине с волнообразным сводчатым покрытием (пролёт 95 м; 1948). В России конструкции из армоцемента впервые применены в 1957 г. в покрытиях Московского рынка в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) и станции метро «Ленинские горы» (ныне «Воробьёвы горы») в Москве.