АПР-ЗМЭ «Гриф» (авиационная противолодочная ракета)
АПР-ЗМЭ «Гриф» (авиационная противолодочная ракета), средство поражения современных и перспективных подводных лодок в надводном и подводном положениях, а также под перископом, идущих со скоростью до 40 узлов, в условиях гидроакустического противодействия, во всех районах Мирового океана (включая мелководье), при волнении моря до 6 баллов. Применяется в составе авиационных противолодочных комплексов. Является экспортным вариантом противолодочной ракеты АПР-ЗМ (которая входит в боекомплект вертолёта Ка-27М).
Разработка и принятие на вооружение
Авиационная противолодочная ракета «Гриф» разработана Государственным научно-промышленным предприятием «Регион» (в 1969–1980 – НИИ прикладной гидромеханики, ныне в составе Корпорации «Тактическое ракетное вооружение»). Впервые продемонстрирована на международных выставках в 2017 г. Серийное производство начато в 2021 г. АПР-ЗМЭ, как и АПР-ЗМ, является модернизацией первой ракеты этого типа, АПР-3 «Орёл-М», принятой на вооружение в 1991 г.
Особенности конструкции
АПР-ЗМЭ «Гриф» имеет цилиндрический корпус с полусферическим головным обтекателем и конической хвостовой частью, на которой расположены стабилизаторы с рулями. В хвостовой части также крепится модуль торможения с парашютной системой, оснащённый кольцевым стабилизатором.
Система управления
Система управления включает в себя автопилот, приборы инерциальной навигации и высокоэффективную акустическую систему наведения, которая способна засекать и сопровождать малошумные цели, в том числе при наличии помех и во время работы двигателя.
Двигатель
Двигатель турбоводомётный на гидрореагирующем твёрдом топливе. Во время движения забортная вода поступает в двигатель и инициирует горение топлива, что обеспечивает образование реактивной струи.
Схема боевого применения
После сброса с самолёта или вертолёта ракета при помощи парашютной системы безопасно опускается и входит в воду с небольшим (15°) дифферентом на нос.
На глубине 20 м ракета сбрасывает элементы, защищающие головку самонаведения и взрыватель. Под водой ракета движется по нисходящей и расширяющейся спирали. Акустическая головка самонаведения производит постоянный поиск подводной лодки по исходящим от неё звуковым волнам.
До глубины 200 м поиск и пеленгация цели происходят с выключенным двигателем. При этом ракета не может быть запеленгована гидроакустическим комплексом (сонаром) подводной лодки. Если цель не найдена до погружения на глубину 200 м, ракета включает двигатель, продолжает погружение и осуществляет поиск.
Найдя цель, ракета выполняет необходимые манёвры и осуществляет атаку. После выработки топлива и при условии, что цель не обнаружена, включается устройство самоликвидации.
Тактико-технические характеристики
Характеристика | Значение |
Длина, м | 3,25 |
Диаметр, м | 0,35 |
Дальность захвата цели, км | 2–2,5 |
Точность пеленгации цели, ° | 1,5–2 |
Максимальная глубина поражения цели, м | 800 |
Угол вхождения в воду, ° | 15 |
Подводная скорость, м/с | 36 |
Масса снаряжённой ракеты, кг | 475 |
Масса боевой части, кг | 90 |
Тип боевой части | Фугасная |
Типы взрывателя | Контактный / акустический неконтактный / временной |
Назначенный срок службы, лет | 10 |