Андреева-Дельмас Любовь Александровна
Андре́ева-Дельма́с Любо́вь Алекса́ндровна [урождённая Тишинская (Тищинская, Тещинская), в замужестве Андреева, сценический псевдоним – Дельмас] [17(29). 9.1884, Чернигов, Российская империя, ныне Украина – 30.4.1969, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], российская певица (меццо-сопрано).
В 1905 г. окончила Санкт-Петербургскую консерваторию (по классу Н. А. Ирецкой), совершенствовалась у М. А. Славиной. В 1905 г. солистка петербургской «Новой оперы» (антреприза А. А. Церетели), в 1906–1907 гг. – Театра Г. Г. Солодовникова (Москва), в 1908–1909 гг. – Киевского оперного театра, в 1910–1911 гг. – Народного дома (Петербург), в 1913–1919 гг. – Театра музыкальной драмы под руководством И. М. Лапицкого (Петроград), в 1919–1922 гг. – Государственного академического театра оперы и балета (название с 1920; ныне Мариинский театр). В 1923–1930 гг. гастролировала по городам России (в том числе в Сибири).
В репертуаре около 60 оперных партий, в том числе Марина Мнишек, Хивря («Борис Годунов», «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского), Амнерис («Аида» Дж. Верди), Ольга, Полина и Графиня, Иоанна («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Орлеанская дева» П. И. Чайковского), Лель и Весна, Любаша («Снегурочка», «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова). Одна из лучших ролей – Кармен (одноимённая опера Ж. Бизе); А. А. Блок посвятил певице цикл стихотворений «Кармен» (1914). Также солировала в оратории Г. Ф. Генделя «Самсон» (Большой зал Петроградской филармонии, 1923), Симфонии № 9 Л. ван Бетховена под управлением О. Фрида (там же, 1924), исполняла камерную музыку.
С 1933 г. преподавала в Музыкальном училище при Ленинградской консерватории, в 1934–1951 гг. – в Ленинградской консерватории (с 1938 доцент); среди учениц – О. Д. Андреева, Т. Е. Смирнова. Во время Великой Отечественной войны участвовала в организации шефских концертов для фронта, награждена медалью «За оборону Ленинграда» (1944).
Муж – певец П. З. Андреев.