ПРУ́ССИЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Матвеева

ПРУ́ССИЯ (Preußen), государство в Центральной и Восточной Европе в 17–20 вв. Столица – Берлин.

Образование государства. Пруссия в 1-й половине 18 в

Сформировалось под властью династии Го­ген­цол­лер­нов на базе курфюршества Бран­ден­бург и герцогства Пруссия, объединившихся в 1618 г. в единое государство. До 1657 г. оставалась польским леном, пока по условиям Велявско-Быдгощского трактата 1657 г. Польша не уступила права на неё Бранденбургу. В 1688 г. после смерти отца, Великого курфюрста Фридриха Вильгельма, курфюрст Фридрих III отказался признать его завещание, по которому часть территорий Бранденбургско-Прусского государства отходила к его сыновьям от второго брака, не допустив тем самым раздробления государства. 4 декабря 1700 г. Фридрих III и император Священной Римской империи Леопольд I заключили т. н. Коронный трактат, по которому император дал своё согласие на создание независимого королевства Гогенцоллернов за пределами империи, а курфюрст подтвердил соглашение 1686 г., заключённое его отцом, о военной поддержке империи в борьбе за Испанское наследство. 18 января 1701 г. курфюрст Фридрих III короновался в столице герцогства Пруссия Кёнигсберге, получив титул «короля в Пруссии» под именем Фридриха I. Эта оговорка свидетельствовала об отказе Гогенцоллернов от претензий на германскую корону и сохранялась в их титулатуре вплоть до распада империи в 1806 г., тогда же Бранденбург стал полноправной частью королевства. 1701 г. принято считать началом собственной истории Пруссии, но название «Королевство Пруссия» государство получило после 1772 г., когда в его состав по 1-му разделу Речи Посполитой вошла т. н. королевская Пруссия, ставшая впоследствии провинцией Западная Пруссия. В 1709 г. столицей Пруссии был объявлен Берлин.

Особенности становления прусского государства – небольшие размеры (10-е место по территории в Европе) и численность населения (по разным оценкам от 2 до 3 млн чел. в 1740 г.; 13-е место в Европе), отсутствие каких-либо природных богатств, а также геополитическое положение в самом центре Европы, между крупнейшими державами – предопределили его военно-бюрократический облик и обусловили особую роль армии. Милитаристский характер Пруссии окончательно сложился при «короле-капрале», «солдатском короле» Фридрихе Вильгельме I с созданием Генеральной счётной палаты (1714) и Генеральной директории (1723), военных органов, которые дублировали гражданскую систему государственного управления, а также с принятием Кантонального регламента 1733 г., по которому фактически всё мужское население страны оказывалось военнообязанным. При Фридрихе Вильгельме I начала выстраиваться административная вертикаль, органы которой, в т. ч. местные, подчинялись центральной, королевской власти. Ведущую роль в прусском государстве вплоть до 20 в. играло юнкерство, в интересах которого государство действовало не только в экономической, но и в политической области.

В ходе Северной войны 1700–21 Пруссия отвоевала г. Штральзунд у шведов, в 1720 г. по Стокгольмскому миру получила Переднюю Померанию с г. Штеттин, островами Узедом и Волин. В войне за Польское наследство 1733–1735 гг. между Францией и Священной Римской империей Пруссия поддержала империю, закрепив за собой рейнские княжества Юлих и Берг. В 1740 г. после почти одновременной смерти императора Карла VI и короля Фридриха Вильгельма I вступивший на прусский престол Фридрих II Великий, воспользовавшись международной коллизией, связанной с непризнанием Прагматической санкции 1713, развязал войну против Австрии, переросшую в европейскую войну за Австрийское наследство. По Дрезденскому миру 1745 г. Пруссия получила большую часть Силезии. Менее удачно для Пруссии сложилась общеевропейская Семилетняя война 1756–63, в ходе которой она стремилась получить Саксонию, оставшуюся часть Померании и Курляндию, однако, потерпев несколько поражений от российских войск, вынуждена была отступить. В 1760 г. российские войска временно заняли Берлин, однако отсутствие единства в рядах союзников России (Австрии и Франции), а также восшествие на престол Петра III, с которым Фридриху II удалось заключить мир без потерь территории, спасли Пруссию от разгрома, но не позволили ей добиться поставленных перед войной целей.

Пруссия в середине 18 – начале 19 вв

При Фридрихе II система королевской власти продолжала укрепляться, в 1746 г. началась реформа юстиции, в 1749 г. король лично возглавил департамент ремесла и торговли, что означало подчинение ему всей экономической политики, носившей меркантилистский характер. Постепенно в Пруссии сформировалась одна из классических форм системы просвещённого абсолютизма; был осуществлён ряд реформ, в т. ч. судопроизводства, введена независимость судей от администрации, принято новое гражданское уложение, возобновлена деятельность Академии наук, заявлено об отмене цензуры (которая вскоре была восстановлена и даже ужесточена), запрещён сгон крестьян с земли и т. д. После смерти Фридриха II на престол вступил Фридрих Вильгельм II, при котором в Пруссии была проведена широкомасштабная школьная реформа, разработанная К. А. фон Цедлицем (1787), издан эдикт о веротерпимости, признавший права не только католиков, но и иудеев и при этом укреплявший позиции лютеранской церкви (1788).

В августе 1791 г. после ареста во Франции в ходе революции короля Людовика XVI Пруссия подписала с Австрией т. н. Пильницкую декларацию 1791 о совместной борьбе против революционной Франции, а затем и союзный договор 1792 г. Пруссия была активным участником 1-й антифранцузской коалиции. После ряда военных успехов Франции Пруссия решила выйти из коалиции, заключив с Францией сепаратный договор. До 1806 г. Пруссия не участвовала в общеевропейской антифранцузской борьбе, однако именно в этот период она приняла участие во 2-м и 3-м разделах Речи Посполитой, получив, кроме уже упомянутой Западной Пруссии, также всю северо-западную и центральную части Польши с Варшавой вплоть до р. Неман, что позволило объединить все прусские территории (курфюршество Бранденбург, герцогства Силезия и Передняя Померания, провинции Восточная и Западная Пруссия), за исключением анклавов на западе Германии (Мюнстер, Эссен, Юлих и др.), и увеличить территорию Пруссии почти в два раза.

После создания профранцузского Рейнского союза и ликвидации Священной Римской империи в 1806 г. Пруссия присоединилась к 4-й антифранцузской коалиции и потерпела быстрое поражение в ходе русско-прусско-французской войны 1806–07. Королевский двор, Фридрих Вильгельм III и королева Луиза были вынуждены бежать в Восточную Пруссию, Берлин был оккупирован французскими войсками. По Тильзитскому миру 1807 значительная часть территорий, полученных Пруссией по разделам Польши, отошла Франции и России, территория Пруссии сократилась почти вдвое. За ней сохранились только Восточная Пруссия, Померания, Бранденбург и Силезия, Пруссия согласилась на восстановление независимости г. Данциг (ныне Гданьск), обязалась выплатить Франции 100 млн франков контрибуции, сократить численность армии до 42 тыс. чел. и присоединиться к антибританской колониальной блокаде. Вплоть до полной выплаты контрибуции на территории Пруссии сохранялся французский оккупационный режим.

Пруссия в первой половине 19 в

Тяжёлое поражение Пруссии стимулировало разработку и реализацию комплекса реформ (гражданская комиссия по реформам была создана в Берлине ещё в 1797). Реформы Штейна – Гарденберга (1807–1821) позволили в достаточно короткие сроки кардинально модернизировать экономическую [отмена крепостной зависимости крестьян (королевские крестьяне были освобождены в 1799), уничтожение цехов, финансовая реформа], военную (создание ландвера, крюмперской системы, современных органов управления армией – Генерального штаба и военного министерства; демократизация офицерского корпуса), административную (формирование министерств и введение городского самоуправления) и образовательную (оформление системы государственных школ и государственных экзаменов, сдача которых открывала доступ к высшему образованию; открытие Берлинского университета) сферы. В 1812 г. был издан эдикт об эмансипации евреев, окончательно включивший их в общественную и государственную системы. Реформы под руководством К. фом Штейна и К. А. фон Гарденберга дали импульс современному развитию государства, а также предотвратили всплеск массового недовольства, способный перерасти в революцию.

Вынужденная участвовать на стороне Франции в кампании 1812 г. против России, Пруссия в одностороннем порядке вышла из войны, подписав Таурогенскую конвенцию 1812, в феврале 1813 г. Фридрих Вильгельм III заключил Калишский союзный договор с Россией, объявил войну Франции и опубликовал воззвание «К моему народу!» с призывами к общенародной войне против оккупантов. Этот жест способствовал подъёму освободительного движения, символами и пропагандистами которого стали Э. М. Арндт, И. Г. Фихте и другие интеллектуалы. В ходе Освободительной войны 1813 г. с территории Пруссии были изгнаны французские войска, Пруссия приняла участие в 6-й и 7-й антифранцузских коалициях и в разгроме армии Наполеона I Бонапарта при Ватерлоо. По итогам Венского конгресса 1814–1815, на котором Пруссию представляли К. А. фон Гарденберг и К. В. фон Гумбольдт, она получила северную часть Саксонии (2/5 территории), часть Варшавского княжества с Познанью, Торунью и Данцигом, большую часть Вестфалии, земли будущей Рейнской провинции, о. Рюген и Шведскую Померанию. В 1815 г. Пруссия вошла в Германский союз и в Священный союз, созданный с охранительными целями крупнейшими державами Европы. Включение в него Пруссии среди прочего означало её признание державой общеевропейского ранга и делало последующие претензии на ведущую роль на германском пространстве вполне обоснованными. Режим Реставрации, установившийся в Пруссии после Венского конгресса, не смог полностью свести на нет подъём 1812–1813 гг., что выразилось в т. ч. в широком, преимущественно студенческом, движении за гражданские права, и во всё более заметной тенденции к выдвижению национальных лозунгов и призывов к объединению страны. В 1818 г. Пруссия отменила внутренние таможенные границы, началось быстрое складывание общепрусского экономического пространства (что было особенно важно для по-прежнему разрозненных владений Гогенцоллернов). В 1822 г. проведена административная реформа Пруссии, в результате которой государство было разделено на 8 провинций, вместо 10, учрежденных в 1815 г.: Бранденбург (без Альтмарка), Померания, Познань, Пруссия, Рейнская провинция , объединившая провинции Великое герцогство Нижний Рейн и Юлих-Клеве-Берг, Саксония (с Альтмарком), Силезия и Вестфалия.

В 1-й пол. 19 в. Пруссия стала одним из крупнейших центров индустриального развития в Центральной Европе, сложились Рейнско-Вестфальский (металлургия), Саксонский (текстильная промышленность), Силезский (горная промышленность) промышленные районы. В 1834 г. под эгидой Пруссии был создан Германский таможенный союз (вначале вошло 10 государств, затем ещё 8), постепенно ставший реальным экономическим противовесом Германскому союзу, в котором продолжала преобладать Австрия. В 1838 г. была открыта первая железнодорожная линия Берлин – Потсдам. Быстрая индустриализация способствовала росту социального напряжения, пауперизации промышленных рабочих, что стало главной причиной восстания ткачей в Силезии в 1844 г., жестоко подавленного военными. 3 февраля 1847 г. в Берлине для обсуждения конституционных вопросов был созван Объединённый ландтаг, состоявший из двух курий – господ и третьего сословия, 26 июня того же года собрание, не добившись никаких результатов, было распущено. Революция 1848 во Франции стала катализатором революционного движения в германских государствах, в т. ч. в Пруссии, вылившихся в Революцию 1848–49 в Германии. 18 марта 1848 г. в Берлине вспыхнуло восстание, главными требованиями его участников стали введение конституции и создание национального государства. В тот же день были изданы королевские указы об отмене цензуры и созыве Соединённого ландтага 2 апреля с целью выработать конституцию для Пруссии. Фридрих Вильгельм IV предлагал членам Германского союза превратить Германию из союза государств в союзное государство. В мае 1848 г. прошли выборы в прусское Национальное собрание, заседания которого начались в том же месяце, в декабре 1848 г. король объявил о даровании Пруссии «октроированной» конституции, которая закрепляла наследственность королевской власти, трёхклассное избирательное право, двухпалатный парламент и основные гражданские свободы – печати, собраний, равенства перед законом. Конституция в несколько изменённом виде вступила в силу 31 января 1850 г. и продолжала действовать до 1918 г.

Прусское Национальное собрание, не имея чёткого плана действий, главным образом занималось обсуждением проектов конституции и выработкой политических программ различными группами – «клубами», часть из которых в дальнейшем превратилась в полноценные политические партии. В марте – мае прусское правительство подавило Познанское восстание 1848, в апреле развязало войну против Дании с целью отторжения Шлезвига и Гольштейна. В марте – июне правительство Пруссии возглавлял Л. Кампгаузен, который провёл в стране т. н. апрельские реформы [введение основных гражданских свобод (собраний, прессы и т. д.), урегулирование земельных отношений]. Попытки углубления и расширения программы реформ провалились из-за сопротивления прусской бюрократии. В июне – сентябре во главе правительства находился Д. Ганземан, который не смог примирить интересы и устремления королевской власти, чиновничьего аппарата и избранного на широкой основе Национального собрания. Неудачным оказалось также стремление Собрания обосновать с помощью идеи народного суверенитета свою легитимность и легитимность любого революционного пути преобразования государства и общества.

На смену либеральным «мартовским» кабинетам в ноябре 1848 г. по воле короля пришёл консервативный кабинет Фридриха Вильгельма, графа фон Бранденбург, сына Фридриха Вильгельма II от морганатического брака. 3 апреля 1849 г. Фридрих Вильгельм IV отказался принять предложенную ему Франкфуртским национальным собранием императорскую корону и отверг выработанную общегерманским собранием Имперскую конституцию, несмотря на её одобрение 28 германскими государствами, включая Австрию. Тем самым все усилия общегерманского парламента по созданию единого германского государства во главе с Пруссией (т. е. по «малогерманскому пути») оказались тщетными. В противовес этим попыткам прусский король с подачи министра иностранных дел Й. М. фон Радовица предложил создать новый союз германских государств, т. н. Прусскую унию, во главе с коллегией князей, в которой ведущую роль играл бы он сам, что ожидаемо было отвергнуто Австрией и рядом государств юго-запада Германии. Прокатившаяся в мае – июле 1849 г. по Саксонии, Бадену и Пфальцу череда восстаний в поддержку Имперской конституции была подавлена прусскими войсками. 21 апреля 1849 г. Пруссия вслед за Австрией отозвала своих представителей из Франкфуртского национального собрания, которое было окончательно разогнано 18 июня. Попытка Пруссии на революционной волне возглавить на германском пространстве объединительный процесс, опираясь на созданную Прусскую унию, закончилась с подписанием Ольмюцкого соглашения 1850, признавшего первенство Австрии в германских землях. Заключение данного соглашения стало последней победой Австрии в борьбе с Пруссией за гегемонию в Германии и моментом восстановления Германского союза после революционных потрясений.

Пруссия во второй половине 19 в. Образование Германской империи

Дальнейшие 20 лет в истории Пруссии стали временем постепенного роста её влияния на германском пространстве, сопровождавшегося усилением «дуалистического» противоборства с Австрией. В то же время наступившая после поражения революции «эра Мантейфеля» (министр-президент Пруссии в 1850–1858), как любой послереволюционный период, характеризовалась консервативно-охранительными тенденциями: были ограничены гражданские права и свободы, усилена роль исполнительной власти, прежде всего главы правительства – прусского министра-президента, в 1854 г. все рабочие объединения на территории Германского союза были запрещены (разрешены только в 1868), ужесточена цензура. В октябре 1857 г. регентом при тяжелобольном Фридрихе Вильгельме IV стал его брат, принц Вильгельм Прусский, при котором началось некоторое оживление общественной жизни. Поражение Австрии в австро-итало-французской войне 1859 повысило престиж Пруссии, а также заставило военного министра А. фон Роона начать реформу армии (введение трёхлетнего срока службы, увеличение численности вооружённых сил в мирное время и усиление резерва за счёт ландвера). Восшествие на престол Вильгельма Прусского (под именем Вильгельм I) в 1861 г. и назначение им на должность прусского министра-президента О. фон Бисмарка открыли новую эру в развитии Пруссии. В результате возникшего по вопросу военной реформы между министром-президентом и ландтагом конституционного конфликта Бисмарк провёл военную реформу и повысил налоги без одобрения парламента, получив его только задним числом в 1866 г. За это время усиленная армия смогла провести две победоносные кампании. В союзе с Австрией Пруссия одержала победу в войне против Дании (1864) и отторгла у неё Шлезвиг, Гольштейн и Лауэнбург. По результатам австро-прусской войны 1866 Пруссия присоединила к своим владениям Ганновер, Кургессен, Нассау, Шлезвиг и Гольштейн, Франкфурт-на-Майне. Австрийская империя лишилась статуса лидера на германском пространстве. Германский союз прекратил своё существование, уступив место Северо-Германскому союзу, который возглавила Пруссия, оставив его открытым для вступления государств юга Германии. Расширение на юг произошло в ходе франко-прусской войны 1870–71, в ходе которой было устранено последнее внешнеполитическое препятствие в лице Франции на пути немецкого объединения (Россия, получив поддержку Пруссии во время подавления Польского восстания 1863–64 в соответствии с Альвенслебена конвенцией 1863, не возражала против объединения). Пруссия аннексировала Эльзас и восточные районы Лотарингии и завершила процесс объединения германских государств под своей эгидой. Прусский король был провозглашён императором Германской империи в Версале 18 января 1871 г., в годовщину коронации 1701 г.

Пруссия на рубеже 19–20 вв

 Дальнейшая история Пруссии в значительной степени сливается с историей Германии, однако её особая роль в едином государстве, а также значительные прерогативы, оставшиеся за ней, позволяют говорить о том, что Пруссия не вошла в империю, а фактически стала Германской империей. Прусский король являлся императором Германии, эта персональная уния была закреплена в конституции. Такая же уния существовала на уровне главы правительства – прусский министр-президент всегда (за исключением двух коротких периодов в 1870-е и 1892–1894) занимал пост имперского канцлера, т. е. был не просто главой общегерманского правительства, а по сути являлся этим самым правительством, которое в принципе не могло функционировать без прусской составляющей. Пруссия доминировала и в бундесрате, её территория покрывала 65% территории империи, а население составляло 60% населения Германии.

В отличие от достаточно демократичной конституции Германской империи Прусская конституция продолжала сохранять сословный характер трёхклассного избирательного права. В 1910 г. была предпринята попытка реформировать эту систему, несколько расширив круг лиц, имеющих право участвовать в выборах (люди с высшим образованием, бывшие офицеры и т. п.), но даже эта половинчатая реформа встретила резкое сопротивление и реализована не была. В процессе формирования единой германской нации и в рамках начавшегося «Культуркампфа» в Пруссии был запрещён орден иезуитов (1872), а школьное образование окончательно выведено из сферы церковного управления в зону государственной ответственности; в 1873 г. эта тенденция продолжилась, с принятием «майских законов» были внесены изменения в статьи прусской конституции, касающиеся церкви, важная часть церковных вопросов была поставлена под государственный контроль. В русле той же политики был принят ряд мер, направленных на германизацию польского населения прусских провинций Познань и Западная Пруссия. Этот курс в неизменном виде продолжался вплоть до отставки Бисмарка в 1890 г.

В экономической сфере в период грюндерства и в последующие десятилетия в Пруссии быстро развивался промышленный, торговый и финансовый капитал, ведущими отраслями стали электротехническая (AEG, «Siemens» и др.), металлообрабатывающая («Mannesmann», «Thyssen», «Krupp» и др.), химическая промышленность и другие высокотехничные отрасли производства. В то же время политическими преференциями продолжали пользоваться крупные сельхозпроизводители, юнкерство оставалось ведущей политико-экономической силой Пруссии. Это противоречие начало сглаживаться в 1890-е гг. с подписанием Германией ряда торговых договоров с европейскими странами, в которых были в полной мере учтены интересы прусских промышленников. В 1909 г. в Берлине был основан «Ганзейский союз для представления интересов торговли, ремесла и промышленности», служащий тем же целям.

Вплоть до Первой мировой войны Пруссия оставалась консервативно-монархическим оплотом не только в Германии, но и в Европе в целом. Именно она стала местом создания таких крайне националистических организаций, как Пангерманский союз, требовавший проведения активной колониальной политики и перехода к «мировой политике» при канцлере и министре-президенте Пруссии Б. фон Бюлове. В 1914 г. представители пангерманизма требовали от правительства незамедлительного вступления в войну, в 1915 г. те же силы и примкнувшие к ним крупные промышленники выступали за расширение военных целей и захватов на востоке Европы. В то же время в Пруссии (как в одном из самых промышленно развитых регионов Германии) были сильны позиции Социал-демократической партии Германии (СДПГ) и коммунистических организаций.

Пруссия в 20 в

Ноябрьская революция 1918 свергла династию Гогенцоллернов. По условиям Версальского мирного договора 1919 именно Пруссия понесла самые тяжёлые территориальные потери. К Польше отошли значительные части Западной Пруссии и Познани [по остальным частям Западной Пруссии, Верхней Силезии и Мазовии должны были пройти плебисциты, по результатам которых у Германии остались Вармия и Мазовия (1920), а также большинство районов Верхней Силезии (1921; по решению Конференции послов от 20.10.1921 область была разделена между двумя государствами)]. Территория «польского коридора» вновь отделила территорию Восточной Пруссии от остальной Германии. Мемель (ныне Клайпеда) отошёл к Литве, Эйпен и Мальмеди – к Бельгии, Данциг и Саар находились под управлением Лиги Наций, плебисцит в Северном Шлезвиге привёл к разделу провинции между Данией и Германией. Несмотря на все революционные изменения статуса Пруссии, ставшей землёй Свободное государство Пруссия, позиции её политической и экономической элиты остались неизменными.

В 1920 г. была принята первая демократическая конституция Пруссии, по которой она объявлялась республикой во главе с министром-президентом, избираемым ландтагом. Ландтаг обладал законодательной властью, министр-президент нёс ответственность перед ним. Государственный совет, в который входили представители провинций, только в некоторых случаях имел право на одобрение законов и их согласование. Право роспуска ландтага принадлежало «Трёхчленной коллегии», состоявшей из министра-президента и глав ландтага и Государственного совета, председателем которого всё время его существования (до 1933) оставался К. Аденауэр. 14 июня 1929 г. правительство Пруссии заключило конкордат с Ватиканом.

В 1921 г. министр-президент Пруссии социал-демократ О. Браун, занимавший эту должность с небольшими перерывами до 1932 г. и возглавлявший правительства, стабильно состоявшие из партий «прусской коалиции» – СДПГ, Партии Центра и Немецкой демократической партии, выступил в ландтаге против обсуждавшегося на общегерманском уровне лозунга «Пруссия должна умереть, чтобы империя жила». В 1928 г. была создана конференция из членов имперского кабинета и министров-президентов земель для реформирования отношений между землями и империей. План О. Брауна, предусматривавший объединение прусских и германских министерств и назначение министра-президента Пруссии вице-канцлером, был отвергнут канцлером Г. Брюнингом. В июне 1930 г. А. Брехт, высокопоставленный сотрудник прусской государственной канцелярии, предложил новый план реформы, предполагавший слияние прусских органов управления с имперскими, ликвидацию Пруссии как свободного государства и подчинение всех прусских провинций и районов имперским властям. Реализация этого плана в нач. 1930-х гг. не представлялась возможной, но соответствовала намерениям канцлера Ф. фон Папена по созданию «нового государства», т. е. ограничению прав демократических институтов и усилению авторитарных сил, вплоть до монархических.

В апреле 1932 г. партии «прусской коалиции» не получили большинства на выборах в ландтаг. 219 мест из 423 заняли оппозиционные партии: Национал-социалистическая рабочая партия Германии (НСДАП) получила 162 места, Коммунистическая партия Германии (КПГ) – 57. Теоретически возможному созданию коалиционного правительства препятствовали национал-социалисты, стремящиеся к единоличному правлению. Первое время после выборов у власти оставалось правительство Брауна, выполняющее «техническое» управление. 20 июля 1932 г. имперское правительство решило нанести «удар по Пруссии». Канцлер Ф. фон Папен в соответствии с 48-й статьёй конституции о чрезвычайном законодательстве назначил себя имперским комиссаром в Пруссии, а бургомистра Эссена Ф. Брахта – министром внутренних дел. Отстранённое прусское правительство Брауна, не решившись на серьёзные меры сопротивления, подало иск в конституционный суд. 25 октября 1932 г. Государственный суд Германской империи вынес по делу «Пруссия против империи» свой вердикт, в котором признал действия канцлера Папена для поддержания порядка и безопасности частично законными. Комиссар Пруссии заменил всю верхушку чиновничьего аппарата, а имперское правительство оставило судебное решение без внимания. «Имперская экзекуция» Пруссии, отстранившая от власти правительство социал-демократов, способствовала скорому приходу к власти национал-социалистов, устранив с их пути реальную силу и нанеся смертельный удар по престижу СДПГ.

В 1933 г. вскоре после прихода к власти А. Гитлера президент П. фон Гинденбург издал постановление, по которому правительство Брауна было окончательно отстранено от власти, прусский ландтаг по решению «Трёхчленной коллегии» распущен, для управления Пруссией новым имперским комиссаром был назначен Г. Геринг. Повторное прусское обращение в государственный суд уже не рассматривалось. Весной 1933 г. в рамках курса на унификацию Германии был принят закон, отменяющий права земельных правительств, которые были заменены имперским правительством с диктаторскими полномочиями, функции отстранённых от власти обер-президентов земель передавались имперским комиссарам.

В 1934 г. Пруссия как отдельная территориальная единица перестала существовать, вся Германия подразделялась на партийные округа. Государственные органы управления Пруссии были объединены с имперскими (за исключением Министерства финансов и архивного ведомства до 1944).

В отличие от других германских земель, руководимых штатгальтерами, и несмотря на формальную ликвидацию Пруссии как административной единицы, Пруссией управлял непосредственно имперский канцлер (в соответствии с указом Гитлера верховную власть в Пруссии от его имени продолжал осуществлять Г. Геринг). Во время Второй мировой войны 1939–45 оккупированные германской армией земли, входившие до 1919 г. в состав Пруссии, частично были включены в имперские округа Данциг – Западная Пруссия, Вартеланд и др.

На Потсдамской конференции 1945 было принято решение о передаче северных районов Восточной Пруссии с г. Кёнигсберг СССР, а остальной территории Восточной Пруссии – Польше. Ей были возвращены также исконные польские земли к востоку от рек Одер (Одра) и Нейсе (Ныса-Лужицка), по которым в дальнейшем прошла граница между Германией и Польшей, немецкое население этих территорий депортировано в Германию. Остальная территория Пруссии в 1945 г. вошла в различные оккупационные зоны (позднее интегрированные в два германских государства). 25 февраля 1947 г. закон союзного Контрольного совета № 46 окончательно упразднил «Государство Пруссия, его центральное правительство и все подчинённые ему органы власти», закончив тем самым самостоятельную историю прусского государства.

Лит.:
Нагодкина С. А
. Роль Фридриха II в социально-экономическом и культурном развитии Пруссии второй половины XVIII века : автореф. дис. … кандидата исторических наук. – Саратов, 2013.
Clark Ch. Preussen : Aufstieg und Niedergang 1600–1947. – Bonn : Bpb, 2007.
Koselleck R. Preussen zwischen Reform und Revolution : allgemeines Landrecht, Verwaltung und soziale Bewegung von 1791 bis 1848. – Stuttgart : Klett-Cotta, 1987.
Neugebauer W. Die Geschichte Preussens : von den Anfängen bis 1947. – München : Piper, 2006.
Oster U. A. Preussen : Geschichte eines Königreichs. – München : Piper, 2010.
Wippermann W. Preussen : Kleine Geschichte eines großen Mythos. – Freiburg im Breisgau : Herder, 2011.

Интернет-ресурс:
Preussen : Chronik eines Deutschen Staates.

  • ПРУ́ССИЯ государство в Центральной и Восточной Ев­ро­пе в 17–20 вв. (2015)
Вернуться к началу