Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФРА́НКЛИН

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. А. Сахаров (биография, наследие), В.Н. Морозов (религиозно-философские взгляды)
Б. Франклин. Портрет работы Д. Мартина. 1767. Фрагмент. Белый дом. Вашингтон.

ФРА́НКЛИН (Franklin) Бенд­жа­мин (Ве­ниа­мин) [6(17).1.1706, Бос­тон – 17.4.1790, Фи­ла­дель­фия], амер. гос. и об­ществ. дея­тель, ес­те­ст­во­ис­пы­та­тель, фи­ло­соф, чл. Лон­дон­ско­го ко­ро­лев­ско­го об-ва (1756).

Биография

Вырос в протестантской среде. Родители Ф., выходцы из английских пуритан, принадлежали к прихожанам конгрегации Старой Южной церкви (англ. Old South Church; основана в 1669) в Бостоне; в ней же он был крещён в 1706. Ра­бо­тал в свеч­ной мас­тер­ской, ти­по­гра­фии. В 1723 пе­ре­ехал в Фи­ла­дель­фию, в декабре 1724 в Лон­дон. В 1726 вер­нул­ся в Аме­ри­ку, в 1727 со­здал в Фи­ла­дель­фии кру­жок вза­им­но­го про­све­ще­ния и са­мо­усо­вер­шен­ст­во­ва­ния. В 1728 стал сов­ла­дель­цем и управ­ляю­щим ти­по­гра­фии в Фи­ла­дель­фии. В 1729 на­чал из­да­вать «Пен­силь­ван­скую га­зе­ту» («Pennsylvania Gazette»), в 1731 ос­но­вал в Фи­ла­дель­фии пер­вую в сев.-амер. ко­ло­ни­ях пуб­лич­ную биб­лио­те­ку на сред­ст­ва её под­пис­чи­ков, по­лучав­ших кни­ги на дом. С 1732 вы­пус­кал об­ще­ст­вен­но-про­све­ти­тель­ский еже­год­ник «Аль­ма­нах бед­но­го Ри­чар­да», рас­хо­див­ший­ся боль­шим ти­ра­жом. Сотрудничал с типографиями в Нью-Йорке и Британской Вест-Индии (к концу 1740-х гг. стал одним из самых богатых колонистов в северной части североамериканского континента). В 1736 из­бран сек­ре­та­рём, в 1751 – чле­ном пред­ста­ви­тель­но­го ор­га­на – Соб­ра­ния Пен­силь­ва­нии. В 1737 на­зна­чен почт­мей­сте­ром Фи­ла­дель­фии. C 1740-х гг. за­ни­мал­ся на­уч. изы­ска­ния­ми; чл. нес­коль­ких на­уч. об­ществ, поч. чл. ря­да амер. и ев­роп. уни­вер­си­те­тов. В 1743 ос­но­вал в Фи­ла­дель­фии Амер. фи­лос. об-во. В 1748 – член городского совета Филадельфии. В 1749 пред­ло­жил соз­дать в Фи­ла­дель­фии об­ще­до­ступ­ную сред­нюю шко­лу – Ака­де­мию, став­шую од­ним из учеб­ных за­ве­де­ний, на ба­зе ко­то­рых был соз­дан Пен­силь­ван­ский ун-т. В 1753–74 зам. ге­не­раль­но­го почт­мей­сте­ра всех сев.-амер. ко­ло­ний. В 1754 на со­зван­ном брит. вла­стя­ми в Ол­ба­ни (пров. Нью-Йорк) Кон­грес­се пред­ста­ви­те­лей се­ми брит. ко­ло­ний вы­дви­нул план соз­да­ния сою­за ко­ло­ний под эги­дой брит. ко­ро­ны. В 1757–62 и 1764–75 был пред­ста­ви­те­лем ин­те­ре­сов ко­ло­ни­стов Пен­силь­ва­нии и ря­да др. амер. ко­ло­ний в Ве­ли­ко­бри­та­нии. По­сте­пен­но при­шёл к убе­ж­де­нию о не­об­хо­димо­сти от­де­ле­ния сев.-амер. ко­ло­ний от Ве­ли­ко­бри­та­нии. В 1759 получил почётную степень Университета Сент-Эндрюс (Шотландия), в 1762 – Оксфордского университета. 

В хо­де Вой­ны за не­за­ви­си­мость в Се­вер­ной Аме­ри­ке 1775–83 из­бран де­ле­гатом от Пен­силь­ва­нии на 2-й Кон­ти­нен­таль­ный кон­гресс в Фи­ла­дель­фии. Во­шёл в «Ко­ми­тет пя­ти» по под­го­тов­ке про­ек­та Дек­ла­ра­ции не­за­ви­си­мо­сти США 1776. В 1776 на­зна­чен пер­вым в ис­то­рии США ге­не­раль­ным почт­мей­сте­ром, а за­тем на­прав­лен Кон­ти­нен­таль­ным кон­грес­сом с ди­пло­ма­тич. мис­си­ей во Фран­цию. Сво­ей дея­тель­но­стью внёс боль­шой вклад в ук­ре­п­ле­ние ме­ж­ду­нар. по­зи­ций мо­ло­до­го амер. го­су­дар­ст­ва. Под­пи­сал от име­ни США аме­ри­ка­но-фран­цуз­ский до­го­вор 1778 и амер.-франц. тор­го­вый до­го­вор, Вер­саль­ский мир­ный до­го­вор 1783, по ко­то­ро­му Ве­ли­ко­бри­та­ния при­зна­ла не­за­ви­си­мость США.

За вре­мя пре­бы­ва­ния в Па­ри­же в 1776–85 стал по­пу­ляр­ной фи­гу­рой в Ев­ро­пе как яр­кий пред­ста­ви­тель но­вой амер. ци­ви­ли­за­ции. Под­дер­жи­вал близ­кие от­но­ше­ния с ве­ду­щи­ми пред­ста­ви­те­ля­ми франц. Про­све­ще­ния. Об­щал­ся с Д. И. Фон­ви­зи­ным, рос. по­слан­ни­ком во Фран­ции И. С. Ба­ря­тин­ским, ди­рек­то­ром Пе­терб. АН кн. Е. Р. Даш­ко­вой. В 1785 вер­нул­ся в США. Из­бран пре­зи­ден­том шта­та Пен­силь­ва­ния и чле­ном Кон­сти­туц. кон­вен­та 1787. Спо­соб­ст­во­вал при­ня­тию на Кон­вен­те Кон­сти­ту­ции США. 

Инициировал научные исследования океанского течения, которое по его предложению получило название Гольфстрим. Изучая экономические процессы, установил, независимо от А. Смита, что в основе стоимости товаров лежит человеческий труд. Автор публицистических памфлетов о предпринимательской этике. Внёс большой вклад в пропаганду таких важных понятий предпринимательской этики, как трудолюбие, бережливость, честность, поддержание хорошей деловой репутации, предприимчивость. Автор высказывания, ставшего широко распространённым афоризмом: «Время – деньги».

Ф. сто­ял у ис­то­ков ста­нов­ле­ния на­уч. и куль­тур­ных свя­зей ме­ж­ду США и Рос­си­ей. По­сы­лал тру­ды Амер. фи­лос. об-ва в Пе­терб. АН. Вы­со­кую оцен­ку его на­уч. ра­бот и об­ще­ств.-по­ли­тич. взгля­дов дава­ли М. В. Ло­мо­но­сов, Н. М. Ка­рам­зин, А. Н. Ра­ди­щев. По пред­ло­же­нию Е. Р. Даш­ко­вой Ф. был из­бран иностр. чле­ном Пе­терб. АН (1789), став пер­вым аме­ри­кан­цем в её со­ста­ве.

Ф. – один из вы­даю­щих­ся пред­ста­вите­лей амер. Про­све­ще­ния 18 в., вы­ра­зи­тель де­мо­кра­тич. идей о дос­то­ин­ст­ве ка­ж­до­го че­ло­ве­ка, ра­вен­ст­ве прав всех лю­дей не­за­ви­си­мо от их со­ци­аль­но­го про­ис­хо­ж­де­ния. Со­вре­мен­ни­ки вос­при­ни­ма­ли Ф. как че­ло­ве­ка, во­пло­тив­ше­го в се­бе иде­ал «по­лез­но­го гра­ж­да­ни­на», ко­то­рый толь­ко бла­го­да­ря сво­им спо­соб­но­стям су­мел про­бить­ся из ни­зов к вы­со­ким долж­но­стям, стать бо­га­тым и зна­ме­ни­тым. Про­па­ган­ди­ро­вав­шие­ся Ф. идеи ес­теств. прав че­ло­ве­ка и су­ве­ре­ни­те­та на­ро­да соз­да­ли ос­но­ву ми­ро­воз­зре­ния по­ко­ле­ния аме­ри­кан­цев, вы­сту­пав­ших с ору­жи­ем в ру­ках за не­за­ви­си­мость сев.-амер. ко­ло­ний.

Религиозно-философские взгляды

Будучи выходцем из пуритан, с одной стороны, бежавших от религиозных притеснений в Новый свет, а с другой – искавших в Америке новые экономические возможности, Ф. демонстрировал религиозную терпимость ко всем иноверцам, независимо от происхождения. 

В воспоминаниях Ф. признавался, что, порвав с пуританскими воззрениями на природу происхождения мира и спасения, он уже в молодости стал придерживаться деистских взглядов (см. Деизм), на развитие которых существенно повлияло знакомство с трудами Дж. Локка, Дж. Аддисона, У. Волластона и др. В 1725 Ф. опубликовал произведение Волластона «Религия природы», а затем, под впечатлением от его идей, издал собственный трактат «О свободе и необходимости, удовольствии и страдании» (1725), в котором стремился развенчать концепцию бессмертия души, а также ставил под сомнение догмат о свободе воли. В дальнейшем Ф. признал это произведение неудачным и постарался уничтожить все его копии.

Впоследствии Ф. пришёл к выводу, что деизм – это «учение, возможно, и правильное, но не очень полезное». Он на личном опыте убедился в том, что вольнодумство без нравственных ориентиров не всегда приносит пользу и может приводить к упадку морали, и, как следствие, к общественным и экономическим проблемам. Это заключение заставило Ф. переосмыслить положения некоторых кальвинистов и пуритан, проповедовавших, что спасение можно снискать лишь милостью Божьей, а не благими делами. По мнению Ф., примат божественной милости над благими делами умаляет ценность деятельного добра. В представлении о разделении людей на богоизбранных, т. е. достойных Царствия Небесного по своей природе, и тех, кто, не снискав милости, обречён на вечные муки несмотря ни на что, Ф. усматривал пагубные признаки радикализма, вредные для общественной морали. 

В отношении религии Ф. занял позицию, согласно которой умеренная религиозность в сочетании с готовностью к компромиссам может служить подспорьем для поддержания порядка в обществе и экономического процветания всех его граждан. Религия должна служить облагораживанию нравов: в этом отношении он был близок к Ш. де Монтескьё. Ф. рассматривал религию, прежде всего, утилитарно, он искусно играл роль «апостола религиозной терпимости», жертвуя средства всем религиозным деноминациям, включая синагогу. В то же время он выступал против внедрения религиозных клятв в текст Американской конституции. По мнению Ф., в основании мира веры лежит представление о едином Творце, наилучший способ служить которому – следовать путём благих дел по отношению ко всем Его детям. Все расхождения между религиями он признавал вторичными.

Несмотря на то, что в рассуждениях Ф. о природе блага присутствуют христианские мотивы, он намеренно избегал рассуждений о природе спасения и божественности Иисуса Христа. В зрелом возрасте Ф. признавался, что он не просто обходил в своих трудах вопросы церковных догматов, но и полагал, что их обсуждение может быть пагубным для общего дела. Ф. обосновывал приверженность религиозным ценностям лишь тем, что религия представляет благое средство для принуждения к порядочности. В письме Т. Пейну он просил (в 1786) не публиковать одну рукопись, высмеивающую обрядность, мотивируя это тем, что последствия от публикации могут нанести ущерб обществу, а не тем, что идеи рукописи ложны. Будучи в преклонном возрасте, Ф. признался в том, что несмотря на то, что всегда рассматривал начала христианской нравственности как лучший моральный ориентир в истории, он, тем не менее, сильно сомневался в божественной природе Иисуса Христа, о чём прямо заявил в ответ на вопрос известного проповедника преподобного Э. Стайлса о вере в Сына Божьего. Он никогда не присоединялся к церкви, не разделял догм и считал более полезным сосредотачиваться на земных вопросах. 

Ф., сторонник светской морали, полагал, что само понятие нормы морали (см. Моральные нормы) является продуктом культуры. Соблюдение моральных норм, как светских, так и религиозных, должно способствовать общественной пользе и процветанию. В основе общественного успеха, по мысли Ф., должен лежать морально-экономический баланс интересов и сознательных (само)ограничений, т. е. готовность придерживаться устоев светской морали с целью приумножения не только личного блага, но и общественного. Принципы практической философии Ф., пронизанные житейской мудростью в сочетании с духом Просвещения, легли в основу ценностных ориентиров нового «американского этоса», а его открытость к компромиссам в обществе и его терпимость к чужим религиозным проявлениям стали характерными маркерами новой американской культуры.

Ф. стоял у истоков Американского философского общества, учреждённого в 1743 в Филадельфии; в январе 1769 Франклин стал его избранным президентом. На начальном этапе развития Американское философское общество представляло из себя салонный клуб любителей интеллектуальных упражнений; после дипломатических поездок Ф. по западноевропейским странам в почётные члены общества были приглашены европейские философы и учёные первой величины, знакомые с ним лично, в частности Л. А. де Ларошфуко, Н. де Кондорсе, Я. Ингенхауз, П. Ж. Ж. Кабанис и др. Среди ближайших сторонников Ф. особо выделялся философ-деист, просветитель и политический мыслитель Т. Пейн, один из инициаторов создания первого Американского общества политических исследований. 

Наследие

Современники воспринимали Ф. как человека, воплотившего в себе идеал «полезного гражданина», который только благодаря своим способностям сумел пробиться из низов к высоким должностям, стать богатым и знаменитым. Пропагандировавшиеся Ф. идеи естественных прав человека и суверенитета народа создали основу мировоззрения поколения американцев, выступавших с оружием в руках за независимость североамериканских колоний.

Труды Ф. постоянно издаются и переиздаются. Облик Ф. запечатлён в портретах, памятниках, на почтовых марках, на 100-долларовой купюре США. В Филадельфии создан мемориальный Институт Франклина.

Соч.: Избр. про­из­ве­де­ния. М., 1956; Опы­ты и на­блю­де­ния над элек­три­че­ст­вом. М., 1956; The papers. New Haven, 1959–1999. Vol. 1–35; [В кн.:] Аме­ри­кан­ские про­све­ти­те­ли. Избр. про­из­ве­де­ния. М., 1968. Т. 1; «Ав­то­био­гра­фия» Б. Франк­ли­на. М., 1988.
Лит.: Аб­ра­мов Я. В. В. Франк­лин, его жизнь, об­ще­ст­вен­ная и на­уч­ная дея­тель­ность. СПб., 1891; Russell Ph. B. Franklin: The first civi­lized American. N. Y., 1927; Van Doren C. B. Frank­lin. N. Y., 1938. N. Y. 1991; Бе­ляв­ская И. А. Б. Франк­лин – дея­тель на­цио­наль­но-ос­во­бо­ди­тель­но­го дви­же­ния аме­ри­кан­ско­го на­ро­да // Во­про­сы ис­то­рии. 1956. № 10; Ка­пи­ца П. Л. На­уч­ная дея­тель­ность В. Франк­ли­на // Вест­ник АН СССР. 1956. № 2; Ефи­мов А. В. Об­ще­ст­вен­ная дея­тель­ность В. Франк­ли­на // Вестник АН СССР. 1956. № 3; Ра­дов­ский М. И. В. Франк­лин. М.; Л., 1965; Бол­хо­ви­ти­нов Н. Н. Ста­нов­ле­ние рус­ско-аме­ри­кан­ских от­но­ше­ний, 1775–1815. М., 1966; Stourzh G. B. Franklin and American foreign policy. 2nd ed. Chi., 1969; Ива­нов Р. Ф. Франк­лин. М., 1972; Ай­зек­сон У. Б. Франк­лин. М., 2013; The papers of Benjamin Franklin. New Haven : Yale University Press, 1959<2018. Vol. 143.

  • ФРА́НКЛИН Бенджамин (17.1.1706–17.4.1790), амер. гос. и обществ. деятель, естествоиспытатель, философ (2017)
Вернуться к началу