Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БУХАРА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Ю. Арапов, А. Джумаев,Т. Х. Стародуб

БУХАРА́, го­род на юге центр. час­ти Уз­бе­ки­ста­на, административный центр Бу­хар­ско­го вилаята (с 1992). Нас. 272,5 тыс. чел. (2014), 6-й по чису жителей в стране. Рас­по­ло­жен в оа­зи­се в ни­зовь­ях р. Зе­рав­шан. Транс­порт­ный узел. Железнодорожная станция (в юго-восточном пригороде Каган, с 1888). Международный аэропорт (новый терминал, 2011).

Про­ис­хо­ж­де­ние назв. «Б.» свя­зы­ва­ют с санскр. «ви­ха­ра» – мо­на­стырь. По ар­хео­ло­гич. дан­ным, Б. воз­ник­ла не позд­нее 1 в. н. э., по письм. ис­точ­ни­кам ис­то­рия го­ро­да про­сле­жи­ва­ет­ся с 5 в. Уже в ран­нем Сред­не­ве­ко­вье Б. бы­ла зна­чит. тор­го­во-ре­мес­лен­ным и куль­тур­ным цен­тром на Ве­ли­ком шёл­ко­вом пу­ти. В 709 Б. за­вое­ва­ли ара­бы, при­нёс­шие с со­бой ис­лам, и она ста­ла од­ним из круп­ней­ших цен­тров му­сульм. свя­то­сти и учё­но­сти. В 9–10 вв. Б. – сто­ли­ца госу­дар­ст­ва Са­ма­ни­дов. В это вре­мя здесь жи­ли и ра­бо­та­ли ис­то­рик Нар­ша­хи, учё­ный-эн­цик­ло­пе­дист Ибн Си­на (Ави­цен­на) и др. В кон. 10 в. Б. вхо­дила в го­су­дар­ст­во Ка­ра­ха­ни­дов; в сер. 12 в. её под­чи­ни­ли пле­ме­на ка­ра­ки­та­ев, в нач. 13 в. – го­су­дар­ст­во Хо­резм­ша­хов. При этом Б. со­хра­ня­ла оп­ре­де­лённую внутр. са­мо­стоя­тель­ность; на­следств. власть в го­ро­де в до­мон­голь­ское вре­мя на­хо­ди­лась в ру­ках выс­ших ду­хов­ных са­нов­ни­ков («сад­ров»). В 1220 Б. бы­ла бес­по­щад­но раз­граб­ле­на Чин­гис­ха­ном и вплоть до 2-й пол. 14 в. пре­бы­ва­ла под вла­стью его по­том­ков – Чин­ги­си­дов. С 1370 и до кон. 15 в. Б. вла­де­ли Ти­мур и его по­том­ки – Ти­му­ри­ды. В нач. 16 в. Б. бы­ла за­ня­та ко­че­вы­ми уз­бе­ка­ми и в 1558 (или 1560) ста­ла сто­ли­цей Бу­хар­ско­го хан­ст­ва, ко­то­рым пра­ви­ла ди­на­стия Шей­ба­ни­дов. В 1740 иран. шах На­дир за­вое­вал Б. По­сле смер­ти На­ди­ра (1747) в хо­де меж­до­усобиц к вла­сти в Б. в 1753 при­шла ди­на­стия эми­ров Ман­гыт, ко­то­рая про­дер­жа­лась на бу­хар­ском тро­не до 1920 (см. Бу­хар­ский эми­рат). Не­смот­ря на все ка­так­лиз­мы и по­тря­се­ния, Б. со­хра­ня­ла сла­ву цен­тра зо­ло­то­швей­но­го и шёл­ко­ткац­ко­го про­мы­слов, че­кан­ки по ме­ди и др. С 16 в. всё бо­лее рас­ши­ря­лись тор­го­вые свя­зи Б. с Рос­си­ей. В хо­де при­сое­ди­не­ния Тур­ке­ста­на к Рос. им­пе­рии тер­ри­то­рия эми­ра­та бы­ла за­мет­но уре­за­на, но Б. со­хра­ни­ла внутр. са­мо­стоя­тель­ность, а её го­су­да­ри в 1868–73 ста­ли вас­са­ла­ми рус. ца­рей. С окт. 1920 Б. – сто­ли­ца Бу­хар­ской на­род­ной со­вет­ской рес­пуб­ли­ки. По нац.-гос. раз­ме­же­ва­нию 1924–25 в Ср. Азии она ста­ла цен­тром Зе­рав­шан­ско­го окр., с 1938 – Бу­хар­ской обл. Узб. ССР.

Ср.-ази­ат. му­суль­ма­не счи­та­ли Б. сво­ей «Мек­кой» и рас­смат­ри­ва­ли её как очаг ис­лам­ско­го пра­во­ве­рия. По­дав­ляю­щее чис­ло бу­хар­цев бы­ло сун­ни­та­ми, не­боль­шую часть со­став­ля­ли шии­ты (в осн. вы­ход­цы из Ира­на). Из­древ­ле в Б. су­ще­ст­во­ва­ла евр. об­щи­на. По дан­ным на 1913, в Б. на­счи­ты­ва­лось 364 сун­нит­ские ме­че­ти, из них 8 – со­бор­ных, 4 ши­ит­ских мо­литв. до­ма, 2 си­на­го­ги и неск. иу­дей­ских мо­ле­лен. Ог­ром­ным влия­ни­ем в Б. рас­по­ла­га­ло ду­хов­ное со­сло­вие, к ко­то­ро­му при­чис­ля­лись «ка­дии» (су­дьи), «има­мы» и «ха­ти­бы» (ру­ко­во­ди­те­ли об­щей мо­лит­вы му­суль­ман и про­по­вед­ни­ки в ме­че­тях), «му­дар­ри­сы» (пре­по­да­ва­те­ли мед­ре­се), «саййи­ды» (ли­ца, счи­тав­шие­ся по­том­ка­ми про­ро­ка Му­хам­ме­да), а так­же «ход­жи» (по­том­ки пер­вых араб. по­се­лен­цев). Ду­хов­ные кру­ги Б. пред­став­ля­ли со­бой спло­чён­ную кор­по­ра­цию, жив­шую по нор­мам ша­риа­та и сле­див­шую за стро­гим со­блю­де­ни­ем этих норм в го­ро­де. Пер­вым ли­цом в их сре­де яв­лял­ся «ка­ди-ка­лон» (вер­хов­ный су­дья Б. с офиц. ти­ту­лом «убе­жи­ще ша­риа­та»). С ни­ми бы­ли вы­ну­ж­де­ны счи­тать­ся да­же свет­ские го­су­да­ри Б. Так, эмир Абул-Ахад (1885–1910) из-за кон­флик­та с ду­хов­ны­ми кру­га­ми Б. все го­ды прав­ле­ния про­вёл вне сто­ли­цы сво­его го­су­дар­ст­ва. Вер­хуш­ка бу­хар­ско­го «му­суль­ман­ст­ва» в сво­ей по­ли­ти­ке уме­ло ис­поль­зо­ва­ла мно­го­ты­сяч­ную кор­по­ра­цию «мул­ло-ба­чей» – слу­ша­те­лей мно­го­числ. мед­ре­се. С их уча­сти­ем не­од­но­крат­но ор­га­ни­зо­вы­ва­лись шум­ные пуб­лич­ные вы­сту­п­ле­ния про­тив лю­бых но­ва­ций. Мн. бу­хар­ские ме­че­ти, мед­ре­се и ма­за­ры до 1920 вла­де­ли не­ма­лой «бо­го­угод­ной» соб­ст­вен­но­стью («вак­фа­ми»): зе­мель­ны­ми угодь­я­ми, ка­ра­ван-са­рая­ми, тор­го­вы­ми лав­ка­ми и пр.

Бухара. Мавзолей Исмаила Самани. Кон. 9 – нач. 10 вв.
Бухара. Фрагмент ансамбля Пои-Калян.

Б.– го­род-му­зей (ок. 140 ар­хит. па­мят­ни­ков), в осн. со­хра­нив­ший тра­ди­ци­он­ную струк­ту­ру ср.-ази­ат. го­ро­да с ци­та­де­лью, ук­ре­п­лён­ным гор. ядром – шах­ри­ста­ном и тор­го­во-ре­мес­лен­ным при­го­ро­дом – ра­ба­дом, об­не­сён­ным сте­ной. Б. раз­ви­ва­лась от стен ар­ка (по­строй­ки кон. 18 – нач. 19 вв.), мощ­ные во­ро­та ко­то­ро­го от­кры­ва­лись на па­рад­ную пло­щадь – ре­ги­стан. Ар­хит. об­лик ста­рой Б. оп­ре­де­ля­ют мо­ну­мен­таль­ные ан­самб­ли: Пои-Ка­лян (ми­на­рет Ка­лян, 1127; ме­четь Масд­жи­ди-Ка­лян, 1-я пол. 15 в., пе­ре­строй­ки 16 в., – 4 свод­ча­тых ай­ва­на пе­ре­кры­ты 288 ку­по­ла­ми на кир­пич­ных стол­бах, на фа­са­дах и в ин­терь­е­ре – мо­заи­ка из по­лив­ных кир­пи­чей и ке­ра­мич. пли­ток; мед­ре­се Ми­ри-Араб с па­рад­ной усы­паль­ни­цей, 1535–36); Кош-мед­ре­се (2-ай­ван­ное 2-этаж­ное не­боль­шое мед­ре­се Ма­да­ри-ха­на, 1566–67; 4-ай­ван­ное, ус­лож­нён­ной пла­ни­ров­ки мед­ре­се Аб­дул­лы-ха­на с ис­кус­ной сис­те­мой пе­ре­кры­тий и си­не-го­лу­бым ке­ра­мич. де­ко­ром, 1588–90); ан­самбль гор. бас­сей­на – Ля­би-ха­уз (мед­ре­се Ку­кель­таш, 1568–69; мед­ре­се На­ди­ра-Ди­ван-бе­ги, 1622; ха­на­ка На­ди­ра-Ди­ван-бе­ги, 1620-е гг.); Ба­ла-ха­уз (зим­няя ме­четь, 1712, с ко­лон­ным ай­ва­ном – лет­ней ме­че­тью, нач. 20 в., бас­сей­ном-хау­зом и ми­на­ре­том, 1917, арх. Ши­рин Му­ра­дов). Ме­че­ти: Ма­го­ки-Ат­та­ри (12, 16 вв., фи­гур­ная клад­ка кир­пи­чом, рез­ная и по­лив­ная тер­ра­ко­та), Ба­лянд (кон. 15 – нач. 16 вв., ко­лон­ный ай­ван, рос­пи­си «кун­даль» – крас­ка­ми и зо­ло­том по рель­еф­ной ос­но­ве из ган­ча). Мед­ре­се Улуг­бе­ка (1417, арх. Ис­ма­ил би­ни Та­хир би­ни Мах­муд Ис­фа­ха­ни, ке­ра­мич. об­ли­цов­ки фа­са­дов – 1585), со­еди­нён­ное с мед­ре­се Аб­ду­ла­зи­за-ха­на (1652, арх. Му­хам­мед Са­лих, мас­те­ра де­ко­ра Му­хам­мед Амин, Мим-Ха­кан). Усы­паль­ни­ца Са­ма­ни­дов (мав­зо­лей Ис­маи­ла Са­ма­ни, кон. 9 – нач. 10 вв.), ком­плекс мав­зо­ле­ев Сейф ад-Ди­на (Сен­дед­дин) Бо­хар­зи (2-я пол. 14 в., пор­тал – 15–16 вв.) и Бу­ян-Ку­ли-ха­на (ок. 1358). Чаш­ма-Аюб («Ко­ло­дец Ио­ва», 1380 или 1384–85) – 2-ку­поль­ное куль­то­вое му­сульм. зда­ние над ле­ген­дар­ным ис­точ­ни­ком. Су­фий­ские оби­те­ли-ха­на­ки Ход­жи Зайн ад-Ди­на (1-я пол. 16 в.), Ба­ха ад-Ди­на (1544–45; в од­но­им. ан­самб­ле), Фай­за­бад (1598–99). Тор­го­вые ку­поль­ные зда­ния (т. н. та­к-и) – Зар­га­ран («Ку­пол юве­ли­ров», 15 в.), Сар­ра­фан («Ку­пол ме­нял», сер. 16 в.), Тель­пак-Фу­ру­шан («Ку­пол про­дав­цов го­лов­ных убо­ров», 2-я пол. 16 в.); мно­го­столп­ный мно­го­ку­поль­ный ры­нок Аб­дул­лы-ха­на (16 в.). За­строй­ка Б. в сер. – кон. 20 в. ве­лась с учё­том ста­рой пла­ниров­ки. В 1964 ут­вер­ждён план ре­кон­ст­рук­ции Б. (ар­хи­тек­то­ры В. П. Чу­ни­хин, В. Н. Сло­ним­ский, Т. Н. Ка­ли­нов­ская). В 1993 ис­то­рич. часть Б. бы­ла вклю­че­на в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

С 16 в. крупный музыкальный центр, где развивалось придворное  искусство макомата (см. в статье Маком). На основе бухарской школы макомата в 18 в. сформировалось искусство Шашмакома, достигшее расцвета в 19 – 1-й пол. 20 вв. В 1921 по инициативе А. Фитрата (министр просвещения Бухарской Народной Советской Республики) открыта Восточная музыкальная школа (впоследствии Музыкальный техникум). Бухарский областной музыкально-драматический театр имени Садриддина Айни (открыт в 1930, с 2010 в новом здании с залом на 750 мест, построенном по проекту архитекторов Р.  Г. Булатовой, Р.  Б. Саломова, Н. В. Кудашкиной). В 1991 основан ансамбль «Шашмаком» при Бухарской государственной филармонии (с 1996 областное отделение гастрольно-концертного объединения «Узбекнаво»; до 2002 ансамблем руководил его организатор Ари Бабаханов). Фольклорно-этнографические ансамбли: «Нозанин», «Мохи Ситора», «Бухоро юлдузлари».

Фестиваль «Шёлк и специи» охватывает все виды национального искусства и культуры, проводится в исторической части Бухары под открытым небом (с 2002, ежегодно в мае-июне).

В Б. – Пе­да­го­гич. ин-т, ряд сред­них спец. учеб­ных за­ве­де­ний, пуб­лич­ная б-ка. Гос. ар­хи­тек­тур­но-ху­дож. му­зей-за­по­вед­ник (1922; с 1945 в ци­та­де­ли Арк). Кукольный театр.

Круп­ный центр ху­дож. ре­мё­сел (зо­ло­то­швей­но­го, шёл­ко­ткац­ко­го, ков­ро­во­го, юве­лир­но­го и др.); пред­при­ятия лёг­кой (тек­стиль­ные, швей­ные из­де­лия, вы­дел­ка шкур ка­ра­ку­ля и др.) и пи­ще­вой пром-сти.

Близ Б. – Бу­хар­ский не­фте­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щий за­вод.

Лит.: Се­ме­нов А. А. К про­шло­му Бу­ха­ры // Ай­ни С. Вос­по­ми­на­ния. М.; Л., 1960; Бар­тольд В. В. Бу­ха­ра // Бар­тольд В. В. Соч. М., 1965. Т. 3; Го­ро­да Уз­бе­ки­ста­на. Таш., 1965; Пу­га­чен­ко­ва Г. А. Са­мар­канд. Бу­ха­ра. М., 1968; Бу­ха­ра. 5-е изд. Таш., 1971; Ис­то­рия Бу­ха­ры с древ­ней­ших вре­мен до на­ших дней. Таш., 1976.

  • БУХАРА́ город на юге центр. части Узбекистана, с 1992 адм. центр Бухарского вилаята (2006)
Вернуться к началу