ЭЛЕВСИ́НСКИЕ МИСТЕ́РИИ
-
Рубрика: Всемирная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭЛЕВСИ́НСКИЕ МИСТЕ́РИИ, др.-греч. эзотерич. культ, связанный с почитанием Деметры и Персефоны (Коры). Центром Э. м. был г. Элевсин. Миф об учреждении Э. м. наиболее подробно изложен в гомеровском гимне «К Деметре». Согласно мифу, Персефона была похищена божеством загробного царства Аидом. Деметра долгое время разыскивала свою пропавшую дочь, пока не узнала о похищении. Разгневанная Деметра, приняв облик старухи, покинула Олимп и пришла в Элевсин, где нашла приют у царя Келея и его жены Метаниры. Когда спустя некоторое время они узнали, кем является их гостья, Деметра повелела построить в Элевсине себе храм и научила, как совершать в нём богослужения. Поскольку после похищения Персефоны земля перестала приносить плоды и начался голод, Зевс приказал Аиду отпускать ставшую его женой Персефону на две трети года на Землю к матери, после чего нормальная жизнь на Земле возобновилась. К участию в Э. м. допускались только посвящённые, т. н. мисты. Различались 3 степени посвящения. Малые Э. м. проходили в предместье Афин Агре в месяце анфестерионе (февр./март) и были связаны с почитанием Персефоны. Великие Э. м. совершались в месяце боедромионе (сент./окт.) частично в Афинах, частично в Элевсине, продолжаясь примерно 10 дней. Действия в Элевсине происходили по ночам и, как полагают, заключались в театрализованном представлении эпизодов из мифа о похищении и поисках Персефоны. Во время мистерий посвящённым показывали разл. предметы, разъясняли их символич. смысл, рассказывали тайные предания. Длительный период подготовки, особая обстановка тайны, специальные зрительные и шумовые эффекты, судя по всему, производили на участников сильное психологич. воздействие. Скорее всего, посвящённые в Э. м. были уверены, что этот статус благоприятным образом скажется на характере их будущей загробной жизни. Общее условие всех мистерий – обязанность мистов хранить в тайне всё, что они знали: священные сказания, обряды, имена богов и т. д. Приобщение к Э. м. было доступно всем эллинам, кроме тех, кто совершил тяжкое преступление. В более поздний период в Э. м. посвящались и римляне. Организацией Э. м. заведовал афинский архонт-басилевс (см. Архонты), а помогали ему священнослужители, на их главные должности выбирали представителей знатных родов – Эвмолпидов и Кериков.