Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭЛЕВСИ́НСКИЕ МИСТЕ́РИИ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 297-298

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Стрелков

ЭЛЕВСИ́НСКИЕ МИСТЕ́РИИ, др.-греч. эзо­те­рич. культ, свя­зан­ный с по­чи­та­ни­ем Де­мет­ры и Пер­се­фо­ны (Ко­ры). Цен­тром Э. м. был г. Элев­син. Миф об уч­ре­ж­де­нии Э. м. наи­бо­лее под­роб­но из­ло­жен в го­ме­ров­ском гим­не «К Де­мет­ре». Со­глас­но ми­фу, Пер­се­фо­на бы­ла по­хи­ще­на бо­же­ст­вом за­гроб­но­го цар­ст­ва Аи­дом. Де­мет­ра дол­гое вре­мя ра­зы­ски­ва­ла свою про­пав­шую дочь, по­ка не уз­на­ла о по­хи­ще­нии. Раз­гне­ван­ная Де­мет­ра, при­няв об­лик ста­ру­хи, по­ки­ну­ла Олимп и при­шла в Элев­син, где на­шла при­ют у ца­ря Ке­лея и его же­ны Ме­та­ни­ры. Ко­гда спус­тя не­ко­то­рое вре­мя они уз­на­ли, кем яв­ля­ет­ся их гос­тья, Де­мет­ра по­ве­ле­ла по­стро­ить в Элев­си­не се­бе храм и нау­чи­ла, как со­вер­шать в нём бо­го­слу­же­ния. По­сколь­ку по­сле по­хи­ще­ния Пер­се­фо­ны зем­ля пе­ре­ста­ла при­но­сить пло­ды и на­чал­ся го­лод, Зевс при­ка­зал Аи­ду от­пус­кать став­шую его же­ной Пер­се­фо­ну на две тре­ти го­да на Зем­лю к ма­те­ри, по­сле че­го нор­маль­ная жизнь на Зем­ле во­зоб­но­ви­лась. К уча­стию в Э. м. до­пус­ка­лись толь­ко по­свя­щён­ные, т. н. мис­ты. Раз­ли­ча­лись 3 сте­пе­ни по­свя­ще­ния. Ма­лые Э. м. про­хо­ди­ли в пред­ме­стье Афин Аг­ре в ме­ся­це ан­фе­сте­рио­не (февр./март) и бы­ли свя­за­ны с по­чи­та­ни­ем Пер­се­фо­ны. Ве­ли­кие Э. м. со­вер­ша­лись в ме­сяце бое­дро­мио­не (сент./окт.) час­тич­но в Афи­нах, час­тич­но в Элев­сине, про­должа­ясь при­мер­но 10 дней. Дей­ст­вия в Элев­си­не про­ис­хо­ди­ли по но­чам и, как по­ла­га­ют, за­клю­ча­лись в те­ат­ра­ли­зо­ван­ном пред­став­ле­нии эпи­зо­дов из ми­фа о по­хи­ще­нии и по­ис­ках Пер­се­фо­ны. Во вре­мя мис­те­рий по­свя­щён­ным по­ка­зы­ва­ли разл. пред­ме­ты, разъ­яс­ня­ли их сим­во­лич. смысл, рас­ска­зы­ва­ли тай­ные пре­да­ния. Дли­тель­ный пе­ри­од под­го­тов­ки, осо­бая об­ста­нов­ка тай­ны, спе­ци­аль­ные зри­тель­ные и шу­мо­вые эф­фек­ты, су­дя по все­му, про­из­во­ди­ли на уча­ст­ни­ков силь­ное пси­хо­ло­гич. воз­дей­ст­вие. Ско­рее все­го, по­свя­щён­ные в Э. м. бы­ли уве­ре­ны, что этот ста­тус бла­го­при­ят­ным об­ра­зом ска­жет­ся на ха­рак­те­ре их бу­ду­щей за­гроб­ной жиз­ни. Об­щее ус­ло­вие всех мис­те­рий – обя­зан­ность мис­тов хра­нить в тай­не всё, что они зна­ли: свя­щен­ные ска­за­ния, об­ря­ды, име­на бо­гов и т. д. При­об­ще­ние к Э. м. бы­ло доступ­но всем эл­ли­нам, кро­ме тех, кто со­вер­шил тяж­кое пре­сту­п­ле­ние. В бо­лее позд­ний пе­ри­од в Э. м. по­свя­ща­лись и рим­ля­не. Ор­га­ни­за­ци­ей Э. м. за­ве­до­вал афин­ский ар­хонт-ба­си­левс (см. Ар­хон­ты), а по­мо­га­ли ему свя­щен­но­слу­жи­те­ли, на их глав­ные долж­но­сти вы­би­ра­ли пред­ста­ви­те­лей знат­ных ро­дов – Эв­мол­пи­дов и Ке­ри­ков.

Лит.: Burkert W. Ancient mystery cults. Camb. (Mass.); L., 1987; Ла­ты­шев В. В. Очерк гре­че­ских древ­но­стей. СПб., 1997. Ч. 2; Ке­ре­ньи К. Элев­син: Ар­хе­ти­пи­че­ский об­раз ма­те­ри и до­че­ри. М., 2000; Greek mysteries: The archaeology and ritual of ancient Greek se­cret cults. L.; N. Y., 2004; Но­во­сад­ский Н. И. Элев­син­ские мис­те­рии. 2-е изд. М., 2011.

Вернуться к началу