Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭТРУ́СКИ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 499-501

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. О. Никишин, К. Н. Гаврилин

ЭТРУ́СКИ, тус­ки, ра­се­ны, тир­ре­ны (лат. Etrusci, Tusci, греч. Τυρσηνοί , Τυρρηνοί , са­мо­назва­ния – Rasenna, Raṡna), древ­ний на­род, на­се­ляв­ший в 1-м тыс. до н. э. се­ве­ро-за­пад Апен­нин­ско­го п-ова (ис­торич. обл. Эт­ру­рия, в осн. совр. Тос­ка­на) ме­ж­ду ре­ка­ми Ар­но и Тибр. В пе­ри­од сво­его по­ли­тич. и эко­но­мич. рас­цве­та ци­ви­ли­за­ция Э. про­сти­ра­лась се­ве­ро-вос­точ­нее (г. Мар­ца­бот­то, к югу от совр. Бо­ло­ньи, порт Спи­на на Ад­риа­ти­че­ском м., юж­нее р. По) и юж­нее (Пре­нес­те, Вел­лет­ри, Сат­рик в обл. Ла­ций) этих гра­ниц. Со вре­ме­нем объ­ек­та­ми эт­рус­ской ко­ло­ни­за­ции ста­ли Юж. Ита­лия, ост­ро­ва Сар­ди­ния и Кор­си­ка.

Дан­ные письм. ис­точ­ни­ков об Э. от­ры­воч­ны и скуд­ны, по­это­му ин­фор­ма­цию о них ис­сле­до­ва­те­ли из­вле­ка­ли гл. обр. из ре­зуль­та­тов ар­хео­ло­гич. рас­ко­пок. Суть «за­гад­ки Э.» за­клю­ча­ет­ся в том, что про­ис­хо­ж­де­ние, язык (см. Эт­рус­ский язык) и точ­ное вре­мя по­яв­ле­ния это­го на­ро­да в Ита­лии ос­та­ют­ся ма­ло­из­вест­ны­ми. На­чи­ная с ан­тич­но­сти су­ще­ст­ву­ют раз­ные тео­рии об эт­рус­ском эт­но­ге­не­зе: нор­ди­че­ская, вос­точ­ная, ав­то­хтон­ная. В нач. 21 в. наи­бо­лее пло­до­твор­ным пред­став­ля­ет­ся взгляд на эт­но­ге­нез Э. как на слож­ный про­цесс, в ко­то­ром при­ни­ма­ли уча­стие ме­ст­ные ком­по­нен­ты, а так­же при­быв­шие мо­рем с Вос­то­ка, ско­рее все­го из Ма­лой Азии. Этот про­цесс, по-ви­ди­мо­му, сле­ду­ет от­не­сти к нач. 1-го тыс. до н. э. Ар­хео­ло­гич. па­мят­ни­ки, со­от­но­си­мые с Э., да­ти­ру­ют­ся не ра­нее 8 в., их связь с пред­ше­ст­вую­щей куль­ту­рой Вил­ла­но­ва – пред­мет дис­кус­сий.

К ста­рей­шим го­ро­дам Э. от­но­сят­ся: Вейи, Клу­зий, Пе­ру­зия, По­пу­ло­ния, Тар­кви­нии, Вуль­чи, Це­ре. Фор­маль­но го­ро­да­ми из­на­чаль­но управ­ля­ли ца­ри, ко­то­рых в 6 в. сме­ни­ли ма­ги­ст­ра­ты, фак­ти­че­ски же власть при­над­ле­жа­ла ари­сто­кра­там – лу­ку­мо­нам, в рас­по­ря­же­нии ко­то­рых на­хо­ди­лись зем­ли и зна­чит. ма­те­ри­аль­ные сред­ст­ва, на­ря­ду с ра­ба­ми и кли­ен­та­ми. В 7–6 вв. в Эт­ру­рии су­ще­ст­во­ва­ла кон­фе­де­ра­ция в со­ста­ве 12 го­ро­дов (Ар­ре­ций, Вейи, Ве­лат­рий, Ве­туло­ния, Воль­си­нии, Вуль­чи, Клу­зий, Кур­тун, Пе­ру­зия, Ру­зел­лы, Тар­кви­нии, Це­ре) с цен­тром в Воль­си­нии (там на­хо­ди­лось свя­ти­ли­ще вер­хов­но­го бо­га Э. – Воль­тум­ны, или Вер­тум­на). По­ли­ти­кой это­го «две­на­дца­ти­гра­дья» (позд­нее воз­ник­ли ещё два – в Сев. и Ср. Ита­лии) ру­ко­во­дил со­вет лу­ку­мо­нов (из 12 чл. со­ве­та 1 был глав­ным). Ес­ли один из чле­нов кон­фе­де­ра­ции вы­бы­вал из её со­ста­ва (напр., вслед­ст­вие во­ен. раз­гро­ма), его ме­сто за­ни­мал дру­гой го­род. Так, по­сле раз­ру­ше­ния рим­ля­на­ми г. Вейи (396) чле­ном «две­на­дца­ти­гра­дья» ста­ла По­пу­ло­ния. Кон­фе­де­ра­ция мог­ла в слу­чае не­об­хо­ди­мо­сти вы­ста­вить мно­го­числ. пе­шее опол­че­ние; лу­ку­мо­ны сра­жа­лись на ко­лес­ни­цах во гла­ве собств. дру­жин. Рас­по­ла­гая вну­ши­тель­ным мор. фло­том, Э. тор­го­ва­ли со мн. стра­на­ми Вос­то­ка, в т. ч. с Егип­том и Фи­ни­ки­ей.

Эко­но­мич. со­пер­ни­че­ст­во яви­лось осн. при­чи­ной во­ен. кон­флик­тов ме­ж­ду Э. и греч. го­ро­да­ми Юж. Ита­лии. В 535 Э., за­клю­чив со­юз с Кар­фа­ге­ном, по­сле кро­во­про­лит­ной мор. бит­вы при Ала­лии из­гна­ли гре­ков с Кор­си­ки. К то­му вре­ме­ни их власть про­сти­ра­лась на Ла­ций и Кам­па­нию; рас­ши­ря­лось влия­ние в Сев. Ита­лии. К 616–510/509 ан­тич­ная тра­ди­ция от­но­сит прав­ле­ние в Ри­ме эт­рус­ской ди­на­стии. В 6 в. мо­гу­ще­ст­во Э. дос­тиг­ло апо­гея. Вско­ре на­ча­лось ос­лаб­ле­ние эт­рус­ской мо­щи. Э. при­шлось од­но­вре­мен­но бо­роть­ся с гре­ка­ми, рим­ля­на­ми, гал­ла­ми (кель­та­ми). Па­рал­лель­но обо­ст­ри­лась со­ци­аль­ная борь­ба в эт­рус­ских го­ро­дах, ко­то­рые к то­му же по­сто­ян­но вра­ж­до­ва­ли друг с дру­гом. В 524 Э. по­тер­пе­ли по­ра­же­ние от гре­ков в Кам­па­нии; в 510/509, со­глас­но пре­да­нию, рим­ля­не из­гна­ли из сво­его го­ро­да по­след­не­го пред­ста­ви­те­ля эт­рус­ской ди­на­стии, ца­ря Тар­кви­ния Гор­до­го (см. Тар­кви­нии). К кон. 6 в. умень­ши­лось влия­ние Э. в Ла­ции и на се­ве­ре Ита­лии. На юге гре­ки в 482 за­кры­ли Мес­син­ский прол. для эт­рус­ских ко­раб­лей, в 474 раз­гро­ми­ли Э. близ Кум. На­сту­пил за­кат эт­русско­го мор. вла­ды­че­ст­ва (та­лас­со­кра­тии). К кон. 5 в. Э. по­те­ря­ли Кор­си­ку и Эль­бу, бы­ли вы­тес­не­ны сам­ни­та­ми из Кам­па­нии. В 396 по­сле 10-лет­ней оса­ды рим. дик­та­то­ром М. Фу­ри­ем Ка­мил­лом бы­ли взя­ты и раз­ру­ше­ны Вейи. В 1-й пол. 4 в. Рим по­ко­рил Юж. Эт­ру­рию. Э. бы­ли по­бе­ж­де­ны рим­ля­на­ми в вой­не 296–294, в 283 по­тер­пе­ли от них по­ра­же­ние у Ва­ди­мон­ско­го оз. В 265/264 до н. э. с па­де­ни­ем Воль­си­ний за­вер­ши­лось рим. за­вое­ва­ние Эт­ру­рии (и в це­лом Ап­ен­нин­ско­го п-ова). К нача­лу н. э. Э. бы­ли пол­но­стью ас­си­ми­ли­ро­ва­ны рим­ля­на­ми.

Ос­но­вой хо­зяй­ст­ва Э. бы­ли зем­ле­де­лие (вы­ра­щи­ва­ли зер­но­вые, олив­ки, ви­но­град и др.) и ре­мес­ло. Осо­бен­ных ус­пе­хов они до­би­лись в ме­тал­лур­гии (медь и оло­во) и ме­тал­ло­об­ра­бот­ке. Об уров­не раз­ви­тия ре­мес­ла у Э. сви­де­тель­ст­ву­ет, в ча­ст­но­сти, на­ли­чие у них ре­ме­слен­ных кол­ле­гий. Эт­рус­ские мас­те­ра уме­ли из­го­тав­ли­вать зуб­ные ко­рон­ки и про­те­зы из сло­но­вой кос­ти, кре­пив­шие­ся с по­мо­щью зо­ло­тых мос­тов, ов­ла­де­ли тех­ни­кой зер­не­ния, од­ним из их дос­ти­же­ний яв­ля­ет­ся ке­ра­ми­ка бук­ке­ро. Эт­рус­ские ин­же­не­ры осу­ша­ли бо­ло­та, строи­ли до­ро­ги и мос­ты.

В ос­но­ве ре­лиг. воз­зре­ний Э. ле­жа­ли культ мёрт­вых с че­ло­вече­ски­ми жерт­во­при­но­ше­ния­ми и ве­ра в су­ще­ст­во­ва­ние ду­хов и де­мо­нов. Вер­хов­ным бо­гом считал­ся Вер­тумн. Сле­дом за ним шла триа­да: Ти­ния, Уни и Мен­рва. Из чис­ла ос­таль­ных бо­жеств Фуф­лунс позд­нее ото­жде­ст­в­лён рим­ля­на­ми с Вак­хом-Дио­ни­сом, Ма­рис – с Мар­сом, Ап­лу – с Апол­ло­ном, Турмс – с Гер­ме­сом и т. д. Осо­бым ав­то­ри­те­том поль­зо­ва­лась га­рус­пи­ци­на – ис­кус­ст­во га­да­ния по пе­че­ни жертвен­ных жи­вот­ных.

На раз­ви­тие эт­рус­ской куль­ту­ры ог­ром­ное влия­ние ока­зы­ва­ли сна­ча­ла древ­ние ци­ви­ли­за­ции Вос­то­ка, за­тем – греч. ми­ра. В свою оче­редь, куль­ту­ра Э. (на­ря­ду с грече­ской) су­ще­ст­вен­но по­влия­ла на фор­ми­ро­ва­ние рим. куль­ту­ры.

Архитектура и изобразительное искусство

Го­ро­да Э., став­шие пер­вы­ми на Апен­нин­ском п-ове, как пра­ви­ло, строи­лись в уда­ле­нии от мо­ря на вы­со­ких ска­ли­стых пла­то, ок­ру­жа­лись ка­мен­ны­ми сте­на­ми, в т. ч. цик­ло­пич. клад­ки, с флан­ки­ро­ван­ной баш­ня­ми ар­кой во­рот; име­лись об­ществ. центр, свя­ти­ли­ща, мо­щёные ули­цы, жи­лые квар­та­лы с ре­гу­ляр­ным пла­ном, во­до­про­во­ды и др. со­ору­же­ния. Жи­лая ар­хи­тек­ту­ра раз­ви­ва­лась от жи­ли­ща вост. ти­па, близ­ко­го бит-хи­ла­ни, до раз­ви­то­го ти­па ат­ри­ум­но­го до­ма. Двор­цо­во-куль­то­вые ком­плек­сы (ре­гии) в Ак­ва­рос­се, Мур­ло, Вел­лет­ри и Ри­ме име­ли пе­ри­стиль­ный двор с хра­мом и ал­та­рём, ок­ру­жён­ные др. по­ме­ще­ния­ми.

Хра­мо­вая ти­по­ло­гия Э. (храм с 3 цел­ла­ми и глу­бо­ким пор­ти­ком, с од­ной цел­лой и ау­ла­ми, 3-цел­ло­вый в ан­тах, про­стиль, ам­фи­про­стиль, пе­рип­тер) рас­про­стра­ня­лась и на Ла­ций. Ком­плекс древ­ней­ше­го свя­ти­ли­ща со­сто­ял из ог­ра­ды с од­ним вхо­дом, хра­ма, ал­та­ря и пло­щад­ки для га­да­ний, не­ред­ко так­же при­род­ных фе­ти­шей (кам­ни, ис­точ­ни­ки и пр.). К сер. 6 в. для га­да­ний ис­поль­зо­вал­ся глу­бо­кий пор­тик од­но­фа­сад­но­го хра­ма, по­ме­щав­ше­го­ся у зад­ней сте­ны ог­ра­ды свя­щен­но­го уча­ст­ка на вы­со­ком по­диу­ме с ле­ст­нич­ным мар­шем, от­ме­чав­шим ось гл. вхо­да (Пир­ги, Пор­то­нач­чо в Вейи, Ка­ни­чел­ла в Воль­си­нии). Хра­мы ук­ра­ша­лись жи­во­пи­сью и скульп­ту­рой.

Э. соз­да­ли собств. ор­дер ар­хи­тек­тур­ный – тос­кан­ский ор­дер. Дос­ти­же­ни­ем ин­же­не­рии ста­ло изо­бре­те­ние клин­ча­той ар­ки, при­ме­няв­шей­ся при строи­тель­ст­ве мос­тов и гор. во­рот (мост в Вуль­чи, во­ро­та Воль­тер­ры и Пе­ру­сии). Ис­поль­зо­ва­лось тер­ра­ко­то­вое уб­ран­ст­во кров­ли. В хра­мах и ре­ги­ях (в Ак­ва­рос­се, Мур­ло и Ри­ме) ак­ро­те­ри­аль­ные ста­туи (час­то яр­ко рас­кра­шен­ные) по­ме­ща­лись на греб­не кры­ши, на вер­ши­не и кон­цах фрон­то­на (ог­ром­ная квад­ри­га Юпи­те­ра, вен­чав­шая Ка­пи­то­лий­ский храм в Ри­ме). По­рой ста­туи рас­по­ла­га­лись вдоль кар­ни­за (храм в Це­ре, кон. 6 в. до н. э.).

Для Э. ха­рак­тер­ны по­гре­баль­ные со­ору­же­ния 2 ти­пов: ту­му­лос (ка­мен­ное круг­лое в пла­не зда­ние с по­гре­баль­ны­ми ка­ме­ра­ми, пе­ре­кры­тое лож­ным сво­дом; нек­ро­поль в Чер­ве­те­ри) и скаль­ная или по­лу­скаль­ная гроб­ни­ца с фа­са­дом в ви­де ко­лон­но­го пор­ти­ка или пор­та­ла (Ви­тер­бо, нек­ро­поль в Пьян-ди-Мо­ла).

Изо­бра­зит. иск-во Э. раз­ви­ва­лось под влия­ни­ем ближ­не­во­сточ­ной и др.-греч. куль­тур. В т. н. ори­ен­та­ли­зи­рую­щий пе­ри­од (8–7 вв. до н. э.) по­яв­ля­ет­ся мо­ну­мен­таль­ная скульп­ту­ра из кам­ня и тер­ра­ко­ты, то­рев­ти­ка и ке­ра­ми­ка, рас­пи­сан­ная в т. н. эт­рус­ско-ко­ринф­ском сти­ле. В из­де­ли­ях из сло­но­вой кос­ти и дра­го­цен­ных ме­тал­лов про­сле­жи­ва­ет­ся вли­яние Ближ­не­го Вос­то­ка, пре­ж­де все­го Си­ро-Па­ле­стин­ско­го ре­гио­на.

Фото Carole Raddato / flickr.com «Аполлон из Вей». Терракота. Кон. 6 в. до н.э. Национальный музей этрусков «Вилла Джулия» (Рим).

В пе­ри­од ар­хаи­ки (6 – нач. 5 вв. до н. э.) ве­ду­щим ви­дом изо­бра­зит. иск-ва ста­но­вит­ся скульп­ту­ра: мо­ну­мен­таль­ные рель­е­фы и ста­туи из тер­ра­ко­ты ук­ра­ша­ют фа­са­ды мно­го­числ. хра­мов (Вейи), двор­цов (Мур­ло) и да­же жи­лых до­мов (Ак­ва­рос­са). Под влия­ни­ем гре­ков из Ко­рин­фа раз­ви­ва­ют­ся цен­тры ме­тал­лур­гич. про­из-ва (Вуль­чи, Воль­си­нии и др. го­ро­да Центр. Ита­лии; напр., брон­зо­вая скульп­ту­ра «Ка­пи­то­лий­ская вол­чи­ца», 1-я четв. 5 в. до н. э., Ка­пи­то­лий­ские му­зеи, Рим). Осо­бую груп­пу со­став­ля­ет по­гре­баль­ная пла­сти­ка, став­шая позд­нее ос­но­вой для иск-ва скульп­тур­но­го порт­ре­та, од­на­ко крыш­ка «Сар­ко­фа­га суп­ру­гов» из Чер­ве­те­ри с тер­ра­ко­то­вы­ми фи­гу­ра­ми воз­ле­жа­щей че­ты (2-я пол. 6 в. до н. э., Нац. му­зей эт­рус­ско­го иск-ва, Рим) де­мон­ст­ри­ру­ет обоб­щён­ные об­ра­зы: рас­ко­сые мин­да­ле­вид­ные гла­за и «ар­хаи­че­ские улыб­ки» вы­да­ют вост.-греч. влия­ние. К это­му вре­ме­ни от­но­сят­ся рос­пи­си гроб­ниц «Ав­гу­ров», «Охо­ты и рыб­ной лов­ли» в Тар­кви­ни­ях, от­ли­чаю­щие­ся ди­на­ми­кой ком­по­зиции и эф­фект­ным си­лу­эт­ным ри­сун­ком, на­по­ми­наю­щим рос­пи­си эт­рус­ских и др.-греч. ваз.

В эпо­ху клас­си­ки (5–4 вв. до н. э.) про­дол­жа­ет­ся раз­ви­тие в ор­би­те др.-греч. иск-ва: брон­зо­вые ста­туи «Хи­ме­ра» из Арец­цо (Ар­хео­ло­гич. му­зей, Фло­рен­ция) и Мар­са из То­ди (Му­зеи Ва­ти­ка­на, Рим), крыш­ка ур­ны с фи­гу­рой воз­ле­жа­ще­го юно­ши из кол­лек­ции Кам­па­на (Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург), тер­ра­ко­то­вый го­рель­еф «Кры­ла­тые ко­ни» (Ар­хео­ло­гич. му­зей, Тар­кви­нии) и др. про­из­ве­де­ния от­ли­ча­ет вы­со­кая сте­пень ху­дож. мас­тер­ст­ва. Ри­сун­ки брон­зо­вых цист из Пре­нес­те и мно­го­числ. зер­кал, фре­ски из гроб­ниц «Трик­ли­ния», «Ле­о­пардов», «Ка­та­фал­ка» и «Чу­до­ви­ща» в Тар­кви­ни­ях де­мон­ст­ри­ру­ют вы­со­кий уро­вень ос­вое­ния ри­сун­ка, ин­те­рес к изо­бра­же­нию ок­ру­жаю­щей сре­ды и про­стран­ст­ва. Пе­ри­од эл­ли­низ­ма (3–1 вв. до н. э.) – вре­мя по­след­не­го рас­цве­та иск-ва Э., пе­ре­даю­ще­го своё на­сле­дие бы­ст­ро­раз­ви­ваю­щей­ся др.-рим. куль­ту­ре; сре­ди дос­ти­же­ний скульп­тур­но­го порт­ре­та – брон­зо­вые го­ло­ва маль­чи­ка, ста­туя Ав­ла Ме­тел­ла (оба – в Ар­хео­ло­гич. му­зее, Фло­рен­ция), бюст т. н. Бру­та (Ка­пи­то­лий­ские му­зеи, Рим).

Ху­дож. куль­ту­ра Э., на­ря­ду с др.-гре­че­ской, по­слу­жи­ла ос­но­вой для ита­лий­ских ар­хи­тек­ту­ры и изо­бра­зит. иск-ва: так, двор­цы-ре­гии, хра­мы и свя­ти­ли­ща, ат­ри­ум­ные до­ма и ку­поль­ные гроб­ни­цы, на­ря­ду с инж. со­ору­же­ния­ми и прин­ци­па­ми гор. пла­ни­ров­ки Э., пе­ре­шли в ар­хи­тек­ту­ру, а скульп­тур­ный порт­рет – в изо­бра­зит. иск-во Древ­не­го Ри­ма.

Лит.: Pfister K. Die Etrusker. Münch., 1940; Bloch R. L’art étruscue. P., 1959; За­лес­ский Н. Н. Эт­ру­ски в Се­вер­ной Ита­лии. Л., 1959; Banti L. Die Welt der Etrusker. B. u. a., 1962; Май­я­ни З. Эт­ру­ски на­чи­на­ют го­во­рить. М., 1966; Не­ми­ров­ский А. И., Хар­се­кин А. И. Эт­ру­ски: вве­де­ние в эт­ру­ско­ло­гию. Во­ро­неж, 1969; Бу­ри­ан Я., Мо­ухо­ва Б. За­га­доч­ные эт­ру­ски. М., 1970; Macnamara E. Everyday life of the Etruscans. L., 1973; Richardson E. The Etruscans, their art and civilization. Chi., 1976; Кон­д­ра­тов А. М. Эт­ру­ски – за­гад­ка но­мер один. М., 1977; Cristofani M. Etruschi: cultura e societa. Novare, 1978; Не­ми­ров­ский А. И. Эт­ру­ски: от ми­фа к ис­то­рии. М., 1983; Jannot J. R. A la rencontre des étrusques. Rennes, 1987; Pallotino M. Etruscologia. Mil., 1990; Torelli M. Storia degli Etruschi. Bari, 1990; Во­гэн А. К. Эт­ру­ски. М., 1998; На­го­ви­цын А. Е. Ми­фо­ло­гия и ре­ли­гия эт­рус­ков. М., 2000; Блок Р. Эт­ру­ски: пред­ска­за­те­ли бу­ду­ще­го. М., 2004; Мак­на­ма­ра Э. Эт­ру­ски: быт, ре­ли­гия, куль­ту­ра. М., 2006; Ро­бер Ж.-Н. Эт­ру­ски. М., 2007; Эр­гон Ж. По­все­днев­ная жизнь эт­ру­сков. М., 2009; Тю­ийе Ж.-П. Ци­ви­ли­за­ция эт­ру­сков. Ека­те­рин­бург; М., 2011.

Лит.: Чу­бо­ва А. П. Эт­рус­ское искусcтво. М., 1972; Вoёthius A. Etruscan and early Roman architecture. Harmondsworth, 1978; Кол­пин­ский Ю. Д., Бри­то­ва Н. Н. Ис­кус­ст­во эт­ру­сков и Древ­не­го Ри­ма. М., 1982; Со­ко­лов Г. И. Ис­кус­ст­во эт­ру­сков. М., 1990; Brendel O. Etruscan art. New Haven; L., 1995; Гав­ри­лин К. Н. Ис­кус­ст­во ран­не­го Ри­ма и Юж­ной Эт­ру­рии эпо­хи рас­цве­та (VI–V вв. до н. э.) по ма­те­риа­лам ко­ро­пла­сти­ки. М., 2015.

Вернуться к началу