Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФУКУЯ́МА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 648

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ФУКУЯ́МА (Fukuyama) Фрэн­сис (Ёси­хи­ро Фрэн­сис) (р. 27.10.1952, Чи­ка­го), амер. по­ли­то­лог. Дед Ф. эмиг­ри­ро­вал в США из Япо­нии в пе­ри­од рус.-япон. вой­ны 1904–05; ро­ди­те­ли за­ни­ма­лись на­уч. дея­тель­но­стью. Окон­чил Кор­нел­л­ский ун-т, в 1981 за­щи­тил дис­сер­та­цию по по­ли­то­ло­гии в Гар­вард­ском ун-те (со­ве­то­лог), один из уче­ни­ков и со­рат­ников С. Хан­тинг­то­на и Х. Мэнс­фил­да. В 1979–80, 1983–89, 1995–96 ра­бо­тал в стра­те­гич. ис­сле­до­ва­тель­ском цен­тре «RAND Corporation». В 1981–82 и 1989 в Гос. деп-те США; спе­циа­лист по во­про­сам ближ­не­во­сточ­ной по­ли­ти­ки, за­тем зам. ди­рек­то­ра по Ев­роп. во­ен.-по­ли­тич. во­про­сам. В 1996–2000 проф. гос. по­ли­ти­ки в Шко­ле гос. по­ли­ти­ки при Ун-те Джорд­жа Мей­со­на (штат Вир­ги­ния), в 2001–04 чл. пре­зи­дент­ско­го со­ве­та США по био­эти­ке, в 2001–10 проф. ме­ж­ду­нар. по­ли­тич. эко­но­ми­ки и ди­рек­тор Ме­ж­ду­нар. про­грам­мы раз­ви­тия в Шко­ле пе­ре­до­вых ме­ж­ду­нар. ис­сле­до­ва­ний Ун-та Джон­са Хоп­кин­са (Ва­шинг­тон). С 2012 ве­ду­щий на­уч. со­труд­ник Ин-та ме­ж­ду­нар. ис­сле­до­ва­ний Фри­ме­на – Спо­льи при Стан­форд­ском ун-те. С кон. 1990-х гг. ак­тив­но под­дер­жи­вал внеш­не­по­ли­тич. курс Б. Клин­то­на и Дж. Бу­ша-млад­ше­го, в 2004 пе­ре­смот­рел свои по­зи­ции. Ми­ро­вую из­вест­ность по­лу­чил бла­го­да­ря пуб­ли­ка­ции в 1989 ст. «Ко­нец ис­то­рии?»; впо­след­ст­вии раз­вил её осн. идеи с по­зи­ций не­окон­сер­ва­тиз­ма в кн. «Ко­нец ис­то­рии и по­след­ний че­ло­век» (1992). Ф. по­ла­гал, что рас­про­стра­не­ние зап. де­мо­кра­тич. цен­но­стей в ми­ро­вом мас­шта­бе долж­но за­вер­шить­ся по­все­ме­ст­ным ус­та­нов­ле­ни­ем ли­бе­раль­ной де­мо­кра­тии, ко­то­рая пред­став­ля­ет со­бой «ко­неч­ный пункт идео­ло­гич. эво­лю­ции че­ло­ве­че­ст­ва». В совр. ми­ре про­ти­во­стоя­ние идео­ло­гич. сис­тем (ко­то­рое ло­ка­ли­зо­ва­но на пе­ри­фе­рии ци­ви­ли­за­ции) ус­ту­па­ет ме­сто борь­бе за эф­фек­тив­ную стра­те­гию удов­ле­тво­ре­ния че­ло­ве­че­ских по­треб­но­стей. В кн. «До­ве­рие: Со­ци­аль­ные доб­ро­де­те­ли и со­зи­да­ние бла­го­сос­тоя­ния» (1995) пред­ста­вил ори­ги­наль­ную ти­по­ло­ги­за­цию об­ществ на ос­но­ве кри­те­рия «до­ве­рие», ко­то­рый фор­ми­рует­ся в ре­зуль­та­те дли­тель­ной эво­лю­ции и по­ни­ма­ет­ся как за­лог ста­биль­но­сти и про­цве­та­ния совр. де­мо­кра­тич. стран. В сво­ём ис­сле­до­ва­нии «Силь­ное го­су­дар­ст­во. Уп­рав­ле­ние и ми­ро­вой по­ря­док в XXI в.» (2004) сфор­му­ли­ро­вал цель «вер­нуть­ся к су­ве­рен­но­му на­цио­наль­но­му го­су­дар­ст­ву» как за­ло­гу под­дер­жа­ния ми­ро­во­го по­ряд­ка. В по­след­них ра­бо­тах («По­ли­ти­че­ский по­ря­док и по­ли­ти­че­ский упа­док», 2014, и др.) вы­ска­зал идею о де­гра­да­ции амер. по­ли­тич. сис­те­мы, вы­зван­ной кри­зи­сом прин­ци­па раз­де­ле­ния вла­стей.

Вернуться к началу