Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФИНИКИ́ЙЦЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 385-386

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Б. Циркин

ФИНИКИ́ЙЦЫ, древ­ний на­род, жив­ший на вост. по­бе­ре­жье Сре­ди­зем­но­го мо­ря. Ф. го­во­ри­ли на фи­ни­кий­ском язы­ке. По пре­да­нию, пра­ро­ди­на Ф. – юго-вост. по­бе­ре­жье Ара­вии. На средиземномор­cком по­бе­ре­жье они поя­ви­лись, ве­ро­ят­но, на ру­бе­же 4–3-го тыс. до н. э. Уже то­гда бы­ли со­ору­же­ны пер­вые круп­ные фи­ни­кий­ские го­ро­да – Библ, Ар­вад, Си­дон, Тир, а за­тем бо­лее мел­кие. В хо­де ко­ло­ни­за­ции в кон. 2-го – 1-й пол. 1-го тыс. Ф. ос­но­ва­ли ряд го­ро­дов да­ле­ко за пре­де­ла­ми Фи­ни­кии; важ­ней­шие из них: на юж. по­бе­ре­жье Кип­ра – Ки­тий (совр. Лар­на­ка), на сев. по­бе­ре­жье Аф­ри­ки – Кар­фа­ген, Ути­ка, на Си­ци­лии – Мо­тия, Па­норм (совр. Па­лер­мо), позд­нее – Ли­ли­бей (совр. Мар­са­ла), в Ис­па­нии – Га­дес (совр. Ка­дис).

Фи­ни­кий­ская ре­ли­гия бы­ла ти­пич­но по­ли­теи­сти­че­ской. Вер­хов­ным бо­гом счи­тал­ся Эл (в пе­ре­во­де – Бог). Во 2-м тыс. он иг­рал очень важ­ную роль, но впо­след­ст­вии во мно­гих го­ро­дах был от­тес­нён на 2-й план ме­ст­ны­ми бо­же­ст­ва­ми – ваа­ла­ми (вла­ды­ка­ми). В разл. фи­ни­кий­ских го­ро­дах, вклю­чая ко­ло­нии, вы­де­ля­ет­ся культ по­кро­ви­те­ля или по­кро­ви­тель­ни­цы дан­но­го го­ро­да. Зна­чит. ме­сто в ре­ли­гии за­ни­ма­ли уми­раю­щие и вос­кре­саю­щие бо­ги – Эш­мун, Мель­карт, Адо­нис. Во всех фи­ни­кий­ских го­ро­дах по­чи­та­ли бо­ги­ню при­род­но­го и че­ло­ве­че­ско­го пло­до­ро­дия Ас­тар­ту.

Ф. вы­сту­па­ли в Древ­нем ми­ре пре­им. как тор­гов­цы и ре­мес­лен­ни­ки (при­род­ные ус­ло­вия не по­зво­ля­ли в пол­ной ме­ре за­ни­мать­ся зем­ле­де­ли­ем). Фи­ни­кий­ское мо­ре­пла­ва­ние бы­ло не толь­ко ка­бо­таж­ным; Ф. вы­хо­ди­ли в от­кры­тое мо­ре, ори­ен­ти­ру­ясь по звёз­дам, осо­бен­но по Боль­шой Мед­ве­ди­це. По по­ру­че­нию егип. фа­рао­на Не­хо II на ру­бе­же 7–6 вв. фи­ни­кий­ские мо­ря­ки во вре­мя трёх­лет­не­го пла­ва­ния впер­вые в ис­то­рии со­вер­ши­ли пла­ва­ние во­круг Аф­ри­ки. Есть све­де­ния (хо­тя, по-ви­ди­мо­му, и не имею­щие до­ста­точ­но­го ис­то­рич. обос­но­ва­ния) о по­доб­ной экс­пе­ди­ции в об­рат­ном на­прав­ле­нии – от Кар­фа­ге­на до Егип­та. Фи­ни­кий­ские ре­мес­лен­ни­ки изо­бре­ли пур­пур­ную крас­ку, до­бы­вае­мую из ра­ко­вин мол­лю­ска, и фи­ни­кий­ские пур­пур­ные тка­ни сла­ви­лись во всём Сре­ди­зем­но­мо­рье. Ак­тив­ная роль Ф. в рас­про­стра­не­нии вост. то­ва­ров при­ве­ла к при­пи­сы­ва­нию им изо­бре­те­ний, в дей­ст­ви­тель­но­сти ими за­им­ст­во­ван­ных (напр., стек­ла).

Важ­ней­шим вкла­дом Ф. в ми­ро­вую куль­ту­ру яви­лось соз­да­ние ими осо­бо­го пись­ма (см. Фи­ни­кий­ское пись­мо). По­сле за­вое­ва­ний Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го на­ча­лась по­сте­пен­ная эл­ли­ни­за­ция Ф., хо­тя ещё в 1 в. до н. э. фи­ни­кий­ский яз. ос­та­вал­ся жи­вым. Ис­чез он, ви­ди­мо, в пер­вые ве­ка н. э., и Ф. как на­род сли­лись с ок­ру­жаю­щим на­се­ле­ни­ем.

Лит.: Baurain C., Bonnet C. Les Phéniciens. P., 1992; Moscati S. Chi furono i fenici. To­rino, 1992; Шиф­ман И. Ш. Древ­няя Фи­ни­кия – ми­фо­ло­гия и ис­то­рия // Фи­ни­кий­ская ми­фо­ло­гия. СПб., 1999; Цир­кин Ю. Б. От Ха­наа­на до Кар­фа­ге­на. М., 2001; Lipiński E. Itineraria Phoenicia. Leuven, 2004.

Вернуться к началу