Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФАШИ́ЗМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 214-217

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. С. Белоусов

ФАШИ́ЗМ (от итал. fasciо – пу­чок, со­юз; fasсio di combattimento – со­юз борь­бы, см. Фа­ши). 1) Пра­во­ра­ди­каль­ное по­ли­тич. дви­же­ние то­та­ли­тар­но­го ти­па в Ита­лии в 1919–45. Воз­ник­ло в ус­ло­ви­ях мас­со­во­го не­до­воль­ст­ва ши­ро­ких сло­ёв на­се­ле­ния ухуд­ше­ни­ем ма­те­ри­аль­но­го по­ло­же­ния, рас­ту­щим раз­ры­вом в уров­нях до­хо­дов разл. групп об­ще­ст­ва, осоз­на­ния бес­че­ло­веч­но­сти и бес­смыс­лен­но­сти длив­шей­ся 4 го­да кро­ва­вой об­ще­ев­ро­пей­ской вой­ны, унёс­шей мил­лио­ны че­ло­ве­че­ских жиз­ней. Глу­бо­кое раз­оча­ро­ва­ние ито­га­ми вой­ны и по­сле­во­ен­ной со­ци­аль­ной ре­аль­но­стью тол­ка­ло быв. фрон­то­ви­ков к на­силь­ст­вен­ным дей­ст­ви­ям. В Ита­лии гла­ша­та­ем их ин­те­ре­сов стал быв. ли­дер ле­во­го кры­ла со­циа­ли­стич. пар­тии Б. Мус­со­ли­ни, за ко­то­рым уже то­гда за­кре­пил­ся ти­тул ду­че (вождь). В про­стой и дос­туп­ной фор­ме он су­мел вы­ра­зить чая­ния фрон­то­ви­ков и начал с мар­та 1919 (сна­ча­ла в Ми­ла­не) объ­е­ди­нять их в фа­ши, чле­ны которых ста­ли на­зы­вать се­бя фа­ши­ста­ми, а дви­же­ние – фа­шиз­мом.

Про­грам­ма итал. фа­ши­стов бы­ла об­ра­ще­на ко всем со­ци­аль­ным груп­пам: кре­сть­я­нам обе­ща­на зем­ля, ра­бо­чим – уча­стие в тех­нич. ру­ко­во­дстве пред­при­ятия­ми, мел­кой бур­жуа­зии – де­шё­вый кре­дит, жен­щи­нам – пра­во го­ло­са на вы­бо­рах, тру­дя­щим­ся италь­ян­цам – кон­фи­ска­ция 85% во­ен. при­бы­лей круп­ных кор­по­ра­ций и про­грес­сив­ный на­лог на ка­пи­тал. Эти ло­зун­ги со­про­во­ж­да­лись обе­ща­ни­ем по­кон­чить с хао­сом и не­мо­щью ли­бе­раль­ных пра­ви­тельств и пар­ла­мен­та, ус­та­но­вить силь­ную власть и вер­нуть Ита­лии бы­лое ве­ли­чие. Мус­со­ли­ни ут­вер­ждал, что ста­рый ли­бе­раль­ный строй не обес­пе­чи­ва­ет по­ря­док и со­ци­аль­ную спра­вед­ли­вость и дол­жен быть за­ме­нён но­вым, ко­то­рый уже го­тов дать италь­ян­цам фа­шизм.

Фа­ши­ст­ское дви­же­ние рас­про­стра­ни­лось по всей Ита­лии. В не­го по­тя­ну­лись пред­ста­ви­те­ли мел­кой бур­жуа­зии го­ро­да и де­рев­ни, де­клас­си­ров. эле­мен­ты, часть ра­бо­чих, чи­нов­ни­че­ст­ва и ин­тел­ли­ген­ции. Сло­жи­лась пё­ст­рая мас­со­вая ба­за Ф., ос­но­ву ко­то­рой со­став­ля­ли сред­ние слои на­се­ле­ния, объ­е­ди­нён­ные на­цио­на­ли­стич. идео­ло­ги­ей и ло­зун­гом ус­та­нов­ле­ния силь­ной вла­сти. Фа­ши­сты под­дер­жи­ва­лись круп­ны­ми фи­нан­со­вы­ми струк­ту­ра­ми и пром. груп­па­ми, не опа­сав­ши­ми­ся ан­ти­ка­пи­та­ли­стич. де­ма­го­гии фа­ши­стов, уви­дев­ши­ми в Ф. дей­ст­вен­ную си­лу, спо­соб­ную про­ти­во­сто­ять ре­во­люц. дви­же­нию. В борь­бе за власть Б. Мус­со­ли­ни де­лал став­ку как на на­си­лие, так и на ис­поль­зо­ва­ние де­мо­кра­тич. ме­ха­низ­мов. Сна­ча­ла фа­ши­сты сфор­ми­ро­ва­ли бое­вые от­ря­ды (сквад­ры), ко­то­рые при по­пус­ти­тель­ст­ве вла­сти раз­вер­ну­ли в стра­не мас­со­вый тер­рор про­тив ра­бо­чих и де­мо­кра­тич. ор­га­ни­за­ций и их ли­де­ров. В 1921 фа­ши­сты су­ме­ли про­рвать­ся в пар­ла­мент и соз­да­ли свою пар­тию. В окт. 1922 воо­руж. фа­ши­сты че­тырь­мя ко­лон­на­ми дви­ну­лись в «по­ход на Рим». Од­на­ко до пря­мых столк­но­ве­ний с вой­ска­ми де­ло не дош­ло, по­сколь­ку ко­роль Вик­тор Эм­ма­ну­ил III от­ка­зал­ся под­пи­сать дек­рет об осад­ном по­ло­же­нии и на­зна­чил Мус­со­ли­ни пре­мьер-ми­ни­ст­ром. В этом ре­ше­нии про­явил­ся кон­сен­сус, в це­лом сло­жив­ший­ся в пра­вя­щей эли­те Ита­лии в от­но­ше­нии Ф.: его ле­галь­но до­пус­ти­ли к вла­сти как си­лу, спо­соб­ную пре­одо­леть по­ли­тич. ха­ос и пре­дот­вра­тить воз­мож­ность по­вто­ре­ния ре­во­люц. подъ­ё­ма. Ус­пех «фа­ши­ст­ской ре­во­лю­ции» был обу­слов­лен сла­бо­стью ли­бе­раль­но­го го­су­дар­ст­ва и вра­ж­дой ра­бо­чих пар­тий – со­циа­ли­стов и ком­му­ни­стов.

По­сле при­хо­да Б. Мус­со­ли­ни к вла­сти в Ита­лии на­ча­лась транс­фор­ма­ция Ф. в од­ну из форм то­та­ли­тар­но­го ре­жима. Под ру­ко­во­дством ду­че были соз­даны Боль­шой фа­ши­ст­ский со­вет (БФС), став­ший фак­тич. сре­до­то­чи­ем за­ко­но­дат. вла­сти, и Доб­ро­воль­ная ми­ли­ция нац. без­о­пас­но­сти, сфор­ми­ро­ван­ная на ос­но­ве фа­шист­ских сквадр. Транс­фор­ма­ция го­су­дар­ст­ва ус­ко­ри­лась по­сле пре­одо­ле­ния Ф. ост­ро­го по­ли­тич. кри­зи­са («кри­зис Мат­те­от­ти») и при­ня­тия в 1926 «чрез­вы­чай­ных за­ко­нов». В Ита­лии бы­ли уп­разд­не­ны де­мо­кра­тич. пра­ва гра­ж­дан, ра­зо­гна­ны не­фа­ши­ст­ские ор­га­ни­за­ции и пар­тии, за­пре­ще­ны стач­ки, ли­к­ви­ди­ро­ва­на сво­бо­да пе­ча­ти, ус­та­нов­лен жё­ст­кий по­ли­цей­ский кон­троль над гражд. об­ще­ст­вом, соз­да­на гос. сис­те­ма по­дав­ле­ния оп­по­зи­ци­он­ных на­строе­ний и дея­тель­но­сти. Были уч­ре­ж­дены Осо­бый три­бу­нал для су­да над ан­ти­фа­ши­ста­ми и тай­ная по­ли­тич. по­ли­ция. Осн. на­прав­ле­ни­ем ре­фор­мы гос. уст­рой­ст­ва ста­ла фа­ши­за­ция ин­сти­ту­тов вла­сти. Гос­ап­па­рат в обя­зат. по­ряд­ке фор­ми­ро­вал­ся из чле­нов фа­ши­ст­ской пар­тии, пра­ви­тель­ст­во во гла­ве с Мус­со­ли­ни от­чи­ты­ва­лось пе­ред ко­ро­лём, а не пе­ред пар­ла­мен­том, ко­то­рый так­же был ре­фор­ми­ро­ван: спи­сок кан­ди­да­тов в де­пу­та­ты ут­вер­ждал­ся БФС, пра­во их вы­дви­же­ния по­лу­чи­ли лишь фа­ши­ст­ские ор­га­ни­за­ции. В 1939 вы­бор­ность пар­ла­мен­та бы­ла ли­к­ви­ди­ро­ва­на. Вза­мен соз­да­на т. н. па­ла­та фа­ши и кор­по­ра­ций, со­сто­яв­шая из на­зна­чае­мых чле­нов Нац. со­ве­та фа­ши­ст­ской пар­тии и Нац. со­ве­та кор­по­ра­ций. Го­су­дар­ст­во, по за­мыс­лу фа­ши­стов, долж­но бы­ло стать кор­по­ра­тив­ным, т. е. та­ким, в ко­то­ром клас­со­вое про­ти­во­стоя­ние сме­ня­ет­ся гар­мо­ни­ей ин­те­ре­сов всех про­из­во­ди­те­лей, объ­е­ди­нён­ных по от­рас­лям про­из-ва в кор­по­ра­ции, чле­ны ко­то­рых (от ра­бо­чих до соб­ст­вен­ни­ков) тру­дят­ся во имя «об­щих нац. ин­те­ре­сов». Кор­по­ра­ти­визм явил­ся спо­со­бом энер­гич­но­го вме­ша­тель­ст­ва го­су­дар­ст­ва в ры­ноч­ную эко­но­ми­ку и со­ци­аль­ные от­но­ше­ния и по­зво­лил ус­та­но­вить над ни­ми кон­троль без по­ку­ше­ния на прин­ци­пы ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти. Со­зда­ние гос. ин­сти­ту­та пром. ре­кон­ст­рук­ции, ор­га­ни­за­ция об­ществ. ра­бот, ак­тив­ная та­риф­ная по­ли­ти­ка, фи­нан­со­вая по­мощь нац. мо­но­по­ли­ям, об­ра­зо­ва­ние сме­шан­ных ча­ст­но-гос. пред­при­ятий и др. ме­ры бы­ли на­це­ле­ны на пре­одо­ле­ние по­след­ст­вий ми­ро­во­го эко­но­мич. кри­зи­са, боль­но уда­рив­ше­го и по Ита­лии. На ос­но­ве этих мер сло­жи­лась то­та­ли­тар­ная мо­дель ре­гу­ли­ро­ва­ния эко­но­ми­ки и со­ци­аль­ных от­но­ше­ний.

В одоб­рен­ной БФС «Хар­тии тру­да» (1927) со­дер­жа­лось оп­ре­де­ле­ние на­ции как «мо­раль­но­го, по­ли­ти­че­ско­го и эко­но­ми­че­ско­го един­ст­ва» италь­ян­цев, реа­ли­зо­ван­но­го в фа­ши­ст­ском го­су­дар­ст­ве, яко­бы вы­ра­жав­шем со­во­куп­ную во­лю на­ции и ка­ж­до­го ин­ди­ви­да. В Ита­лии имен­но го­су­дар­ст­во ста­ло гл. ин­ст­ру­мен­том в ру­ках фа­ши­стов в дос­ти­же­нии осн. це­ли – то­таль­ной фа­ши­за­ции об­ще­ст­ва и ин­ди­ви­да. Курс на пол­ное под­чи­не­ние об­ще­ст­ва вы­ра­жал­ся ём­кой фор­му­лой: «Всё – в го­су­дар­ст­ве, ни­че­го – вне го­су­дар­ст­ва, ни­че­го – про­тив го­су­дар­ст­ва». Во­пре­ки ус­то­яв­ше­му­ся в Но­вое вре­мя ли­бе­раль­но­му идеа­лу сво­бо­ды и ра­вен­ст­ва «док­три­на фа­шиз­ма» ут­вер­жда­ла не­кую «сво­бо­ду» че­рез её от­ри­ца­ние, ибо её га­ран­том вы­сту­па­ло са­мо то­та­ли­тар­ное го­су­дар­ст­во. Его ха­рак­тер­ны­ми чер­та­ми ста­ли: уни­тар­ная идео­ло­гия – фа­ши­ст­ская, кор­по­ра­тив­ная; культ ду­че – ха­риз­ма­тич. во­ж­дя, обо­же­ст­в­ление ко­то­ро­го дос­ти­га­ет пи­ка в сер. 1930-х гг.; сис­те­ма мас­со­вых ор­га­ни­за­ций, це­лью ко­то­рых бы­ло обес­пе­че­ние ус­той­чи­во­го фун­да­мен­та и ис­то­рич. пре­ем­ст­вен­но­сти ре­жи­ма (фа­ши­ст­ская пар­тия, проф­сою­зы, идео­ло­ги­зи­ров. жен­ские, дет­ские, мо­ло­дёж­ные ор­га­ни­за­ции, струк­ту­ры мо­но­по­ли­за­ции до­су­га); ми­ли­та­ри­за­ция эко­но­ми­ки и гражд. жиз­ни. В от­ли­чие от ав­то­ри­тар­ных ре­жи­мов, Ф. стре­мил­ся к фор­ми­ро­ва­нию мас­со­вой ба­зы, со­стоя­щей из убе­ж­дён­ных адеп­тов вла­сти («но­вый че­ло­век эпо­хи Мус­со­ли­ни»). На это бы­ла на­це­ле­на мно­го­про­филь­ная сис­те­ма фа­ши­ст­ско­го вос­пи­та­ния в стра­не, вклю­чав­шая при­ся­гу на вер­ность пре­по­да­ва­те­лей выс­шей шко­лы и обя­зат. член­ст­во в пар­тии школь­ных учи­те­лей, на­са­ж­де­ние «фа­ши­ст­ской куль­ту­ры» и но­вых пра­вил по­ве­де­ния («фа­ши­ст­ские суб­бо­ты», «фа­ши­ст­ские свадь­бы», раз­ные «бит­вы», фа­ши­ст­ский стиль, ат­ри­бу­ти­ка Древ­не­го Ри­ма), мас­со­вая во­ен­но-спор­тив­ная под­го­тов­ка и ми­ли­та­ри­за­ция бы­та. Под на­жи­мом на­ци­ст­ской Гер­ма­нии в Ита­лии бы­ли при­ня­ты ра­со­вые за­ко­ны (1938), ущем­ляв­шие пра­ва евр. на­се­ле­ния стра­ны. Фа­ши­ст­ская про­па­ган­да и ре­прес­сии не сло­ми­ли, од­на­ко, де­мо­кра­тич. си­лы Ита­лии, под­та­чи­вав­шие ре­жим из­нут­ри. Осе­нью 1943 в стра­не воз­ник­ли ко­ми­те­ты нац. ос­во­бо­ж­де­ния, в ко­то­рые, на­ря­ду с ком­му­ни­ста­ми и со­циа­ли­ста­ми, во­шли пред­ста­ви­те­ли де­мох­ри­сти­ан, ор­га­ни­за­ции «Спра­вед­ли­вость и сво­бо­да» и др. оп­по­зи­ци­он­ных по­ли­тич. групп. Итал. Дви­же­ние Со­про­тив­ле­ния и соз­дан­ная им пар­ти­зан­ская ар­мия в зна­чит. сте­пе­ни спо­соб­ст­во­ва­ли по­ра­же­нию Ф., всту­пив­ше­го в тес­ный со­юз с герм. на­циз­мом и от­ва­жив­ше­го­ся на внеш­не­по­ли­тич. аван­тю­ры. По­сле окон­ча­ния 2-й ми­ро­вой вой­ны в Ита­лии бы­ла при­ня­та де­мо­кра­тич. Кон­сти­ту­ция (1947), за­пре­тив­шая вос­ста­нов­ле­ние в стра­не «в ка­кой бы то ни бы­ло фор­ме фа­ши­ст­ской пар­тии».

2) Об­ще­ст­вен­но-по­ли­тич. дви­же­ние и идео­ло­гия край­не пра­во­го тол­ка, а так­же со­от­вет­ст­вую­щая им фор­ма гос. прав­ле­ния. Ф. как идео­ло­гия ос­но­ван на во­ин­ст­вую­щем на­цио­на­лиз­ме, дар­ви­низ­ме со­ци­аль­ном, кор­по­ра­ти­виз­ме, ра­сиз­ме, ми­ли­та­риз­ме, ре­ши­тель­ном не­при­ятии ли­бе­ра­лиз­ма, со­ци­ал-де­мо­кра­тии и ком­му­низ­ма. Ф. как фор­ма гос. прав­ле­ния пред­ста­ёт в ви­де то­та­ли­тар­ной сис­те­мы, ис­поль­зую­щей для под­дер­жа­ния сво­его гос­под­ства ме­то­ды на­си­лия и при­ну­ди­тель­ный кон­сен­сус, опи­раю­щей­ся на си­ло­вые струк­ту­ры и мно­го­про­филь­ные мас­со­вые ор­га­ни­за­ции, ак­тив­но на­са­ж­даю­щей не­на­висть к внут­рен­ним и внеш­ним вра­гам и культ во­ж­дя, пре­тен­дую­щей на фор­ми­ро­ва­ние но­во­го ти­па от­но­ше­ний в об­ще­ст­ве и вос­пи­та­ние «но­во­го че­ло­ве­ка», жё­ст­ко ре­гу­ли­рую­щей эко­но­ми­ку и со­ци­аль­ные от­но­ше­ния, стре­мя­щей­ся к тер­ри­то­ри­аль­ной экс­пан­сии и ми­ро­во­му гос­под­ству. На эта­пе за­ро­ж­де­ния Ф. опи­ра­ет­ся пре­им. на сред­ние слои на­се­ле­ния, а так­же часть ра­бо­че­го клас­са и кре­сть­ян­ст­ва, чер­па­ет ре­зер­вы в мар­ги­наль­ной сре­де, по­лу­ча­ет под­держ­ку час­ти кон­сер­ва­тив­ной эли­ты и не­ко­то­рых фи­нан­со­во-пром. кру­гов.

Су­ще­ст­ву­ет мно­же­ст­во оп­ре­де­ле­ний Ф. и под­хо­дов к его изу­че­нию. Сре­ди наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ных оп­ре­де­ле­ний сле­ду­ет от­ме­тить «нрав­ст­вен­ную бо­лезнь» об­ще­ст­ва (Б. Кро­че), «пра­во­кон­сер­ва­тив­ный ре­во­лю­цио­на­ризм» (А. А. Гал­кин), «па­лин­ге­не­ти­че­скую фор­му по­пу­ли­ст­ско­го ульт­рана­цио­на­лиз­ма» (Р. Гриф­фин), «тер­ро­ри­сти­че­скую дик­та­ту­ру» ре­ак­ци­он­ных кру­гов фи­нан­со­во­го ка­пита­ла (Г. Ди­мит­ров), «фор­му то­та­ли­та­риз­ма» (Х. Арендт, З. Бже­зин­ский) и др.

Идей­ная пи­та­тель­ная сре­да Ф. сфор­ми­ро­ва­лась на ру­бе­же 19–20 вв., в пе­ри­од ут­вер­жде­ния в Ев­ро­пе и Сев. Аме­ри­ке ин­ду­ст­ри­аль­но­го об­ще­ст­ва, со­про­во­ж­дав­ше­го­ся раз­ры­вом тра­диц. свя­зей, ус­лож­не­ни­ем со­ци­аль­ной струк­ту­ры, воз­ник­но­ве­ни­ем и рас­про­стра­не­ни­ем идео­ло­гий, тре­бую­щих ра­ди­каль­ных со­циаль­ных и по­ли­тич. из­ме­не­ний. От син­ди­ка­ли­стов (Ж. Со­рель) фа­ши­сты унас­ле­до­ва­ли идею пря­мо­го ре­во­люц. дей­ст­вия и ле­ги­тим­но­сти по­ли­тич. на­си­лия; у ра­ди­каль­ных на­цио­на­ли­стов (Э. Кор­ра­ди­ни) за­им­ст­во­ва­ли уче­ние о «про­ле­тар­ской на­ции» и не­об­хо­ди­мо­сти борь­бы с плу­то­кра­тич. ре­жи­ма­ми; со­ци­ал-дар­ви­низм дал пред­став­ле­ние о борь­бе ин­ди­ви­дов за вы­жи­ва­ние, под­кре­п­ляв­шее­ся кон­цеп­ци­ей «сверх­че­ло­ве­ка» (Ф. Ниц­ше); «тео­рия элит» (Г. Мос­ка, В. Па­ре­то) пре­дос­тав­ля­ла ар­гу­мен­ты для обос­но­ва­ния вла­сти из­бран­но­го мень­шин­ст­ва. Вос­тре­бо­ван­ны­ми ока­за­лись так­же гео­по­ли­тич. тео­рии о «жиз­нен­ном про­стран­ст­ве» (Ф. Рат­цель). На фор­ми­ро­ва­ние Ф. ока­за­ли влия­ние так­же ми­фо­ло­ге­мы эпо­хи ро­ман­тиз­ма о «ду­хе на­ции», рас­су­ж­де­ния о ра­со­вом пре­вос­ход­ст­ве лю­дей «нор­ди­че­ско­го» ти­па (Х. С. Чем­бер­лен) и да­же ок­культ­ные пред­став­ле­ния. Так об­ра­зо­ва­лась идей­ная смесь, ко­то­рая ока­за­лась вос­тре­бо­ван­ной по­сле Пер­вой ми­ро­вой вой­ны 1914–18, ко­гда ряд ев­роп. стран пе­ре­жи­вал ост­рый со­ци­аль­но-эко­но­мич., по­ли­тич. и мо­раль­ный кри­зис. Ев­ро­пу ох­ва­тил ре­во­люц. подъ­ём, с наи­боль­шей си­лой про­явив­ший се­бя в Рос­сии. В Зап. Ев­ро­пе на фо­не кри­зи­са бы­ст­ро на­рас­та­ли ра­ди­ка­ли­за­ция соз­на­ния и про­те­ст­ная ак­тив­ность масс, их го­тов­ность к ан­ти­сис­тем­ным дей­ст­ви­ям. Наи­бо­лее ус­пеш­но эти­ми на­строе­ния­ми поль­зо­ва­лись дви­же­ния и пар­тии, апел­ли­ро­вав­шие к на­цио­на­ли­стич. и клас­со­вым ло­зун­гам и пред­ла­гав­шие про­стые, наи­бо­лее ра­ди­каль­ные спо­со­бы ре­ше­ния про­блем. Осо­бен­но тя­жё­лое по­ло­же­ние скла­ды­ва­лось там, где со­ци­аль­ная не­уст­ро­ен­ность ши­ро­ких сло­ёв на­се­ле­ния со­че­та­лась с пе­ре­жи­ва­ния­ми и раз­оча­ро­ва­ния­ми, вы­зван­ны­ми по­ра­же­ни­ем в вой­не (Гер­ма­ния), ли­бо не­удов­ле­тво­рён­но­стью её ре­зуль­та­та­ми (Италия). Ра­ди­ка­ли­за­цию мас­со­во­го соз­на­ния в Зап. Ев­ро­пе сти­му­ли­ро­ва­ла и Окт. ре­во­лю­ция 1917 в Рос­сии, на­шед­шая как го­ря­чих её при­вер­жен­цев, так и ре­ши­тель­ных про­тив­ни­ков.

Взры­во­опас­ная мас­са не­до­воль­ных по­пол­ни­лась быв. во­ен­ны­ми – людь­ми, при­вык­ши­ми к при­ме­не­нию воо­руж. на­си­лия и бес­пре­ко­слов­но­му вы­пол­не­нию при­ка­зов. Адап­та­ция фрон­то­ви­ков к мир­ной жиз­ни но­си­ла кон­фликт­ный ха­рак­тер и усу­губ­ля­лась осоз­на­ни­ем бес­смыс­лен­но­сти при­не­сён­ных жертв. Вме­сто ожи­дае­мо­го «со­ци­аль­но­го рая» на­сту­пил пе­ри­од мощ­ных гражд. кон­флик­тов («Крас­ное двух­ле­тие» в Ита­лии, Но­ябрь­ская ре­во­лю­ция в Гер­ма­нии, ре­во­люц. бои в Венг­рии, Сло­ва­кии и др.).

На пра­вом по­литич. флан­ге поя­ви­лись ра­ди­каль­ные груп­пы, вы­дви­нув­шие на­ци­о­на­ли­стич. идеи и ло­зун­ги. Вес­ной 1919 кон­со­ли­ди­ро­ва­лось фа­ши­ст­ское дви­же­ние в Ита­лии. Схо­жие экс­тре­мист­ские груп­пы воз­ник­ли и в Гер­ма­нии. В нач. 1919 они объ­е­ди­ни­лись в ор­га­ни­за­цию, ко­то­рая в 1920 ста­ла на­зы­вать­ся На­цио­нал-со­циа­ли­сти­че­ской не­мец­кой ра­бо­чей пар­ти­ей (НСДАП).

При­ход фа­ши­стов к вла­сти в Ита­лии (1922) и на­цис­тов в Гер­ма­нии (1933) ак­ти­ви­зи­ро­вал дви­же­ния по­доб­но­го тол­ка в др. стра­нах. К сер. 1930-х гг. в бо­лее чем 20 го­су­дар­ст­вах Ев­ро­пы и Аме­ри­ки су­ще­ст­во­ва­ло до 40 фа­ши­ст­ских пар­тий и групп. В Да­нии, Гре­ции, Ни­дер­лан­дах («На­цио­нал-со­циа­ли­сти­че­ское дви­же­ние»), Фин­лян­дии («Пат­рио­ти­че­ское на­род­ное дви­же­ние»), Венг­рии (пар­тия «Скре­щён­ные стре­лы») и ря­де др. стран фа­ши­сты бы­ли пред­став­ле­ны в пар­ла­мен­тах и ме­ст­ных ор­га­нах вла­сти. В Нор­ве­гии по об­ра­зу НСДАП бы­ла со­зда­на пар­тия «На­цио­наль­ное объ­еди­не­ние» во гла­ве с В. Квис­лин­гом, в Ве­ли­ко­бри­та­нии – Брит. со­юз фа­ши­стов во гла­ве с ари­сто­кра­том О. Мос­ли. В Ав­ст­рии про­италь­ян­ский хейм­вер (от­ря­ды са­мо­обо­ро­ны) со­пер­ни­чал с про­гер­ман­ской на­ци­ст­ской пар­ти­ей. В Ис­па­нии и Пор­ту­га­лии сло­жи­лась т. н. ибе­рий­ская мо­дель, ис­пы­тав­шая зна­чит. влия­ние фа­ши­ст­ской дик­та­ту­ры в Ита­лии и на­ци­ст­ско­го ре­жи­ма в Гер­ма­нии, важ­ная роль в ко­то­рой при­над­ле­жа­ла ка­то­лич. ду­хо­вен­ст­ву и круп­ным зем­ле­вла­дель­цам. Про­фа­ши­ст­ские ор­га­ни­за­ции и ли­ги воз­ник­ли во Фран­ции («Бое­вые кре­сты», «Фран­цуз­ское дей­ст­вие», «Пат­рио­ти­че­ская мо­ло­дёжь», «Фран­цуз­ская со­ли­дар­ность»), США («Ру­баш­ки ха­ки», «Се­реб­ря­ные ру­баш­ки»), Бра­зи­лии и др. стра­нах.

Во­ен. аг­рес­сия бы­ла ор­га­ни­че­ски при­су­ща са­мой при­ро­де фа­ши­ст­ских го­су­дарств, от­кры­то про­воз­гла­сив­ших свои­ми це­ля­ми «пре­вра­ще­ние Сре­ди­зем­но­го мо­ря в италь­ян­ское озе­ро» и за­вое­ва­ние «жиз­нен­но­го про­стран­ст­ва для нем­цев». Ита­лия при­сту­пи­ла к тер­ри­то­ри­аль­ным за­хва­там в 1935, вторг­шись в Эфио­пию. Гер­ма­ния в на­ру­ше­ние Вер­саль­ско­го мир­но­го до­го­во­ра 1919 пе­ре­воо­ру­жи­лась и де-фак­то ан­нек­си­ро­ва­ла в 1938–39 Ав­ст­рию и Че­хию. В 1939 Гер­ма­ния и Ита­лия под­пи­са­ли «Сталь­ной пакт» (см. Гер­ма­но-италь­ян­ский до­го­вор 1939), взяв обя­за­тель­ст­во бе­зо­го­во­роч­но вы­сту­пить на сто­ро­не друг дру­га в лю­бом во­оруж. кон­флик­те. Раз­вя­зан­ная ими вой­на ста­ла са­мым кро­во­про­лит­ным и жес­то­ким кон­флик­том в ис­то­рии. В ито­ге фа­ши­ст­ские ре­жи­мы по­тер­пе­ли по­ра­же­ние и рух­ну­ли, при­ве­дя свои стра­ны к нац. ка­та­ст­ро­фе.

Раз­гром ми­ро­во­го Ф., од­на­ко, не оз­на­чал его пол­но­го и без­ус­лов­но­го ис­ко­ре­не­ния. По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны ста­ли воз­ни­кать ра­ди­каль­ные ульт­ра­пра­вые, на­цио­на­ли­стич. пар­тии и груп­пи­ров­ки, ока­зав­шие­ся идео­ло­гич. и по­ли­тич. на­след­ни­ка­ми Ф. Они раз­ли­ча­ют­ся по сво­ему со­ста­ву, про­грамм­ным ус­та­нов­кам, це­лям и ме­то­дам их дос­ти­же­ния. Мно­гим из них при­су­щи ро­до­вые чер­ты Ф.: во­ин­ст­вен­ный ан­ти­ком­му­низм, стрем­ле­ние к силь­ной ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, по­пу­ли­ст­ская со­ци­аль­ная де­ма­го­гия, край­ний на­цио­на­лизм и шо­ви­низм, в ря­де слу­ча­ев ан­ти­се­ми­тизм и ра­сизм (см. Нео­на­цизм), и др. Ра­ди­каль­ные нео­фа­ши­сты при­вер­же­ны на­силь­ст­вен­ным дей­ст­ви­ям, вплоть до тер­ро­ри­стич. ак­ций, ис­поль­зу­ют схо­жие с фа­ши­ст­ски­ми ат­ри­бу­ты и ри­туа­лы, идеа­ли­зи­ру­ют фа­ши­ст­ское про­шлое (не­смот­ря на то, что апо­ло­гия Ф., как и вос­соз­да­ние фа­ши­ст­ской пар­тии, за­пре­ще­ны за­ко­ном). Они жё­ст­ко кри­ти­ку­ют пра­ви­тель­ст­ва вне за­ви­си­мо­сти от про­во­ди­мо­го ими кур­са (не­оли­бе­раль­но­го, со­ци­ал-ре­фор­ми­ст­ско­го), счи­та­ют де­мо­кра­тич. ре­жи­мы плу­то­кра­ти­че­ски­ми, сво­его ро­да ма­сон­ской дик­та­ту­рой, ма­ни­пу­ли­рую­щей мас­са­ми. Наи­бо­лее ра­ди­каль­ные из них соз­да­ют тай­ные воо­руж. фор­ми­ро­ва­ния и скла­ды с ору­жи­ем. Не­ко­то­рые нео­фа­ши­ст­ские ор­га­ни­за­ции взаи­мо­дей­ст­ву­ют с экс­тре­ми­ст­ски­ми груп­па­ми внут­ри пра­вых пар­тий, иные тес­но свя­за­ны с кри­ми­наль­ным ми­ром.

Во 2-й пол. 20 в. нео­фа­ши­ст­ские ор­га­ни­за­ции воз­ник­ли в Ита­лии и ФРГ, а так­же в Ве­ли­ко­бри­та­нии, во Фран­ции, в Бель­гии, Шве­ции, Венг­рии, бо­лее мел­кие груп­пы – в Нор­ве­гии, Да­нии, Ис­лан­дии, Ав­ст­рии, США, Ир­лан­дии, Швей­ца­рии, в ря­де стран Лат. Аме­ри­ки. Часть из них во­шла в т. н. Мальм­ский ин­тер­на­цио­нал – объ­е­ди­не­ние нео­фа­ши­ст­ских, нео­на­ци­ст­ских, на­цио­на­ли­стич., ра­сист­ских ор­га­ни­за­ций Ев­ро­пы.

Ле­галь­ные нео­фа­ши­ст­ские груп­пы и пар­тии ак­тив­но при­спо­саб­ли­ва­лись к ус­ло­ви­ям су­ще­ст­во­ва­ния в рам­ках де­мо­кра­тич. об­ще­ст­ва. Они от­ка­зы­ва­лись от наи­бо­лее оди­оз­ных по­сту­ла­тов Ф. и оп­рав­да­ния его пре­ступ­ных дей­ст­вий, по­зи­цио­ни­ро­ва­ли се­бя как сис­тем­ные пра­вые ор­га­ни­за­ции. Со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. кор­ни нео­фа­шиз­ма со­хра­ня­ют­ся в оп­ре­де­лён­ных сло­ях на­се­ле­ния ря­да стран и мо­гут дать всхо­ды в ус­ло­ви­ях рез­ко­го обо­ст­ре­ния со­ци­аль­но-эко­но­мич. и по­ли­тич. кри­зи­сов.

Лит.: Гал­кин А. А. Со­цио­ло­гия нео­фа­шиз­ма. М., 1971; он же. Гер­ман­ский фа­шизм. 2-е изд. М., 1989; Фи­ла­тов Г. С. Крах италь­ян­ско­го фа­шиз­ма. М., 1973; De Felice R. Mussolini il duce. Torino, 1974. Vol. 1: Gli anni del con­sen­so; Vol. 2: Lo stato totalitario; idem. Mus­solini l’alleato, 1940–1945. Torino, 1990. Vol. 1: L’Italia in guerra; Vol. 2: Crisi e agonia del re­gime; idem. Mussolini il rivoluzionario. 2 ed. Torino, 1995; Ло­пу­хов Б. Р. Ис­то­рия фа­ши­ст­ско­го ре­жи­ма в Ита­лии. М., 1977; Ис­то­рия фа­шиз­ма в За­пад­ной Ев­ро­пе. М., 1978; Bra­cher K. Die deutsche Diktatur. 6. Aufl. Fr./M. u. a., 1979; Payne S. G. Fascism: Comparison and definition. Madison, 1980; idem. A history of fascism, 1914–1945. L., 1995; Рах­шмир П. Ю. Про­ис­хо­ж­де­ние фа­шиз­ма. М., 1981; То­ланд Д. А. Гит­лер. М., 1993. Т. 1–2; Бе­ло­усов Л. С. Ре­жим Мус­со­ли­ни и мас­сы. М., 2000; он же. Мус­со­ли­ни: дик­та­тура и де­ма­го­гия. 2-е изд. М., 2016; Holmes D. R. Integral Europe: Fast-capitalism, multiculturalism, neofascism. Princeton, 2000; Про­ко­пов А. Ю. Фа­ши­сты Бри­та­нии. Со­юз О. Мос­ли: идео­ло­ги и по­ли­ти­ка. СПб., 2001; Lanna L., Rossi F. Fascisti immaginari. Tutto quello che c’è da sapere sulla destra. Firenze, 2003; Ум­ланд А. Со­вре­мен­ные кон­цеп­ции фа­шиз­ма в Рос­сии и на За­па­де // Не­при­кос­но­вен­ный за­пас. 2003. № 5; Fascism / Ed. by R. Griffin, M. Feldman. L.; N. Y., 2004. Vol. 1–5; Gregor A. J. The search for neo­fa­scism: The use and abuse of social science. Camb.; N. Y., 2006; Antolini N. Fuori dal cerchio. Viaggio nella destra radicale italiana. Roma, 2010; Cap­ra­ra M., Sempri­ni G. Destra estrema e crimi­nale. Roma, 2010; Ши­рер У. Взлет и па­де­ние Третье­го Рей­ха. М., 2010. Т. 1–2; Плен­ков О. Ю. Три­умф ми­фа над ра­зу­мом (не­мец­кая ис­то­рия и ка­та­ст­ро­фа 1933 го­да). СПб., 2011.

Вернуться к началу