Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЦЫСИ́

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 373-374

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Дмитриев

ЦЫСИ́ (29.11.1835, Пе­кин – 15.11.1908, там же), вдов­ст­вую­щая им­пе­рат­ри­ца ди­на­стии Цин, фак­ти­че­ски на­хо­див­шая­ся во гла­ве го­су­дар­ст­ва в 1861–1908. Из влия­тель­но­го маньч. кла­на Ехэ На­ра. В 1851 ста­ла на­лож­ни­цей имп. Сянь­фэ­на, в 1856 – ма­те­рью на­след­ни­ка пре­сто­ла, при­об­ре­ла ис­клю­чит. влия­ние при дво­ре. В 1861–73 ре­гент­ша при сы­не, ма­ло­лет­нем имп. Цзай Чу­не, в 1875–1889 при пле­мян­ни­ке, имп. Цзай Тя­не, фор­маль­но пе­ре­дав ему власть, со­хра­ня­ла ог­ром­ное влия­ние. С 1898, в ре­зуль­та­те гос. пе­ре­во­ро­та (см. «Сто дней ре­форм») и от­стра­не­ния Цзай Тя­ня от пре­сто­ла, вновь со­сре­до­то­чи­ла власть в сво­их ру­ках.

Пер­вые го­ды прав­ле­ния Ц. при­шлись на край­не тя­жё­лое для им­пе­рии Цин вре­мя по­сле раз­гро­ма в «опи­ум­ных вой­нах» и под­пи­са­ния пер­вых се­рий не­рав­но­прав­ных до­го­во­ров, ог­ра­ни­чив­ших су­ве­ре­ни­тет стра­ны и по­дор­вав­ших её эко­но­ми­ку. Юг Ки­тая был ох­ва­чен Тай­пин­ским вос­ста­ни­ем 1851–64, в 1856 вспых­ну­ло вос­ста­ние кит. му­суль­ман в Юнь­на­ни, в 1862 – в Шэнь­си и Гань­су; от­ре­зан­ный от цен­тра Синь­цзян сбро­сил власть Пе­ки­на. Кит. эли­ты всё мень­ше и мень­ше бы­ли склон­ны под­дер­жи­вать маньч. ди­на­стию, ко­то­рую счи­та­ли ви­нов­ной в по­ра­же­ни­ях Ки­тая. Ц., опи­ра­ясь на вы­даю­щих­ся по­ли­ти­ков-прак­ти­ков (в осн. вы­ход­цев с юга Ки­тая, та­ких как Ли Хун­чжан, Цзэн Го­фань, Цзо Цзун­тан и др.), раз­ра­бо­та­ла т. н. по­ли­ти­ку са­мо­уси­ле­ния. Не под­вер­гая со­мне­нию при­выч­ный те­зис о пре­вос­ход­ст­ве кит. куль­ту­ры над ино­зем­ной, сто­рон­ни­ки Ц. при­зна­ва­ли, что За­пад силь­но обо­гнал Ки­тай в во­ен. об­лас­ти; пред­ла­га­ли в ус­ко­рен­ном тем­пе мо­дер­ни­зи­ро­вать по зап. об­раз­цу ар­мию и во­ен. пром-сть. По всей стра­не воз­во­ди­лись вер­фи, ору­жей­ные за­во­ды и ар­се­на­лы, шло пе­ре­воо­ру­же­ние ар­мии, ос­но­вы­ва­лись учеб­ные за­ве­де­ния ев­роп. ти­па, мо­ло­дёжь от­прав­ля­лась на учё­бу за гра­ни­цу. Уси­лия Ц. по­зво­ли­ли Цин в 1864 унич­то­жить Тай­пин тянь­го, в 1873 по­да­вить вос­ста­ния кит. му­суль­ман, в 1878 вер­нуть Синь­цзян. Од­на­ко к кон. 19 в. ста­ло яс­но, что Ц. и её ок­ру­же­ние не пой­дут на ко­рен­ные ре­фор­мы, что в ито­ге при­ве­ло к по­ра­же­нию Цин в япо­но-ки­тай­ской вой­не 1894–95 и уни­зи­тель­но­му Си­мо­но­сек­ско­му до­го­во­ру, от­тор­же­нию ря­да тер­ри­то­рий. Уси­ли­лось влия­ние ино­стран­цев, рос­ли под­дер­жи­вае­мые пра­ви­тель­ст­вом ксе­но­фоб­ские на­строе­ния, вы­лив­шие­ся в вос­ста­ние Ихэ­ту­ань, под­дер­жан­ное Ц. и за­вер­шив­шее­ся, по­сле его по­дав­ле­ния вой­ска­ми зап. дер­жав, под­пи­са­ни­ем «За­клю­чи­тель­но­го про­то­ко­ла» 1901, окон­ча­тель­но пре­вра­тив­ше­го Ки­тай в по­лу­ко­ло­нию. Про­ве­дён­ные Ц. в нач. 20 в. но­вые ре­фор­мы (от­ме­на гос. эк­за­ме­нов, раз­ви­тие сис­те­мы выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния но­во­го ти­па) не ре­ши­ли стоя­щие пе­ред стра­ной за­да­чи. Смерть Ц., ос­та­вив­шей трон ма­ло­лет­не­му Пу И, ста­ла од­ним из по­след­них ак­кор­дов кру­ше­ния Цин. Кит. ис­то­рио­гра­фия и пуб­ли­ци­сти­ка тра­ди­ци­он­но опи­сы­ва­ла прав­ле­ние Ц. кри­ти­че­ски, за­час­тую край­не тен­ден­ци­оз­но, без учё­та ис­то­рич. кон­тек­ста.

Лит.: Усов В. Н. Цы­си // Ду­хов­ная куль­ту­ра Ки­тая. М., 2009. Т. 4.

Вернуться к началу