Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТОНЬЮКУ́К

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 284

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Л. Кызласов
Деталь стелы из мемориала Тоньюкука (по М. Жолдасбекову, К. Сартхожауле).

ТОНЬЮКУ́К (с др.-тюрк. – Пер­ве­нец-со­кро­ви­ще, кит. – Юань­чжень) (ок. 2-й пол. 7 в. – 1-й четв. 8 в.), один из соз­да­те­лей и гос. дея­тель Второго (Вос­точ­ного) ­Тюрк­ско­го ка­га­на­та (см. Тюрк­ский ка­га­нат). Из знат­но­го тюрк. ро­да Аши­дэ. Вос­пи­ты­вал­ся в Ки­тае. Примк­нул к ан­ти­ки­тай­ско­му вос­ста­нию тю­рок (679–681). Стал гл. со­вет­ни­ком трёх пер­вых вла­дык их но­во­го ка­га­на­та. Уча­ст­ник (в т. ч. пол­ко­во­дец) ря­да по­бе­до­нос­ных войн. Один из соз­да­те­лей гос. идеи опо­ры на тюрк. тра­ди­ции, от­вер­гая кит. влия­ния. Дея­тель­ность Т. из­вест­на по кит. хро­ни­ке «Тан-шу» и над­пи­сям на двух сте­лах из ме­мо­риа­ла Тонь­ю­ку­ка, од­но­го из опор­ных па­мят­ни­ков для из­уче­ния др.-тюрк. куль­ту­ры, пись­мен­но­сти, ис­то­рии.

Ме­мо­ри­ал Т. на­хо­дит­ся на пра­вом бе­ре­гу р. То­ла, в 66 км к юго-вос­то­ку от г. Улан-Ба­тор (Мон­го­лия). От­крыт Е. Н. Кле­менц (же­на Д. А. Кле­мен­ца) в 1897. Пло­щад­ка 40×25 м с уг­ла­ми по сто­ро­нам све­та вы­мо­ще­на кир­пи­чом, ог­ра­ж­де­на не­боль­ши­ми ва­лом и внутр. ро­ви­ком. В цен­тре – по­ми­наль­ный кир­пич­ный храм с внутр. рос­пи­сью, ке­ра­мич. мас­кои­да­ми (ве­ро­ят­но, на две­ри), че­ре­пич­ной кры­шей; за ним – 2 ящич­ные кон­ст­рук­ции из ка­мен­ных плит и уг­ло­вых стол­бов (все с рас­тит. ор­на­мен­том). Со­хра­ни­лись дан­ные о скульп­ту­рах 5 муж­чин (двое си­дят по-тюрк­ски), жен­щи­ны, си­дя­ще­го льва, со­су­де из кам­ня. Вход с юго-вос­то­ка, за ним – на 1280 м ряд из 286 бал­ба­лов. Внут­ри у вхо­да – 2 гра­нит­ные 4-гран­ные сте­лы (выс. 2,25 и 2 м), ар­ха­ич. тюрк. об­ли­ка, без скульп­тур­ных по­ста­мен­тов и на­вер­ший, с тек­стом древ­не­тюрк­ско­го ру­ни­че­ско­го пись­ма ор­хон­ским ал­фа­ви­том (см. Ор­хо­но-ени­сей­ские над­пи­си) на всех сто­ро­нах (по 35 и 27 строк): био­гра­фия Т. от пер­во­го ли­ца – иде­аль­но­го муд­ро­го со­вет­ни­ка ка­га­нов, даю­ще­го на­ро­ду и во­ж­дям тюрок об­раз­цы бы­тия су­ве­рен­но­го го­су­дар­ст­ва. Со­бы­тия (в осн. по­бе­до­нос­ные вой­ны) и лю­ди опи­са­ны эпи­чес­ки, в со­от­вет­ст­вии с нор­ма­ми по­ве­де­ния и лит. ка­но­ном.

Лит.: Рад­лов В. В. Ат­лас древ­но­стей Мон­го­лии. СПб., 1899. Вып. 4; Би­чу­рин Н. Я. Со­б­ра­ние све­де­ний о на­ро­дах, оби­тав­ших в Сред­ней Азии в древ­ние вре­ме­на. М.; Л., 1950. Т. 1; Ма­лов С. Е. Па­мят­ни­ки древ­не­тюрк­ской пись­мен­но­сти. М.; Л., 1951; Кляш­тор­ный С. Г. Ис­то­рия Цен­траль­ной Азии и па­мят­ни­ки ру­ни­че­ско­го пись­ма. СПб., 2003; Стеб­ле­ва И. В. Жизнь и ли­те­ра­ту­ра до­ис­лам­ских тюр­ков. М., 2007.

Вернуться к началу