Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СФИНКС

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 487

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Стрелков
«Сфинкс наксийцев». Мрамор. Ок. 560 до н.э. Национальный археологический музей (Дельфы).

СФИНКС, Сфин­га (Σφίγξ), в греч. ми­фо­ло­гии су­ще­ст­во, по­ро­ж­де­ние Ехид­ны и Ти­фо­на. Сфин­га име­ла го­ло­ву и грудь жен­щи­ны, те­ло, ла­пы и хвост льва, кры­лья пти­цы. По во­ле Ге­ры Сфин­га при­ле­те­ла в Бе­о­тию и усе­лась на Фи­кей­ской го­ре не­да­ле­ко от Фив. Она пред­ла­га­ла про­хо­дя­щим ми­мо лю­дям за­гад­ку, ко­то­рую уз­на­ла от Муз, и по­жи­ра­ла тех, кто не мог её раз­га­дать. Так по­гиб­ло мно­го фи­ван­цев. Толь­ко Эдип, сын Лая и Ио­ка­сты, смог вы­пол­нить это за­да­ние, по­сле че­го Сфин­га с вер­ши­ны го­ры бро­си­лась в про­пасть. Эдип же стал ца­рём в Фи­вах. Греч. пи­са­тель Пав­са­ний пред­ла­га­ет ещё два ва­ри­ан­та этой ис­то­рии. Со­глас­но 1-му ва­ри­ан­ту, Сфин­га – мор­ская раз­бой­ни­ца, за­хва­тив­шая го­ру в Бе­о­тии, от­ку­да со­вер­ша­ла на­бе­ги на ок­ре­ст­ные се­ле­ния, по­ка её не убил Эдип, при­шед­ший с мно­го­числ. вой­ском из Ко­рин­фа. Во 2-м ва­ри­ан­те – по­боч­ная дочь фи­ван­ско­го ца­ря Лая, ко­то­рая по­сле его смер­ти унич­то­жа­ла не­за­кон­ных пре­тен­ден­тов на власть, спра­ши­вая их о тай­ном из­ре­че­нии бо­га Апол­ло­на, дан­ном им Кад­му, ос­но­ва­те­лю Фив. Эдип же во сне по­лу­чил от­кро­ве­ние и ис­тол­ко­ва­ние это­го из­ре­че­ния.

Наи­бо­лее ран­ние изо­бра­же­ния С. от­но­сят­ся к нач. 3-го тыс. до н. э., вы­пол­ня­ли апо­тро­пеи­че­ские функ­ции. В Древ­нем Егип­те об­раз С. свя­зан с цар­ской ико­но­гра­фи­ей: из­вест­ны мн. С. с порт­рет­ны­ми го­ло­ва­ми фа­рао­нов (т. н. Боль­шой С. в Ги­зе близ пи­ра­ми­ды Хеф­ре­на, кон. 26 в. до н. э.; см. илл. к ст. Еги­пет Древ­ний), их изо­бра­же­ния по­ме­ща­лись на тро­нах и аму­ле­тах, рас­по­ла­га­лись пе­ред вхо­дом в храм, ал­леи С. от­кры­ва­ют со­бой хра­мо­вые ком­плек­сы Но­во­го цар­ст­ва. В Древ­ней Гре­ции фи­гу­ра С., пре­им. жен­ская, встре­ча­ет­ся в ва­зо­пи­си, ар­хит. де­ко­ре, на вер­ши­нах во­тив­ных ко­лонн. В эл­ли­ни­стич. и др.-рим. пе­рио­ды об­раз С. ста­но­вит­ся де­ко­ра­тив­ным мо­ти­вом, в этом ка­че­ст­ве он воз­вра­ща­ет­ся в Ев­ро­пу Но­во­го вре­ме­ни, за­няв важ­ное ме­сто в иск-ве клас­си­циз­ма кон. 18 – нач. 19 вв. (в осо­бен­но­сти в про­из­ве­де­ни­ях еги­пет­ско­го сти­ля).

Лит.: Со­фокл. Дра­мы. М., 1990; Апол­ло­дор. Ми­фо­ло­ги­че­ская биб­лио­те­ка. М., 1993; Пав­са­ний. Опи­са­ние Эл­ла­ды. СПб., 1996. Т. 1–2; Ги­гин. Ми­фы. 2-е изд. СПб., 2000; Ге­си­од. Пол­ное со­б­ра­ние тек­стов. М., 2001; Дио­дор Си­ци­лий­ский. Ис­то­ри­че­ская биб­лио­те­ка. Кн. 4–7: Гре­че­ская ми­фо­ло­гия. СПб., 2005.

Вернуться к началу