Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АДЕМАР ШАБАНСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Сидорова

АДЕМА́Р ШАБА́НСКИЙ (Adémar de Chabannes, лат. Ademarus Cabannensis) (ок. 988, Шабан, область Лимузен, ныне департамент Верхняя Вьенна – 1034, Палестина), французский историк, писатель и композитор. Происходил из знатной семьи, близкой к графам Ангулема. Учился в школе при аббатстве Сен-Марсьяль в Лиможе, где два его дяди были монахами. Ок. 1010 принял монашеский постриг и стал пресвитером в монастыре Сен-Сибар в Ангулеме. После того как А. Ш., несмотря на предпринятые усилия, не удалось в 1027 занять пост настоятеля Сен-Сибар, он посвятил себя популяризации культа св. Марциала, 1-го епископа Лиможа. Стремясь доказать, что этот святой, живший в 3 в., якобы был современником Христа и входил в число апостолов от 70 (см. в ст. Апостолы), А. Ш. сочинил его поддельное житие, которое выдал за древний текст, написанный одним из последователей святого, а также литургию в честь св. Марциала, в которой использовал новаторские для своего времени музыкальные приёмы.

Во время первого исполнения сочинённой А. Ш. литургии в Лиможе (3.8.1029) находившийся там проездом итальянец Бенедикт, аббат монастыря Сакра-ди-Сан-Микеле (в Пьемонте), разоблачил фальсификацию. Это заставило А. Ш. вернуться в Сен-Сибар, где он написал целый ряд проповедей и писем, призванных доказать, что он выиграл диспут с Бенедиктом. Усилия А. Ш. увенчались определённым успехом: св. Марциал почитался в Аквитании как апостол до конца 19 в., хотя этот его статус не был официально признан Римско-католической церковью.

Вероятно, в 1033 А. Ш. отправился в паломничество в Святую землю, где вскоре умер. Отправляясь в путь, он собрал досье из всех своих сочинений: «Хроника», а также более двухсот проповедей, стихи, басни, музыкальные ноты и рисунки. Многие из этих текстов до сих пор остаются неизданными.

Как исторический источник наибольшее значение имеет «Хроника», которая была написана между 1026 и 1029 и дошла в трёх авторских редакциях. Возможно, интерес к истории возник у А. Ш. под влиянием встречи в 1003 с монахами Аббоном Флёрийским и Аймоином Флёрийским и развился во время его работы в скриптории аббатства Сен-Сибар, где он имел доступ ко многим древним текстам. 

Первая, самая краткая, редакция «Хроники» была составлена около 1026, сохранилась в автографе и охватывает период с середины 9 в. до 20-х гг. 11 в. Вторая редакция (написана после 1027) содержит дополнительный материал по истории Меровингов и Каролингов. Она сохранилась в нескольких копиях (в т. ч. датируемая ок. 1100 рукопись из РНБ, Санкт-Петербург). В 1029 А. Ш. переработал и расширил своё сочинение, создав заключительную редакцию «Хроники», которая также сохранилась в автографах (фрагментарно) и нескольких копиях.

В 1-й и 2-й книгах «Хроники» А. Ш. главным образом компилировал сочинения др. авторов, но также вносил значительное число поправок и добавлений, иногда серьёзно меняющих первоначальный смысл текста. Например, стремясь показать, что Карл I Великий имел больше влияния в славянских землях, чем на самом деле, А. Ш. добавил в текст, заимствованный из «Анналов королевства франков» за 809, сообщение о решающей роли Карла в победе ободритов над вильцами, хотя тот не принимал в их войне участия.

Повествуя о событиях с конца 9 в. по 1029, А. Ш. в значительной мере опирался на показания очевидцев, например св. Симеона Трирского (судя по всему, его главного информатора о событиях в Византии и на Ближнем Востоке), а также сам был свидетелем многого из того, что описывал. Это самая ценная часть «Хроники», которая нередко служит нам единственным источником знаний о событиях того времени, сочетает в себе черты одновременно локальной и всемирной хроники. Значительное место в ней занимают сюжеты, связанные с историей Аквитании. А. Ш., приближённый ко двору Гильома IV Тайлефера, графа Ангулема (998–1028), был хорошо осведомлён о хитросплетениях как церковной, так и светской политики герцогства. В то же время интересы хрониста простирались далеко за пределы Аквитании, в его сочинении немало ярких и подчас уникальных сведений не только о других частях Французского королевства (Нормандии, Анжу, Иль-де-Франсе, Лангедоке), но и далёких для автора странах и регионах: Ирландии, Венгрии, Византии, Палестине, Синайском полуострове. В «Хронике» имеются некоторые сведения о ходе Реконкисты, сообщаются подробности о завоевании Южной Италии норманнами, о миссиях Бруно Кверфуртского в земле печенегов и Адальберта Пражского в Пруссии, о разрушении в 1009 Храма Гроба Господня в Иерусалиме по приказу фатимидского халифа аль-Хакима. А. Ш.  единственный французский автор, сообщивший о деятельности латинских миссионеров на Руси и её крещении от греков. Наравне с «Историями» Рауля Глабера, который был его современником, «Хроника» А. Ш. впечатляет географическим охватом, которого нет ни в одном другом сочинении 1-й половины 11 в.

Соч.: Chronique / Ed. Y. Chauvin, G. Pon. Turnhout, 2003 (русский перевод: Хроникон. СПб.; М., 2015).

Лит.: Добиаш-Рождественская О. А. Хроника Адемара Шабанского и ее рукопись в Ленинграде // Учёные записки ЛГУ. 1939. № 39. С. 146–161; Lublinskaya A. Le manuscrit de la chronique dʼAdémar de Chabannes à Leningrad // Études de la civilisation médiévale (XIe–XIIe siècles). Mélanges offerts à E.-R. Labande. Poitiers, 1974. P. 503–508; Wolff R. L. How the News Was Brought from Byzantium to Angouleme; or, the Pursuit of a Hare in an Ox Cart // Byzantine and Modern Greek Studies. 1978. № 4. P. 139–189; Ронин В. К. Славянская политика Карла Великого в западноевропейской средневековой традиции // СВ. 1986. Вып. 49. С. 5-25; Bautier R.-H. Lʼhérésie dʼOrléans et le mouvement intellectuel au début du XI siécle // Idem. Recherches sur lʼhistoire de la France médiévale. Des Mérovingiens aux premiers Capétiens. London, 1991. P. 63–88; Landes R. Relics, Apocalypse and the Deceits of History. Ademar of Chabannes 989–1034. Cambridge; London, 1995; Назаренко А. В. Накануне Крещения: Ярополк Святославич и Оттон II (70-е гг. Х в.) // Он же. Древняя Русь на международных путях. М., 2000. С. 339–391; Frassetto M. Pagans, Heretics, Saracens, and Jews in the Sermons of Ademar of Chabannes // Heresy and the Persecuting Society in the Middle Ages / Ed. M. Frassetto. Leiden, 2006. P. 73–91; Grier J. The Musical World of a Medieval Monk. Adémar de Chabannes in Eleventh-century Aquitaine. Cambridge, 2006; Sidorova V. The Slavic World in French Historical Writings of the Eleventh Century // Slovensko a Chorvatsko, historicke paralely (do roku 1780) / Ed. M. Homza. Bratislava, 2013. P. 83–87.

Вернуться к началу