Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СИНО́ДИК ЦАРЯ́ БОРИ́ЛА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 235

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СИНО́ДИК ЦАРЯ́ БОРИ́ЛА (Бо­ри­лов Си­но­дик), па­мят­ник болг. ли­те­ра­ту­ры ср.-болг. пе­рио­да, важ­ный ис­точ­ник по ис­то­рии Вто­ро­го Бол­гар­ско­го цар­ст­ва. Пред­став­ля­ет со­бой пе­ре­вод с гре­че­ско­го на слав. яз. 2-й вер­сии кон­стан­тино­поль­ско­го пат­ри­ар­ше­го «Си­но­ди­ка в Не­де­лю Пра­во­сла­вия» (843), до­пол­нен­ный болг. ма­те­риа­ла­ми. Др. болг. Си­но­дик, как счи­та­ет­ся, был унич­то­жен по­сле па­де­ния Пер­во­го Бол­гар­ско­го цар­ст­ва (1018). По­треб­ность в но­вом слав. тек­сте Си­но­ди­ка обу­слов­ли­ва­лась вос­ста­нов­ле­ни­ем болг. го­су­дар­ст­вен­но­сти в 1186, от­хо­дом от по­пы­ток за­клю­че­ния сою­за с Ри­мом (пред­при­ни­ма­лись при ца­ре Ка­лоя­не) и сбли­же­ни­ем с Ни­кей­ской им­пе­ри­ей. С. ц. Б. со­став­лен в нач. 13 в. в свя­зи с со­зы­вом болг. ца­рём Бо­ри­лом (1207–1218) в 1211 цер­ков­но­го со­бо­ра в г. Тыр­но­во (ны­не Ве­ли­ко-Тыр­но­во), на­прав­лен­но­го на борь­бу с бо­го­миль­ст­вом.

Со­дер­жит тек­сты, осу­ж­даю­щие ико­но­бор­цев (см. Ико­но­бор­че­ст­во) и бо­го­ми­лов; све­де­ния о цер­ков­ном со­бо­ре 1211; по­ми­на­ние болг. цер­ков­ных и гос. дея­те­лей, свя­тых Ки­рил­ла и Ме­фо­дия, их уче­ни­ков. Ори­ги­нал С. ц. Б. не со­хра­нил­ся, из­вес­тен в двух спи­сках, на­зван­ных по име­нам их вла­дель­цев, С. Н. Па­лау­зо­ва и М. С. Дри­но­ва (ны­не хра­нят­ся в Нац. б-ке Свя­тых Ки­рил­ла и Ме­фо­дия в Со­фии): Па­лау­зов­ском (кон. 14 в.; пе­ре­дан двою­род­ным бра­том Н. Х. Па­лау­зо­вым, по­лу­чив­шим ру­ко­пись в ка­че­ст­ве по­дар­ка от жи­те­ля г. Тыр­но­во в 1845) и Дри­нов­ском (кон. 16 в.; по­лу­чен от жи­те­ля г. Па­на­гю­риш­те в 1871). Ес­ли Дри­нов­ский спи­сок об­ры­ва­ет­ся на све­де­ни­ях о со­бо­ре 1211, то в Па­лау­зов­ском спи­ске со­дер­жат­ся до­пол­нит. тек­сты 13–14 вв. (рас­сказ о вос­ста­нов­ле­нии Болг. пат­ри­ар­ха­та в 1235, по­мян­ни­ки позд­ней­ших цер­ков­ных и гос. дея­те­лей и др.). Спи­ски так­же име­ют ме­ж­ду со­бой от­ли­чия в лек­си­ке и син­так­си­се, рас­ста­нов­ке глав. Как счи­та­ет­ся, С. ц. Б. ока­зал влия­ние на серб. и рус. ре­дак­ции «Си­но­ди­ка в Не­де­лю Пра­во­сла­вия», хо­тя не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли вы­ска­зы­ва­ют точ­ку зре­ния о са­мо­стоя­тель­но­сти рус. пе­ре­во­да.

С. ц. Б. при­вле­кал зна­чит. вни­ма­ние ис­то­ри­ков. Вклад в его изу­че­ние вне­сли С. Н. Па­лау­зов, М. С. Дри­нов, Ф. И. Ус­пен­ский, П. А. Лав­ров, М. Г. По­пру­жен­ко (ав­тор клас­сич. из­да­ния тек­ста, 1928), Б. Ан­ге­лов и др.

Ис­точн.: Бо­ри­лов си­но­дик: Из­да­ние и пре­вод / Ред. И. Бо­жи­лов, А. То­то­ма­но­ва, И. Би­ляр­ски. Со­фия, 2010.

Лит.: Ан­ге­лов Б. Ст. Бо­ри­ло­вия си­но­дик // Про­сла­ва на Ве­ли­ко Търно­во. Со­фия, 1978; Duǰcev I. Das Synodikon von Boril als Geschichts- und Literaturdenkmal // Palaeo­bulgarica. 1980. № 2; Ту­ри­лов А. А., Ни­ки­тин С. И. Бо­ри­ла ца­ря Си­но­дик // Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия. М., 2003. Т. 6.

Вернуться к началу