Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЫ́ЦАРСТВО

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 130-131

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Калмыкова

РЫ́ЦАРСТВО (от нем. Ritter – ры­царь), при­ви­ле­ги­ро­ван­ный слой свет­ских фео­да­лов в Зап. Ев­ро­пе в эпо­ху Сред­не­ве­ко­вья. Тра­ди­ци­он­но Р. воз­во­дят к дру­жи­нам гер­ман­цев, а ино­гда – к всад­ни­кам эпо­хи Ри­ма Древ­не­го. В 8 в. во Франк­ском го­су­дар­ст­ве ко­роль жа­ло­вал бе­не­фи­ций дру­жин­ни­ку за не­се­ние им во­ен. служ­бы. Во­ин при­но­сил ко­ро­лю вас­саль­ную при­ся­гу, при­зна­вая его сво­им сень­о­ром. Фор­ми­ро­ва­ние Р. как эли­тар­но­го слоя обыч­но свя­зы­ва­ют так­же с из­ме­не­ния­ми в воо­ру­же­нии. Его удо­ро­жа­ние при­ве­ло к то­му, что толь­ко об­ла­да­те­ли круп­ных на­де­лов мог­ли при­об­ре­сти пол­ное сна­ря­же­ние. Слож­ное воо­ру­же­ние тре­бо­ва­ло хо­ро­шей фи­зич. под­го­тов­ки и осо­бых на­вы­ков об­ра­ще­ния, для чего были необходимы по­сто­ян­ные за­ня­тия и тре­ни­ров­ки. Во 2-й пол. 9 в. во Фран­ции поя­ви­лись ры­цар­ские тур­ни­ры для под­дер­жа­ния бое­вых на­вы­ков ры­ца­рей и де­мон­ст­ра­ции ин­ди­ви­ду­аль­ной доб­ле­сти и мас­тер­ст­ва. До сер. 14 в. Цер­ковь осуж­да­ла уча­ст­ни­ков тур­ни­ров, об­ви­няя их в стрем­ле­нии удов­ле­тво­рить гор­ды­ню, рис­куя соб­ст­вен­ны­ми и чу­жи­ми жиз­ня­ми. По­гиб­ших на тур­ни­рах не­ред­ко от­ка­зы­ва­лись от­пе­вать и по­гре­бать в ос­вя­щён­ной зем­ле как са­мо­убийц. Сис­те­ма ры­цар­ско­го вос­пи­та­ния вклю­ча­ла в се­бя не толь­ко фи­зич. уп­раж­не­ния, но и обу­че­ние хо­ро­шим ма­не­рам и гра­мо­те. Важ­ней­шим ком­по­нен­том ры­цар­ской куль­ту­ры стал культ Пре­крас­ной Да­мы – по­кло­не­ние ры­ца­ря из­бран­ной им знат­ной жен­щи­не, не­ред­ко за­муж­ней и за­ни­мав­шей бо­лее вы­со­кое со­ци­аль­ное по­ло­же­ние.

Ры­ца­ря­ми счи­та­лись все бла­го­род­ные сень­о­ры. Од­на­ко не­ти­ту­ло­ван­ные ры­ца­ри час­то про­ти­во­пос­тав­ля­лись ари­сто­кра­тии, не­ред­ко сбли­жа­ясь по ста­ту­су с её воо­руж. слу­га­ми. Хо­тя ста­тус ры­ца­ря фор­маль­но ни­ко­гда не пе­ре­да­вал­ся по на­след­ст­ву, Р. бы­ло замк­ну­тым со­сло­ви­ем. Во мно­гих ре­гио­нах (Гер­ма­ния, Фран­ция, Ка­та­ло­ния) за­ко­ны стро­го за­пре­ща­ли по­свя­щать в ры­ца­ри про­сто­лю­ди­нов. В 14–16 вв. франц. ко­ро­ли, воз­во­дя в ис­клю­чит. слу­ча­ях не­бла­го­род­ных под­дан­ных в ры­цар­ское дос­то­ин­ст­во, из­да­ва­ли спец. пись­ма об аноб­ли­ро­ва­нии. Англ. ко­ро­ли, на­про­тив, тре­бо­ва­ли ры­цар­ской служ­бы от всех сво­бод­ных дер­жа­те­лей зем­ли, при­но­сив­шей до­ход в 20 (в позд­нем Сред­не­ве­ко­вье – в 40) фун­тов в год.

Це­ре­мо­ния по­свя­ще­ния в ры­ца­ри (ак­ко­ла­да) вос­хо­дит к обы­чаю гер­ман­цев тор­же­ст­вен­но вру­чать ору­жие мо­ло­до­му вои­ну, при­зна­вае­мо­му с это­го мо­мен­та со­вер­шен­но­лет­ним. В 791 Карл I Ве­ли­кий опоя­сал ме­чом сво­его сы­на Лю­до­ви­ка Бла­го­чес­ти­во­го, а тот в 838 – сво­его на­след­ни­ка Кар­ла II Лы­со­го. Со вре­ме­нем це­ре­мо­ния при­об­ре­ла клас­сич. фор­му. Ка­ж­дый ры­царь мог по­свя­тить лю­бо­го бла­го­род­но­го че­ло­ве­ка в ры­цар­ское дос­то­ин­ст­во. Ча­ще все­го об­ря­ды про­во­ди­лись по ре­лиг. празд­ни­кам или др. тор­же­ст­вен­ным дням (ко­ро­на­ции, празд­но­ва­ния по­бед и пр.), с уча­сти­ем пре­латов и при­гла­ше­ни­ем знат­ных гос­тей. В эпо­ху клас­сич. Сред­не­ве­ко­вья об­ряд по­свя­ще­ния пред­по­ла­гал пред­ва­рит. пост, по­кая­ние в гре­хах для очи­ще­ния ду­ши и при­ня­тие ван­ны для чис­то­ты те­ла, мо­лит­вы и бла­го­сло­ве­ние ору­жия, не­ред­ко с воз­ло­же­ни­ем ме­ча на ал­тарь. Клю­че­вым эпи­зо­дом ри­туа­ла яв­ля­лось опоя­сы­ва­ние ме­чом, за ко­то­рым сле­до­ва­ли брат­ский по­це­луй по­свя­щаю­ще­го и по­щё­чи­на – как сим­вол един­ст­вен­но­го уда­ра, ко­то­рый но­вый ры­царь дол­жен был ос­та­вить без­от­вет­ным.

По­кро­ви­те­ля­ми Р. счи­та­лись ар­хан­гел Ми­ха­ил, св. Ге­ор­гий, св. Лав­рен­тий. Ры­цар­ский ко­декс тре­бо­вал от вои­нов быть за­щит­ни­ка­ми Церк­ви, вдов и си­рот, а так­же со­блю­дать оп­ре­де­лён­ные мо­раль­ные нор­мы. Син­тез хри­сти­ан­ских ре­лиг. пред­став­ле­ний и нравств. ус­то­ев с вое­ни­зи­ров. ре­аль­но­стью ср.-век. жиз­ни дос­тиг куль­ми­на­ции в эпо­ху кре­сто­вых по­хо­дов. Свя­щен­ная вой­на с не­вер­ны­ми га­ран­ти­ро­ва­ла всем уча­ст­ни­кам от­пу­ще­ние гре­хов и Цар­ст­вие Не­бес­ное в слу­чае ги­бе­ли. В хо­де 1-го кре­сто­во­го по­хо­да в Свя­той зем­ле поя­ви­лись ду­хов­но-ры­цар­ские ор­де­на (ио­ан­ни­ты, там­плие­ры), чле­ны ко­то­рых бы­ли од­но­времен­но и ры­ца­ря­ми, и мо­на­ха­ми. По ана­ло­гии с ни­ми при дво­рах зап.-ев­роп. го­су­да­рей в 14–15 вв. воз­ник­ли свет­ские ор­де­на и брат­ст­ва. Ста­рей­шие из них: венг. брат­ст­во Св. Ге­ор­гия (1325), англ. Под­вяз­ки ор­ден (1348), франц. ор­ден Звез­ды (1351), бур­гунд­ский Зо­ло­то­го Ру­на ор­ден (1430).

В позд­нем Сред­не­ве­ко­вье при­над­леж­ность к Р. ста­ла ото­жде­ст­в­лять­ся с вклю­че­ни­ем в дво­рян­ст­во, ры­цар­ское зва­ние по­сте­пен­но ут­ра­ти­ло свою роль.

Лит.: Кар­ди­ни Ф. Ис­то­ки сред­не­ве­ко­во­го ры­цар­ст­ва. М., 1987; Ос­сов­ская М. Ры­царь и бур­жуа: Ис­сле­до­ва­ния по ис­то­рии мо­ра­ли. М., 1987; Кин М. Ры­цар­ст­во. М., 2000; Руа Ж. Ж. Ис­то­рия ры­цар­ст­ва. 2-е изд. М., 2001; Хeйзинга Й. Осень Сред­не­ве­ко­вья. 3-е изд. М., 2002; Фло­ри Ж. По­все­днев­ная жизнь ры­ца­рей в Сред­ние ве­ка. М., 2006.

Вернуться к началу