Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

РАШИ́Д АД-ДИ́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 275-276

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. К. Кораев

РАШИ́Д АД-ДИ́Н, Фазлаллаx ибн Абу-ль-Xайр (про­зви­ще ат-Та­биб – врач) (1247, Xамадан – 1318, Теб­риз), иран. гос. дея­тель, учё­ный, врач. Из евр. се­мьи. Ок. 1277 об­ра­тил­ся в ис­лам, сме­нив пер­во­на­чаль­ное имя Ра­шид ад-Дау­ла на Р. ад-Д. Карь­е­ру на­чал пред­по­ло­жи­тель­но в фи­нан­со­вом ве­дом­ст­ве при Аба­ка-ха­не (1265–82). При Га­зан-xане вы­дви­нул­ся в ка­че­ст­ве при­двор­но­го вра­ча, с 1298 на­зна­чен ва­зи­ром, от­ве­чал за пре­об­ра­зо­ва­ния, на­прав­лен­ные на упо­ря­до­че­ние фис­каль­ной сис­те­мы и де­неж­но­го об­ра­ще­ния. Стро­гая фик­са­ция на­ло­гов и сбо­ров, вве­дён­ная им, спо­соб­ст­во­ва­ла ста­би­ли­за­ции эко­но­ми­ки дер­жа­вы Ху­ла­гуи­дов. Вре­мен­ный ус­пех в борь­бе с цен­тро­беж­ны­ми уст­рем­ле­ния­ми ко­че­вой тюр­ко-монг. зна­ти сде­лал Р. ад-Д. вто­рым ли­цом в го­су­дар­ст­ве по­сле са­мого иль­ха­на: он со­сре­до­то­чил в ру­ках об­шир­ные с.-x. уго­дья, его сы­но­вья ста­ли на­ме­ст­ни­ка­ми це­ло­го ря­да об­лас­тей. При Оль­джей­ту Р. ад-Д. фак­ти­че­ски ру­ко­во­дил внутр. по­ли­ти­кой. По­сле смер­ти иль­ха­на лож­но об­ви­нён в от­рав­ле­нии го­су­да­ря и каз­нён. Поxоронен как му­суль­ма­нин, но в 1407 по при­ка­зу Ми­ран-шаxа, пра­вив­ше­го Зап. Ира­ном и Ира­ком (1404–09), пе­ре­за­хо­ро­нен как «не­вер­ный» на иу­дей­ском клад­би­ще.

Ав­тор тру­дов по ме­ди­ци­не, бо­та­ни­ке, ком­пен­диу­ма по ес­те­ст­во­зна­нию, аг­ро­тех­ни­ке и строи­тель­ст­ву, а так­же 4 трак­та­тов по сун­нит­ской тео­ло­гии. В 1302–1311 соз­дал од­но из наи­бо­лее зна­чит. ис­то­рич. со­чи­не­ний му­сульм. ми­ра. Его пер­вая часть [«Га­за­но­ва ле­то­пись» («Тариx-и Га­за­ни»)], со­став­лен­ная по при­ка­зу Га­зан-ха­на, яв­ля­ет­ся осн. ис­точ­ни­ком по ис­то­рии Ху­ла­гуи­дов и с офиц. по­зи­ции по­ве­ст­ву­ет о про­шлом монг. пле­мён, жиз­ни и за­вое­ва­ни­ях Чин­гис­ха­на, его по­том­ках и их прав­ле­нии в разл. улу­саx до 1304, а так­же со­дер­жит важ­ное со­б­ра­ние яр­лы­ков (ука­зов) Га­зан-ха­на, со­зи­да­тель­ный курс ко­то­ро­го Р. ад-Д. про­ти­во­пос­тав­ля­ет раз­ру­ши­тель­но­му вла­ды­че­ст­ву его пред­ков. Вто­рая часть [«Сбор­ник ле­то­пи­сей» («Джа­ми ат-тавариx»)] бы­ла со­став­ле­на по по­ве­ле­нию Оль­джей­ту при уча­стии мно­гих иран., инд., монг. и кит. учё­ных. В ней опи­сы­ва­ют­ся все из­вест­ные в ср.-век. Ира­не стра­ны и на­ро­ды, а так­же про­во­дит­ся мысль о том, что все­об­щая ис­то­рия долж­на ох­ва­ты­вать всё че­ло­ве­че­ст­во, не ог­ра­ни­чи­ва­ясь ис­лам­ской ой­ку­ме­ной (как это бы­ло при­ня­то в ара­бо-перс. ис­то­рио­пи­са­нии) и ос­но­вы­вать­ся гл. обр. на пер­во­ис­точ­ни­ках. Тре­тья (гео­гра­фи­че­ская) часть со­чи­не­ния Р. ад-Д. не со­хра­ни­лась. Боль­шое зна­че­ние для изу­че­ния об­ще­ст­ва и хо­зяй­ст­ва Ира­на и со­сед­них ре­гио­нов в монг. эпо­ху име­ет пе­ре­пис­ка Р.ад-Д. (53 пись­ма) с сы­новь­я­ми, вы­со­ко­по­став­лен­ны­ми чи­нов­ни­ка­ми и ду­хов­ны­ми ав­то­ри­те­та­ми.

Соч.: Сбор­ник ле­то­пи­сей. М.; Л., 1946–1960. Т. 1–3; Пе­ре­пис­ка. М., 1971.

Лит.: Пет­ру­шев­ский И. П. К во­про­су о под­лин­но­сти пе­ре­пис­ки Ра­шид-ад-ди­на // Вест­ник ЛГУ. 1948. № 9; он же. Фео­даль­ное хо­зяй­ст­во Ра­шид-ад-ди­на // Во­про­сы ис­то­рии. 1951. № 4; Фа­ли­на А. И. Ра­шид-ад-Дин – врач и ес­те­ст­во­ис­пы­та­тель // Пись­мен­ные па­мят­ни­ки Вос­то­ка: Ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния, 1971. М., 1974.

Вернуться к началу