Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАЗМАНЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. П. Гусарова

ПА́ЗМАНЬ (Pázmány) Петер (4.10.1570, Надьварад, ныне Орадя, Румыния – 19.3.1637, Пожонь, ныне Братислава, Словакия), венг. религ. и политич. деятель, писатель, дипломат, последовательный проводник Контрреформации.

Происходил из дворянской кальвинистской семьи, но рано обратился в католицизм предположительно под влиянием мачехи и первого венг. иезуита Иштвана Санто (1540/41–1612). Получил прекрасное религ. и светское образование, в первую очередь у иезуитов – в Коложварской (Клужской) коллегии, позднее – в Вене (1583–1593). В 1588 вступил в орден иезуитов, два года провёл в краковском новициате (15881590). Под покровительством генерала ордена Клаудио Аквавива (1581-1615) учился Риме, в Германо-Венгерском коллегиуме; д-р теологии с 1597; в том же году принял сан. Преподавал философию в ун-те Граца (1597-1607, с перерывом), ставшем одним из духовных оплотов Римско-католич. церкви после Тридентского собора; тогда же написал учебники по физике и диалектике. В процессе преподавания позволял себе не соглашаться с таким признанным авторитетом, как исп. философ и богослов, иезуит Габриэль Васкес, кроме того, привлекал труды Коперника по астрономии; комментируя «Summa theologiae» Фомы Аквинского, ссылался на Дунса Скота, Франческо де Виттория (ум. 1546) и др. оппонентов Фомы. На П. был написан донос, и молодой преподаватель получил предупреждение из Рима.

В 1607 П. вернулся в Венгрию. В 1615, после смерти Аквавивы и в результате многочисл. доносов и обвинений со стороны иезуитов, П. был вынужден выйти из ордена. Тем не менее после смерти примаса Венгрии Ференца Форгача (1616) П. занял его место, став архиеп. Эстергомским и примасом Церкви Венгрии, и вместе с тем, по обычаю, возглавил королевскую канцелярию в должности верховного канцлера. П. последовательно проводил в жизнь решения Тридентского собора, требовал дисциплины и улучшения нравственности клира, для чего стали проводиться регулярные визитации приходов; заботясь о сохранении и приумножении церковного имущества, ограничил вмешательство казны в имуществ. дела Церкви; добивался от венского двора, чтобы к его мнению прислушивались при решении важнейших вопросов, касающихся Церкви и политич. интересов Венгрии.

П., будучи последовательным католиком и сторонником Контрреформации, тем не менее выступил против жёстких и насильственных форм её проведения, т. к. считал, что в Венгрии с её протестантским большинством и в условиях перманентной войны с турками это не только не эффективно, но и грозит тяжёлыми политич. последствиями. Поэтому П. выступал за компромисс с протестантами как в религ., так и в политич. сферах. По политич. убеждениям П. был последовательным сторонником Габсбургов в Венгрии, ибо полагал, что только они могут обеспечить сохранение Венгрии перед лицом турок. В то же время П. не был послушным инструментом в руках венского двора. Он признавал необходимость существования самостоятельного Трансильванского княжества, которое, по его убеждению, гарантировало сохранение Венгрии от поглощения Габсбургами. По этой причине он поддерживал контакты с руководителями антигабсбургского движения – трансильванскими князьями Габором Бетленом и Ракоци Дьёрдем I, вёл с ними переговоры, склоняя к компромиссу и примирению перед лицом общего врага – турецкого султана. Вразрез с официальной линией П. защищал эту точку зрения на протяжении всей жизни: при заключении Венского мира 1606 между Рудольфом I Габсбургом и Иштваном Бочкаи, при подготовке Никольсбургского мира 1622 между Фердинандом II и Бетленом, на Государственных собраниях 1608, 1609, 1618, 1625. Противником П. в этих вопросах был надор-палатин (высшее должностное лицо сословно-представительной монархии Венгрии, посредник между сословиями и монархом) Миклош Эстерхази (1583 – 1645), соперничавший с канцлером в борьбе за влияние на гос. дела.

Благодаря усилиям П. бо́льшая часть венг. аристократии и часть дворянства (особенно из зап. районов королевства) вернулись в лоно католич. церкви. Силовым методам П. предпочитал убеждение и делал ставку на образование: его стараниями были открыты иезуитские гимназии и семинарии для подготовки клириков венгерских диоцезов: в 1615–19 – в Надьсомбате (ныне Трнава в Словакии), в 1626  в Пожони (ныне Братислава), в 1627  в Дьёре, в 1623 – в Вене (Collegium Pazmanianum). В 1635 по его инициативе открыт ун-т в Надьсомбате (ныне Католический университет имени Петера Пазманя).

С 1600 П. начал публиковать свои философско-теологич. труды и проповеди на венг. яз., так как одним из первых среди католич. авторов осознал, что, базируясь на лат. яз., католики теряют верующих, тогда как протестанты их завоёвывают, прибегая к религ. пропаганде на родном языке. В полемич. памфлете «Десять очевидных доводов против возникших нынче новых учений» (1605) проявились основные качества и принципы П. как религ. автора: глубокое знание основ теологии; ясное и доступное изложение материала; обращение к актуальным для жизни Венгрии вопросам, в частности к турецкой угрозе. В расчёте на массового читателя П. составлял и издавал молитвенники («Молитвенники для христианина», Грац, 1606), проповеди («Проповеди на тему Евангелия к воскресным и прочим праздничным дням», Пожонь, 1636). В 161020-е гг. П., подвергая серьёзному анализу учения Лютера и Кальвина (первым из венг. авторов), создаёт лучшие свои полемич. произведения. В полемике с кальвинистским проповедником П. Альвинци (1570–1634) (памфлет «Пять прекрасных писем, адресованных господину Петеру Альвинци», 1609) П. заявлял, что, если следовать доктрине Кальвина, сам Господь является виновником грехов и преступлений, т. к. не даёт возможности христианину искупить свой грех, который заранее предвидится и наказывается Господом. В «Путеводителе, ведущем к божьей истине» («Az Isténi igazságra vezérlő kalauz», 1613) П. доступно излагает христианское вероучение, говорит об обрядах и церковной организации в целом; обобщает вопросы, поставленные ранее (об иконопочитании, почитании святых, причащении, священстве и др.). В «Путеводителе…», как и во всех др. произведениях, автор убеждал читателей логикой, глубоким знанием не только католич. учения, но и учений своих противников – протестантов, а также пониманием проблем повседневной жизни разных слоёв венг. общества. «Путеводитель» написан живым, острым, хлёстким и в то же время изысканным, выразительным, богатым образами и драматич. оборотами языком. Благодаря силе и богатству своего литературного языка П. стал самым ярким венг. писателем 17 в. и сыграл выдающуюся роль в формировании венг. литературного языка. Все произведения П. пользовались успехом и увидели свет ещё при его жизни («Путеводитель…» издавался в 1613, 1623, 1637). Богатейшая библиотека П. в Надьсомбате была завещана ун-ту, а венская библиотека – Пазманеуму.

В 19 и 20 вв. были изданы академич. полные собрания его трудов и писем, что вызвало волну научного интереса к творчеству П. среди историков, историков церкви, филологов, теологов. Именем П. назван Католический ун-т в Будапеште, др. учебные заведения; сохранился Пазманеум в Вене.

Соч.: Pázmány Péter Összes Művei. 7 köt. Budapest, 1894–1895; Pázmány Péter Összes levelei / Kiad. Hanuy F. 2 köt. Budapest, 1910–1911; Pázmány Péter Válogatott művei / Kiad. Rónai Gy. Budapest, 1957; Pázmány Péter művei (magyar Remekírók) / Kiad. Tarnóc M. Budapest, 1983. Grazer philosophische Disputationen von Péter Pázmány. Hrsg. P. R. Blum, E. Hargittay. Piliscsaba, 2003.

Лит.: Bitskey I. Pázmány Péter. Budapest, 1986 (Magyar Históia); Ibid. Humanista erudició és barokk világkép (Pázmány Péter prédikációi) // Humanizmus és Reformáció 8. Budapest, 1979; Fraknói V. Pázmány Péter és a kora. 3 köt. Pest, 1868 – 1872; Gereb L. Pázmány Péter és a magyar irodalom // Világosság. 4.évf., 1963, 1.sz. 41 – 44.l.; Klaniczay T. Pázmány Péter // Reneszánsz és barokk. Budapest, 1961. 340–360.l.; Pázmány Péter emlékezete (Tanulmánygyjtemény). Roma, 1987; Sik S. Pázmány Péter, az ember és az író. Budapest, 1939; Szabó F. A teológus Pázmány. A grázi «theologia scholastica» Pázmány művében. Budapest, 1998; Hargittay E. Filológia, eszmetörténet és retorika Pázmány Péter életművében. Budapest, 2009; Bicskey I. Petrus Cardinalis Pazmany – Archiepiscopus Strigoniensis. Trnava, 2010.

Вернуться к началу