ВАТИКА́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. А. Алебастрова, К. Пьетранджели, Дж. Саккетти (Государственный строй, система гражданского и церковного управления), В. В. Токарева, И. И. Аникьев (Исторический очерк); >>

ВАТИКА́Н (Vaticano), Го­су­дар­ст­во-город Ва­ти­кан (итал. Stato della Città del Va­ticano, лат. Status Civitatis Vaticanae).

Общие сведения

В. – государство-город в пределах столицы Италии – Рима, резиденция главы Римско-католической церкви – папы Римского, местонахождение органов церковного управления (Римской курии). Расположен в западной части Рима, на Ватиканском холме, на правом берегу реки Тибр. Площадь 0,44 км2. Население 1000 чел. (2015, оценка). Официальные языки – латинский и итальянский. Денежная единица – евро.

В. (официальное наименование – Святой Престол) как субъект международного права является членом международных организаций (в т. ч. ОБСЕ, МАГАТЭ), а также представлен постоянной наблюдательной миссией при штаб-квартире ООН, в ЮНЕСКО и в других организациях. Государство-город Ватикан также постоянный член различных правительственных международных организаций.

Государственный строй, система гражданского и церковного управления

В. – тео­кра­тическая мо­нар­хия. Но­вый Ос­нов­ной за­кон (La nuova Legge fonda­men­tale dello Stato della Città del Vaticano) при­нят па­пой Рим­ским Ио­ан­ном Пав­лом II 26.11.2000 и всту­пил в си­лу 22.2.2001.

Гла­ва государства В. – па­па Рим­ский, выс­ший ие­рарх Рим­ско-ка­то­лической церк­ви, но­ся­щий ти­ту­лы: Свя­той Отец, епи­скоп Ри­ма, на­ме­ст­ник Ии­су­са Хри­ста, пре­ем­ник святого Пет­ра, Вер­хов­ный пон­ти­фик все­лен­ской Церк­ви, пат­ри­арх За­па­да, при­мас Ита­лии, ар­хи­епи­скоп и ми­тро­по­лит Римской про­вин­ции, Вер­хов­ный прави­тель Города В. Па­па Рим­ский из­би­рает­ся по­жиз­нен­но кол­ле­ги­ей кар­ди­на­лов (на конк­ла­вах). Он об­ла­да­ет всей пол­но­той за­ко­но­дательной, ис­пол­нительной и су­деб­ной вла­сти, ко­то­рую осу­ще­ст­в­ля­ет с по­мо­щью различных ор­га­нов. В от­прав­ле­нии вла­сти Рим­ско­му пон­ти­фи­ку со­дей­ст­ву­ют епи­ско­пы, в т. ч. че­рез Си­нод епи­ско­пов. Кро­ме то­го, ему по­мо­га­ют кар­ди­на­лы и другие ли­ца, а так­же различные уч­ре­ж­де­ния, в за­ви­си­мо­сти от ха­рак­те­ра ре­шае­мых за­дач.

Ор­га­ном за­ко­но­дательной вла­сти (за ис­клю­че­ни­ем слу­ча­ев, ко­гда Вер­хов­ный пон­ти­фик изъ­яв­ля­ет же­ла­ние осу­ще­ст­в­лять эту власть са­мо­стоя­тель­но) яв­ля­ет­ся Пап­ская ко­мис­сия по де­лам В., со­стоя­щая из кар­ди­на­лов и воз­глав­ляе­мая пред­се­да­те­лем. Пред­се­да­тель и чле­ны ко­мис­сии на­зна­ча­ют­ся Вер­хов­ным пон­ти­фиком сро­ком на 5 лет.

Ис­пол­нительная власть, от­но­ся­щая­ся к гражданскому управ­ле­нию и свет­ско­му су­ве­ре­ни­те­ту В., осу­ще­ст­в­ля­ет­ся Государственным сек­ре­та­риа­том (с 1988 под­раз­де­ля­ет­ся на об­щий от­дел и от­дел по меж­го­су­дар­ст­вен­ным от­но­ше­ни­ям), ко­то­рый воз­глав­ля­ет кар­ди­нал – государственный сек­ре­тарь, под­от­чёт­ный в сво­ей дея­тель­но­сти лич­но па­пе Рим­ско­му. Во всех стра­нах, с ко­то­ры­ми Святой Пре­стол име­ет ди­пло­ма­тические от­но­ше­ния, па­пу Рим­ско­го пред­став­ля­ют апо­столь­ские нун­ции, апо­столь­ские де­ле­га­ты и на­блю­да­те­ли.

Свет­ская су­деб­ная власть от име­ни Вер­хов­но­го пон­ти­фи­ка осу­ще­ст­в­ля­ет­ся гражданским су­дом государства Ва­ти­кан.

Иму­ще­ст­вен­ны­ми, эко­но­мическими и фи­нан­со­вы­ми де­ла­ми В. управ­ля­ют Апо­столь­ская па­ла­та, Ад­ми­ни­ст­ра­ция иму­ще­ст­ва апо­столь­ско­го пре­сто­ла, Пре­фек­ту­ра эко­но­мических дел Святого Пре­сто­ла и Со­вет 15 кар­ди­на­лов. Тру­до­вые от­но­ше­ния с гражданскими слу­жа­щи­ми В. ре­гу­ли­ру­ет Центральное бю­ро тру­да.

Управ­ле­ние де­ла­ми Церк­ви осу­ще­ст­в­ля­ет­ся че­рез сис­те­му кон­гре­га­ций ре­ли­ги­оз­ных, ко­то­рые пред­став­ля­ют со­бой ко­мис­сии кар­ди­на­лов во гла­ве с пре­фек­та­ми. Все­го дей­ству­ют 9 кон­гре­га­ций (по делам ве­ро­уче­ния, по де­лам Восточных церк­вей, по во­про­сам бо­го­слу­же­ния и та­инств, по де­лам ка­но­ни­за­ции, по де­лам епи­ско­пов, по еван­ге­ли­за­ции на­ро­дов, по де­лам ду­хо­вен­ст­ва, по де­лам ин­сти­ту­тов по­свя­щён­ной жиз­ни и об­ществ апо­столь­ской жиз­ни, по во­про­сам ка­то­лического об­ра­зо­ва­ния) и 12 пап­ских со­ве­тов [по де­лам ми­рян, по со­дей­ст­вию хри­сти­ан­ско­му един­ст­ву, по во­про­сам се­мьи, со­вет «Ius­ti­tia et Pax» («Спра­вед­ли­вость и мир»), со­вет «Cor Unum» («Еди­ное серд­це»), по ду­хов­но­му по­пе­че­нию о пе­ре­се­лен­цах и пу­те­ше­ст­вую­щих, по пас­тыр­ско­му по­пе­че­нию о ра­бот­ни­ках здра­во­охра­не­ния, по тол­ко­ва­нию за­ко­но­дательных тек­стов, по меж­ре­ли­ги­оз­но­му диа­ло­гу, по куль­ту­ре и др.].

По­ми­мо кон­гре­га­ций и со­ве­тов ор­га­на­ми цер­ков­но­го управ­ле­ния яв­ля­ют­ся три­бу­на­лы, сек­ре­та­риа­ты, ко­мис­сии и т. д. В чис­ло три­бу­на­лов вхо­дят Апо­столь­ский цер­ков­ный суд, Вер­хов­ный суд апо­столь­ской сиг­на­ту­ры (выс­шая су­деб­ная ин­стан­ция Рим­ско-ка­то­лической церк­ви) и Ро­та Ро­ма­на (Rota Romana) (выс­шая апел­ляционная ин­стан­ция). Эти су­деб­ные ор­га­ны раз­ме­ща­ют­ся на тер­ри­то­рии Ри­ма. Для управ­ле­ния де­ла­ми Церк­ви на тер­ри­то­рии Римской епар­хии су­ще­ст­ву­ет Римский ви­ка­ри­ат под руководством ге­не­раль­но­го ви­ка­рия па­пы Рим­ско­го. В его юрис­дик­цию не вхо­дит ба­зи­ли­ка Святого Пет­ра и другие зда­ния, как пре­ду­смот­ре­но за­ко­ном.

Население. Гражданство

По­ми­мо лиц, по­сто­ян­но про­жи­ваю­щих в В., на его тер­ри­то­рии ра­бо­та­ют ок. 3 тыс. чел., ко­торые про­жи­ва­ют в Ри­ме и его при­го­родах.

Гра­ж­дан­ст­во В. ос­но­ва­но на прин­ци­пе по­сто­ян­но­го про­жи­ва­ния на его тер­ри­то­рии. Гра­ж­да­на­ми В., кро­ме па­пы Рим­ско­го, яв­ля­ют­ся кар­ди­на­лы, нун­ции и про­чие слу­жа­щие в Апо­столь­ских нун­циа­ту­рах (в пе­ри­од их ди­пло­ма­тических мис­сий), швейцарские гвар­дей­цы (во вре­мя их служ­бы в В.), гу­бер­на­тор г. Ва­ти­кан, пре­тор три­бу­на­ла г. Ва­ти­кан, слу­жа­щие, ве­даю­щие за­пи­сью ак­тов гражданского со­стоя­ния, лич­ные по­мощ­ни­ки па­пы Рим­ско­го, вклю­чая чле­нов их се­мей, а так­же ли­ца, по­лу­чив­шие лич­ное раз­ре­ше­ние па­пы Рим­ско­го на про­жи­ва­ние в Ватикане.

Гра­ж­дан­ст­во В. со­вмес­ти­мо с уже имею­щим­ся национальным гра­ж­дан­ст­вом. Де­ти гра­ж­дан В. итальянского про­ис­хо­ж­де­ния так­же ста­но­вят­ся итальянскими гра­ж­да­на­ми по дос­ти­же­нии 18-лет­не­го воз­рас­та. Гра­ж­да­не В., ме­няю­щие ме­сто жи­тель­ст­ва и по­се­ляю­щие­ся за пре­де­ла­ми В., те­ря­ют ва­ти­кан­ское гра­ж­дан­ст­во (ис­клю­че­ние сде­ла­но для кар­ди­на­лов ку­рии, ко­то­рые со­хра­ня­ют гра­ж­дан­ст­во В., да­же ес­ли про­жива­ют за его пре­де­ла­ми, – как пра­ви­ло, в Ри­ме).

Исторический очерк

Ватикан до середины 20 в.

Государство Ватикан возникло 11.2.1929 как правопреемник существовавшего на Апеннинском полуострове с 756 Папского государства (см. Папская область). В 19 в. в ходе объединения Италии (см. Рисорджименто) Папское государство лишилось значительной части своих земель. С 1849 светская власть папы в Риме и области Лацио поддерживалась французскими войсками, введёнными туда для подавления революционного движения. После их эвакуации 20.9.1870 Папская область по итогам референдума, проведённого 2.10.1870, была присоединена к Итальянскому королевству, а папа лишён права осуществлять светскую власть.

В знак протеста против этих решений папа Пий IX (годы понтификата 1846–78) объявил себя «ватиканским узником» и до конца жизни не покидал Ватиканский дворец. Пытаясь урегулировать конфликт с папством, 13.5.1871 итальянское правительство приняло т. н. Закон о гарантиях, по которому в одностороннем порядке признало личную неприкосновенность, суверенитет и монаршее достоинство папы, его право осуществлять духовную власть, поддерживать дипломатические отношения с любыми государствами и обязалось оказывать ему подобающие сану почести. Согласно закону, в пользовании папы оставался комплекс зданий в Риме (базилика Святого Петра; Ватиканский и Латеранский дворцы, см. Латеран), загородный дворец Кастель-Гандольфо и др. Папе предоставлялась ежегодная рента. Итальянское правительство сохраняло за собой контроль над распоряжением церковным имуществом и замещением церковных должностей. Пий IX не признал Закон о гарантиях. В мае 1871 он опубликовал энциклику «Ubi nos», в которой объявил этот закон недостаточным для «свободного осуществления власти, данной римскому первосвященнику Богом, и для сохранения необходимой свободы Церкви», а в 1874 официально подтвердил принятый Святым Престолом политический курс «non expedit»: запретил католикам принимать участие в выборах и занимать выборные должности в органах власти Итальянского королевства.

Конфликт между папой Римским и итальянскими властями разворачивался на фоне активного наступления на позиции католической Церкви в целом ряде европейских и латиноамериканских стран. В частности, в Германии в 1870-х гг. в ходе «культуркампфа» правительство О. фон Бисмарка изгнало иезуитов, ввело институт гражданского брака, ограничило влияние Церкви на систему образования. Недовольный такой политикой Святой Престол прервал отношения с Германией.

Международные позиции папства начали укрепляться с кон. 19 в., в период понтификата Льва XIII (1878–1903). В 1888 восстановлены отношения с Германией, в 1894 – с Россией (были разорваны с 1866), развивались связи с Великобританией, Испанией, Швейцарией. Однако отношения Святого Престола с итальянским государством оставались по-прежнему сложными. Консолидация и усиление последнего не позволяли папе надеяться на восстановление своих прав и привилегий в прежнем объёме. Попытка добиться урегулирования «римского вопроса», предпринятая в 1887, успеха Святому Престолу не принесла.

В годы понтификата Льва XIII проявилось стремление папства подчеркнуть роль социального учения Церкви в условиях Нового времени. В 1891 была опубликована энциклика «Rerum novarum», содержавшая призыв к решению рабочего вопроса с позиций христианского вероучения. Эта энциклика положила начало созданию католических рабочих организаций, профсоюзов и обществ. Хотя Лев XIII формально не отступил от политики «non expedit», он призвал католиков к активному участию в общественных делах.

Смягчение позиции Святого Престола в отношении итальянского государства произошло в годы понтификата Пия Х (1903–14). В 1904 папа предоставил епископам право самостоятельно решать вопрос о том, следует ли католикам участвовать в выборах, и содействовал созданию ряда общеитальянских католических организаций. Святой Престол поддержал итальянское правительство во время итало-турецкой войны 1911–12. Однако его отношения с некоторыми другими государствами в этот период заметно осложнились. В 1904 Пий Х отозвал своего дипломатического представителя из Парижа, а в 1905 во Франции был принят закон об отделении Церкви от государства. Возросла напряжённость в отношениях папы с Португалией, Россией и Мексикой.

Преемник Пия Х Бенедикт XV (1914–22) в годы 1-й мировой войны выступил с планом мирного урегулирования конфликта между державами, что способствовало росту международного авторитета папства. Бенедикт XV предпринял шаги по урегулированию отношений с итальянским государством: снял с глав католических государств запрет на визиты к королю Италии, 12.11.1919 официально отказался от политики «non expedit», одобрив создание Итальянской народной партии. Он вступил в переговоры с итальянским правительством по «римскому вопросу», которые, однако, завершились безрезультатно.

Архив «Православной энциклопедии» Б. Муссолини и кардинал – государственный секретарь П. Гаспарри подписывают Латеранские соглашения. 1929.

Начало понтификата нового папы – Пия XI (1922–39) совпало с приходом к власти Б. Муссолини и созданием в Италии фашистского государства. Между папством и итальянским правительством возник дополнительный комплекс противоречий, порождённых главным образом политикой новой власти в вопросах образования и воспитания, а также её отношением к светским католическим организациям. Постепенно эти противоречия были преодолены. В 1926 Святой Престол и правительство Муссолини начали предварительные консультации об урегулировании двусторонних отношений, а в 1928 вступили в официальные переговоры, которые завершились заключением Латеранских соглашений 1929. Италия признала Ватикан суверенным, независимым, нейтральным государством под властью папы, самостоятельным также в отношениях с религиозными организациями и обществами на территории Италии. 1-я статья соглашений, ссылаясь на статут Сардинского королевства (1848), провозглашала католицизм единственной религией государства. Ватикан, в свою очередь, признал итальянское государство под властью Савойской династии со столицей в Риме. Закон о гарантиях был отменён. Стороны установили дипломатические отношения на уровне послов. Были определены границы государства Ватикан, утверждён перечень зданий вне Ватикана, получивших статус экстерриториальности, и зданий, освобождённых от налогообложения без предоставления такого статуса. Подписана конвенция по финансовым вопросам и документы, определявшие положение Римско-католической церкви в Италии, её права, привилегии и т. д. Основываясь на Латеранских соглашениях, Пий XI 7.6.1929 провозгласил Конституцию государства Ватикан (в 1947 Латеранские соглашения были включены в Конституцию Италии в качестве её составной части).

В 1931, в условиях мирового экономического кризиса и обострения внутриполитической обстановки в странах Запада, Пий XI выступил с энцикликой «Quadrogesimo anno», содержавшей развёрнутую программу католической Церкви по социальным вопросам. Накануне 2-й мировой войны Пий XI, а в годы войны его преемник Пий XII (1939–58) осудили идеологии нацизма и коммунизма, прежде всего в энцикликах «Mit brennender Sorge» (против нацизма) и «Divini Redemptoris» (против коммунизма), опубликованных 14 и 19 марта 1937. По окончании войны активность Святого Престола на международной арене значительно возросла. Пий XII поддержал военно-политическую и экономическую интеграцию стран Запада, осудил социалистические преобразования в странах Восточной Европы, в июле 1952 выступил с «Апостолическим посланием народам России».

Ватикан во 2-й половине – 20 начале 21 в.

Позиция Святого Престола по широкому кругу международных и социальных проблем претерпела серьёзные изменения в период понтификатов Иоанна XXIII (1958–63) и Павла VI (1963–78). Военно-политическое противостояние двух блоков, чреватое угрозой возникновения ядерной войны, распад колониальной системы, обострение внутренних проблем западного общества потребовали от папства выработки новых подходов к решению актуальных вопросов. В 1961 Иоанн XXIII выступил с энцикликой «Mater et Magistra», ориентировавшей правительства западных государств на проведение внутренних реформ. В 1963 он опубликовал энциклику «Pacem in Terris», в которой призвал к решению спорных международных вопросов путём переговоров, без применения насилия. Большое влияние на внешнюю и внутреннюю политику Святого Престола оказал Ватиканский II собор, решения которого серьёзно изменили позицию Церкви по вопросам экуменизма и отношений с государственной властью. В 1960-х гг. Святой Престол подписал соглашения о нормализации отношений с рядом стран Восточной Европы и Кубой. В практику вошёл обмен посланиями и личные встречи папы с руководителями социалистических государств. В 1971 Ватикан присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия, в 1975 принял участие в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе, инициировал включение в его итоговый документ обязательства всех государств-участников уважать свободу совести и религиозный выбор каждого человека.

В понтификат Иоанна Павла II (1978–2005) изменились также отношения Святого Престола с Итальянской Республикой. В 1984 Латеранские соглашения были пересмотрены сторонами. В результате была отменена 1-я статья, согласно которой католицизм является единственной государственной религией. Были отменены также многие положения из прилагавшихся к соглашениям финансовой конвенции и конкордата. Было отменено и положение, согласно которому только католическая Церковь может рассчитывать на финансирование со стороны государства. Также исключены статьи о признании государством дворянских титулов, даруемых Святым Престолом. В свою очередь Святой Престол освободился от необходимости даровать церковные должности по просьбе государства.

Также Иоанн Павел II приветствовал демократические преобразования в странах Восточной Европы, начавшиеся в 1980-х гг. В 1989 состоялась его встреча с президентом СССР М. С. Горбачёвым. В 1990 между СССР и Ватиканом были установлены дипломатические отношения. В последующие годы развивались личные контакты между Иоанном Павлом II и президентами РФ Б. Н. Ельциным и В. В. Путиным. Неоднократно обсуждался вопрос о визите папы Римского в Россию, однако его решение было отложено ввиду неполной урегулированности отношений между Святым Престолом и Русской православной церковью.

Иоанн Павел II резко осудил как международный терроризм, так и использование государствами военно-силовых методов для достижения своих внешнеполитических целей (бомбардировки войсками НАТО Югославии в 1999, вторжение США в Ирак в 2003 и др.).

Папа Бенедикт XVI.

После кончины папы Иоанна Павла II (2.4.2005) главой Римско-католической церкви 19.4.2005 был избран кардинал Йозеф Ратцингер – Бенедикт XVI, интронизация которого состоялась 24.4.2005. Известный богослов традиционного толка, он издал ряд энциклик, разъясняющих смысл основных христианских добродетелей («Deus caritas est» – «Бог есть любовь», «Spe salvi» – «Спасены в надежде», «Caritas in veritate» – «Любовь во истине»). В течение его понтификата (19.4.2005 – 28.2.2013) были установлены полные дипломатические отношения Святого Престола с Российской Федерацией и основана Апостольская нунциатура в Москве (бреве «Cum inter Apostolicam» 9.12.2009). 11.2.2013 на заседании консистории Бенедикт XVI объявил о своём отречении от престола, которое произошло 28.2.2013. Он стал первым папой, отрёкшимся от престола с 1415, и первым, получившим после отречения титул «римский понтифик на покое» (Pontifex emeritus). Своё отречение Бенедикт XVI объяснил преклонным возрастом и ухудшающимся здоровьем. 13.3.2013 новым папой был избран кардинал Хорхе Марио Бергольо, принявший имя Франциск. Интронизация состоялась 19.3.2013. Папа Франциск в своих публичных выступлениях уделяет большое внимание вопросам социального неравенства, бедности и другим социально-экономическим проблемам современного общества.

Отношения России и Святого Престола

Первые контакты пап Римских с Древнерусским государством относятся к 10 в. (см. в томе «Россия» в разделе «Религия»), регулярный характер приобрели в 18 в. Постоянные дипломатические отношения между Российской империей и Святым Престолом установлены в 1816, прерваны в 1866, официально восстановлены в 1894, прекратились после Октябрьской революции 1917. Переговоры об установлении дипломатических отношений между СССР и Святым Престолом шли с 1960-х гг., официально они были установлены в январе – марте 1990. В 2009 дипломатические отношения России и Святого Престола повышены до полномасштабного уровня (образованы посольство Российской Федерации в В. и апостольская нунциатура в России). 

Важной составляющей двустороннего политического диалога являются встречи на высшем уровне. С папой Римским Иоанном Павлом II встречались в В. руководители СССР и России: М. С. Горбачёв (1989), Б. Н. Ельцин (1991 и 1998), В. В. Путин (2000 и 2003). С папой Римским Бенедиктом ХVI – В. В. Путин (2007) и Д. А. Медведев (2009 и 2011), с папой Римским Франциском – В. В. Путин (2013). Активно развивается сотрудничество в области науки и образования, культуры, здравоохранения.

Хозяйство

Собственной промышленности (за исключением полиграфической) у В. нет. Всё необходимое для жизнеобеспечения В. (включая продовольствие, воду, газ) импортируется. В. имеет свою электростанцию, центральное отопление и автономную телефонную сеть, а также располагает собственной почтовой системой и телеграфной службой.

Доходы В. складываются главным образом из пожертвований католиков, проживающих в различных странах мира, поступлений от туризма (в т. ч. продажи сувенирной продукции, почтовых марок, оплаты музейных экскурсий и др.), реализации печатной продукции, а также отчислений от арендной платы за земли, принадлежащие Римско-католической церкви в других странах. На территории В. не взимается подоходный налог и отсутствуют ограничения на ввоз и вывоз валюты. Капиталы В. вложены в промышленность Италии и других стран. Центральный банк В. (основан в 1887, реорганизован в 1989) участвует в международных финансовых операциях. Бюджет В. утверждается папой Римским.

В. имеет железнодорожную ветку (длина 0,86 км), соединённую с итальянской государственной железной дорогой, и пользуется автомобильным и вертолётным сообщением с территорией Италии. В. может осуществлять морскую навигацию под своим флагом, но на 2016 не имел ни одного морского судна.

Вооружённые силы

Швейцарская гвардия.

Воо­ру­жён­ные си­лы В. со­став­ля­ет швейцарская гвар­дия (110 чел., 2005), имею­щая лёг­кое стрел­ко­вое воо­ру­же­ние. За­да­чи гвар­дии – обес­пе­че­ние безо­пас­но­сти па­пы, ох­ра­на Пап­ско­го двор­ца и вхо­дов на тер­ри­то­рию В. Ох­ра­ну об­щественного по­ряд­ка на пло­ща­ди Святого Пет­ра осу­ще­ст­в­ля­ет итальянская по­ли­ция.

Образование. Учреждения науки и культуры

Выс­шие учеб­ные за­ве­де­ния В.: Гри­го­ри­ан­ский университет (ведёт историю с 1551, статус университета с 1556), Ур­ба­ни­ан­ский университет (1627), Ла­те­ран­ский университет (1773), Са­ле­зи­ан­ский университет (1940; ста­тус университета с 1973), Пап­ский университет Святого Фо­мы Ак­вин­ско­го (ос­но­ван в 1580 как кол­ледж, с 1909 университет), Пап­ский университет Святого Кре­ста, Пап­ский биб­лей­ский институт, Пап­ский восточный институт, Пап­ский институт ара­би­сти­ки и ис­ла­мо­ве­де­ния, Пон­ти­фи­каль­ный институт цер­ков­ной му­зы­ки с хо­ро­вой шко­лой (Schola Gregoriana) и др.

Ста­рей­шей по­сле Боль­шой пап­ской ака­де­мии изящ­ных ис­кусств и ли­те­ра­ту­ры вир­туо­зов при Пан­те­о­не (ос­но­ва­на в 1542) яв­ля­ет­ся Пап­ская АН (1603), ко­то­рая при­зва­на со­дей­ст­во­вать раз­ви­тию ма­те­ма­тических, фи­зических и ес­тественных на­ук. Её чле­на­ми яв­ля­ют­ся учё­ные раз­ных стран ми­ра, вы­би­рае­мые лич­но па­пой. Кро­ме того, дей­ст­ву­ют Пап­ская бо­го­слов­ская ака­де­мия (1695), Цер­ков­ная ака­де­мия (1701), Ака­де­мия римских древностей (1740), Ака­де­мия ка­то­лической ре­ли­гии (1801), Пап­ская римская ака­де­мия ар­хео­ло­гии (1810), Римская ака­де­мия Святого Фо­мы Ак­вин­ско­го и ка­то­лической ре­ли­гии (1879), Ака­де­мия Пре­свя­той Де­вы Ма­рии (1946), Ака­де­мия со­ци­аль­ных на­ук (1991), Ака­де­мия в за­щи­ту жиз­ни (1994) и др.

В Пап­ском двор­це – Биб­лио­те­ка Ва­ти­ка­на (офи­ци­аль­но ос­но­ва­на в 1475). При ней дей­ст­ву­ет Ну­миз­ма­ти­че­ский ка­би­нет, в ко­то­ром хра­нит­ся св. 300 тыс. мо­нет и ме­да­лей. Во двор­це рас­по­ло­же­ны так­же Ва­ти­кан­ские му­зеи.

Ар­хив В. (офи­ци­аль­но ос­но­ван ок. 1610) со­дер­жит до­ку­мен­ты Государственного сек­ре­та­риа­та, Римской ку­рии, Со­бо­ров, ре­лигиозных ор­де­нов, отдельных се­мей и др., на­чи­ная с пон­ти­фи­ка­та Ин­но­кен­тия III (1198–1216). На ба­зе ар­хи­ва дей­ст­ву­ет Ва­ти­кан­ская шко­ла па­леогра­фии, ди­пло­ма­ти­ки и ар­хи­во­ве­дения (1884).

Об­сер­ва­то­рия В. – од­на из са­мых ста­рых в Ев­ро­пе. С 16 в. она рас­по­ла­га­лась на тер­ри­то­рии современного В. в т. н. Баш­не вет­ров, в 1939 пе­ре­не­се­на в за­го­род­ную ре­зи­ден­цию па­пы – Кас­тель-Ган­доль­фо. В 1993 фи­ли­ал об­сер­ва­то­рии В. был от­крыт в США (Ту­сон, штат Ари­зо­на).

Средства массовой информации

Ежедневная газета В. – «Оссерваторе Романо» («L’Osservatore Romano», основана в 1861) на итальянском языке с воскресным приложением «L’Osservatore della Domenica» и еженедельными выпусками на французском, английском, испанском, португальском, немецком и малаялам языках, а также ежемесячным дайджестом на польском языке. Также издаются ежегодные справочники «Annuario Pontificio» и «L'Attività della Santa Sede», бюллетень В. «Acta Apostolicae Sedis» (основан в 1908), журнал ордена иезуитов «Чивильта каттолика» («Civiltà cattolica»). Святой Престол располагает пресс-центром (с 1966; официальное название – Зал печати) и издательским центром «Tipografia Poliglotta Vaticana». Действуют Информационная служба В. (Vatican Information Service; создана в 1991), информационное агентство «Agenzia Fides» (основано в 1927; в составе Конгрегации евангелизации народов Римской курии), новостной Интернет-портал «Ватикан сегодня» (с 2011; http://www.news.va). В июне 2015 motu proprio папы Франциска в Римской курии создан Секретариат по коммуникациям (итал. Segreteria per la Comunicazione), призванный координировать деятельность всех СМИ В. и Святого Престола.

В 1931 на территории Ватикана была создана радиостанция. В 1957 был открыт новый радиоцентр Ватикана, который находится в 18 км от Рима и ведёт передачи на 34 языках. Телецентр Ватикана (создан в 1983 как независимое учреждение) ведёт прямые трансляции, выпускает информационные программы и документальные фильмы.

Официальные интернет-ресурсы: http://www.vatican.va (официальный сайт Святого Престола), http://www.vaticanstate.va (официальный сайт административных органов Государства-Города Ватикан).

Архитектура и изобразительное искусство

Ар­хи­тек­тур­ный ком­плекс В. вклю­ча­ет па­мят­ни­ки цер­ков­но­го, двор­цо­во­го и кре­по­ст­но­го зод­че­ст­ва и про­из­ве­де­ния са­до­во-пар­ко­во­го искусства, к соз­да­нию ко­то­рых при­вле­ка­лись круп­ней­шие ар­хи­тек­то­ры сво­его вре­ме­ни (Д. Бра­ман­те, Дж. да Сан­гал­ло, Ра­фа­эль, Б. Пе­руц­ци, А. да Сан­гал­ло Млад­ший, Ми­ке­лан­дже­ло, Дж. да Винь­о­ла, Дж. дел­ла Пор­та, Дж. Л. Бер­ни­ни, К. Ма­дер­на и др.). На тер­ри­то­рии го­ро­да рас­по­ло­же­ны зда­ния, яв­ляю­щие­ся все­мир­но из­вест­ны­ми па­мят­ни­ка­ми ар­хи­тек­ту­ры.

Собор Святого Петра.
Микеланджело. «Пьета». Мрамор. 1497–1501. Собор Святого Петра.

Цен­тром ан­самб­ля В. и главной его дос­то­при­ме­ча­тель­но­стью яв­ля­ет­ся Святого Пет­ра собор – круп­ней­ший ка­то­лический храм ми­ра (1506–1614, на мес­те ба­зи­ли­ки 324–349); в крип­те со­бо­ра – ран­не­хри­сти­ан­ский нек­ро­поль, ча­сов­ня над ме­стом по­гре­бе­ния святого Пет­ра и за­хо­ро­не­ния римских пап. В од­ной из ка­пелл со­бо­ра на­хо­дит­ся мра­мор­ная ста­туя Ми­ке­ланд­же­ло «Пье­та» («Оп­ла­ки­ва­ние Хри­ста»). Фа­са­дом со­бор вы­хо­дит на оваль­ную площадь Святого Пет­ра, об­рам­лён­ную ко­лон­на­да­ми (1657–67, архитектор Дж. Л. Бер­ни­ни; в цен­тре – древнеегипетский обе­лиск, ус­та­нов­лен в 1586; ко­лон­на­ды вклю­ча­ют 284 ко­лон­ны и 140 ста­туй). Пло­щадь Святого Пет­ра слу­жит тор­жественным вхо­дом на тер­ри­то­рию В.

С юга к со­бо­ру при­мы­ка­ет сак­ри­стия (на­ча­ло строи­тель­ст­ва – 1776, архитектор К. Мар­кь­он­ни), к се­ве­ру от не­го рас­по­ло­жен об­шир­ный двор­цо­вый ком­плекс (вос­хо­дит к 5 в., основное строи­тель­ст­во – 15–16 вв.; об­щая площадь ок. 55 тыс. м2) – па­рад­ные за­лы, ка­пел­лы и лод­жии, в ко­то­рых рас­по­ло­же­ны му­зеи, га­ле­реи и отдельные про­из­ве­де­ния искусства. По­ми­мо лич­ных по­ко­ев пон­ти­фи­ка (19 ком­нат на 4-м эта­же), во двор­це на­хо­дят­ся ка­пел­ла Ник­ко­ли­на (Ни­ко­лая V; 1440-е гг., фре­ски Фра Анд­же­ли­ко и Б. Гоц­цо­ли), Сик­стин­ская ка­пел­ла (1473–81, архитектор Дж. де Доль­чи; рос­пи­си ис­пол­не­ны круп­ней­ши­ми итальянскими ху­дож­ни­ка­ми – П. Пе­руд­жи­но, Пин­ту­рик­кьо, К. Рос­сел­ли, Пье­ро ди Ко­зи­мо, С. Бот­ти­чел­ли, Д. Гир­лан­дайо, Л. Синь­о­рел­ли и Ми­кел­анд­же­ло) и ка­пел­ла Пао­ли­на (Пав­ла III; 1540, архитектор А. да Сан­гал­ло Млад­ший, фре­ски Ми­ке­ланд­же­ло, 1542–50); Апар­та­мен­ты Борд­жиа (1492–94, рос­пи­си Пин­ту­рик­кьо) с при­мы­каю­щи­ми к ним ра­бо­чи­ми апар­та­мен­та­ми па­пы – Стан­ца­ми Ра­фа­эля (рос­пи­си Ра­фа­эля и его уче­ни­ков, 1508–24). В 1503–45 по про­ек­ту Д. Бра­ман­те по­строе­на основная часть двор­ца с дво­ром Сан-Да­ма­зо, ок­ру­жён­ным Лод­жия­ми Ра­фа­эля (1508–19; рос­пи­си Ра­фа­эля и его уче­ни­ков, 1517–19, 1560–64). Два про­тя­жён­ных кор­пу­са (ар­хи­тек­то­ры Бра­ман­те и П. Ли­го­рио; ны­не Биб­лио­те­ка Ва­ти­ка­на) со­еди­ня­ют дво­рец с вил­лой Бель­ве­дер (1485–1487; пе­ре­ст­рое­на в 16–18 вв.; ны­не вхо­дит в Ва­ти­кан­ские му­зеи; вин­товая ле­ст­ни­ца, 1511–64, Бра­ман­те, Ли­го­рио), в ко­то­рой на­хо­дит­ся Му­зей Пио-Кле­мен­ти­но, га­ле­рея ста­туй, ка­би­нет па­пи­ру­сов, Ну­миз­ма­тиче­ский ка­би­нет. Эти кор­пу­са об­рам­ля­ют двор Бель­ве­де­ра. В 1587–90 двор раз­де­лён кор­пу­сом Тай­но­го ар­хи­ва и главного чи­таль­но­го за­ла биб­лио­теки с об­ра­зо­ва­ни­ем дво­ри­ка дел­ла-Пи­нья (ни­ша Бель­ве­де­ра на­ча­та архитектором Бра­ман­те, за­вер­ше­на по­лу­ку­по­ломархитектором Ли­го­рио, 1562–65; брон­зо­вая шиш­ка 1–2 вв. н. э. ус­та­нов­ле­на в 1608). В 1563–95 к Лод­жи­ям Ра­фа­эля при­строе­ны апар­та­мен­ты Сик­ста V (ар­хи­тек­то­ры Ли­го­рио, М. Лон­ги Стар­ший, О. Мас­ке­ри­но, Д. Фон­та­на, Т. Лан­ди­ни). Па­рад­ным вхо­дом во дво­рец слу­жит Ко­ро­лев­ская ле­ст­ни­ца (т. н. Ска­ла-Ред­жа, 1663–66, архитектор Дж. Л. Бер­ни­ни), за ко­то­рой рас­по­ло­жен т. н. Ко­ро­лев­ский зал (1538–73, архитектор А. да Сан­гал­ло Млад­ший; рос­пи­си Дж. Ва­за­ри, Т. и Ф. Цук­ка­ри, О. Са­мак­ки­ни, Дж. Саль­виа­ти, Дж. Сик­кио­лан­те и др., 1573).

Сады Ватикана.

В западной час­ти В. – са­ды, ос­тат­ки сте­ны Льва IV (сер. 9 в.), вил­ла па­пы Пия IV (1561, архитектор П. Ли­го­рио), Баш­ня вет­ров (1578–80; до 1939 зда­ние Ва­ти­кан­ской об­сер­ва­то­рии), ба­роч­ные фон­та­ны Ак­ви­лон и Та­инств (17 в., архитектор Я. ван Сан­тен), зда­ния Ва­ти­кан­ской пи­на­ко­те­ки (1929–32, архитектор Л. Бел­тра­ми), Пап­ской АН, Эфи­оп­ской кол­ле­гии, Двор­ца гу­бер­на­то­ра. Внут­ри стен 16–17 вв. рас­по­ло­же­ны так­же церк­ви Па­лом­ни­ков (9–17 вв., рос­пи­си нач. 9 в.), Святой Ан­ны (1572, архитектор Дж. да Винь­о­ла), Сан­то-Сте­фа­но-де­льи-Абис­си­ни, Сан-Саль­ва­то­ре-ин-Тер­рио­не, мо­за­ич­ная мас­тер­ская (ос­но­ва­на в 1727), Дво­рец су­дов Ва­ти­ка­на, зда­ние Кон­гре­га­ции по делам ве­ро­уче­ния, зал ау­ди­ен­ций Пав­ла VI (1971), те­ле­граф­ные, те­ле­фон­ные и поч­то­вые служ­бы, железнодорожный во­кзал, ра­дио- и те­ле­центр, пресс-центр, ти­по­гра­фия и гос­ти­ни­ца (Дом Святой Мар­фы).

Свя­то­му Пре­сто­лу при­над­ле­жат на пра­вах экс­тер­ри­то­ри­аль­но­сти ба­зи­ли­ки Сан­та-Ма­рия-Мад­жо­ре, Сан-Пао­ло-фуо­ри-ле-Му­ра (с мо­на­сты­рём), Сан-Джо­ван­ни-ин-Ла­те­ра­но с Ла­те­ран­ским двор­цом (16 в.), дво­рец (па­лац­цо) Кан­чел­ле­рия (1485–1513, ар­хи­тек­то­ры А. Бре­ньо, Д. Бра­ман­те), Дво­рец Кон­гре­га­ции по рас­про­стра­не­нию ве­ры (1642–67, ар­хи­тек­то­ры Ф. Бор­ро­ми­ни и Дж. Л. Бер­ни­ни) в Ри­ме, лет­няя ре­зи­ден­ция па­пы в Кас­тель-Ган­доль­фо (17 в.) и другие зда­ния и зем­ли в Ри­ме и Ита­лии.

В. яв­ля­ет­ся го­ро­дом-му­зе­ем. Ан­самбль В. и зда­ния, при­над­ле­жа­щие Святому Пре­сто­лу в Ри­ме, вклю­че­ны в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Лит.: Vaticano / A cura di G. Fallani, M. Es­cobar. Firenze, 1946; Gessi L. La Città del Vaticano. Roma, 1950; Ко­валь­ский Н. А. Ка­то­ли­цизм и ди­пло­ма­тия. М., 1969; Bonaven­tura M. A. La Città del Vaticano. Roma, 1971; Мад­жи­стер С. По­ли­ти­ка Ва­ти­ка­на и Ита­лия: 1943–1978. М., 1982; Codex iuris canoni­ci. [Città del Vaticano], 1983; Кра­си­ков А. А. Ва­ти­кан: ис­то­рия и со­вре­мен­ность. М., 1991; Papafava F. Va­tican. Monumenti, musei e gal­lerie pontifi­cie. [Roma], 1993; Mondo Vaticano: Passato e presente. Vaticano, 1995; Reese T. J. Inside the Vatican: the politics and organiza­tion of the Catholic Church. Camb. (Mass.); L., 1996; Pietrangeli C. Paintings in the Vati­can. L., 1996; Зо­но­ва Т. В. Ди­пло­ма­тия Ва­ти­ка­на в кон­тек­сте эво­лю­ции ев­ро­пей­ской по­ли­ти­че­ской сис­те­мы. М., 2000; Ва­ти­кан. М., 2001; Ис­то­рия Ва­ти­ка­на: власть и Рим­ская ку­рия. М., 2002; Гри­гу­ле­вич И. Р. Пап­ст­во. Век ХХ. 3-е изд. М., 2003; Lace W. W. The Vatican. San Diego, 2004.

  • ВАТИКА́Н го­род-го­су­дар­ст­во в пре­де­лах сто­ли­цы Ита­лии – Ри­ма, ре­зи­ден­ция гла­вы Рим­ско-ка­то­лической церк­ви – па­пы Рим­ско­го, ме­сто­на­хо­ж­де­ние ор­га­нов цер­ков­но­го управ­ле­ния (2006)
Вернуться к началу