Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЛУ́ТОС

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 457

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Стрелков
Эйрена с младенцем Плутосом на руках. Скульптор Кефисодот Старший. Ок. 374 до н. э. Римская копия. Глиптотека (Мюнхен).

ПЛУ́ТОС (Πλοῦτος), в греч. ми­фо­ло­гии пер­во­на­чаль­но пер­со­ни­фи­ка­ция бо­гат­ст­ва, позд­нее – бог изо­би­лия и пло­до­род­ных сил зем­ли. Ро­ж­дён бо­ги­ней зем­ле­де­лия и пло­до­ро­дия Де­мет­рой, всту­пив­шей в лю­бов­ную связь с ге­ро­ем Иа­сио­ном (по вер­сии Ге­сио­да, на о. Крит, по мне­нию Дио­до­ра Си­ци­лий­ско­го, на о. Са­мо­фра­кия). Со­глас­но Го­ме­ру и Апол­ло­до­ру, Зевс, уз­нав о свя­зи Иа­сио­на с Де­мет­рой, по­ра­зил его мол­ни­ей. Вос­пи­та­те­ля­ми П. бы­ли бо­ги­ня уда­чи и сча­ст­ли­во­го слу­чая Ти­хе и бо­ги­ня ми­ра Эй­ре­на. В го­ме­ров­ском гим­не «К Де­мет­ре» го­во­рит­ся, что Де­мет­ра и её дочь Ко­ра (Пер­се­фо­на) по­сы­ла­ют П. к удо­сто­ив­шим­ся их люб­ви смерт­ным, что­бы на­де­лить их до­стат­ком. У Ге­сио­да П., ше­ст­вуя по зем­ле, на­гра­ж­да­ет бо­гат­ст­вом лю­бо­го, кто смог удер­жать его в сво­их ру­ках. Обыч­но П. изо­бра­жал­ся на ру­ках у Эй­ре­ны или Ти­хе в ви­де мла­ден­ца, дер­жа­ще­го рог изо­би­лия. В ко­ме­дии Ари­сто­фа­на «Плу­тос» бо­же­ст­во пред­ста­ёт в об­ра­зе сле­по­го ста­ри­ка, раз­даю­ще­го бо­гат­ст­во; ис­це­лён­ный Аск­ле­пи­ем, он на­де­ля­ет бо­гат­ст­вом бед­ня­ков, от­ни­мая его у бо­га­тых. П. яв­ля­ет­ся од­ним из пер­со­на­жей со­чи­не­ния Лу­киа­на «Ти­мон, или Ми­зан­троп» (П. обе­ща­ет Ти­мо­ну по­слать ему «со­кро­ви­ще зо­ло­та», на­хо­дя­щее­ся в зем­ле, – клад). У Лу­киа­на П. пред­став­ля­ет­ся жду­щим его лю­дям сле­пым и хро­мым на обе но­ги, он час­то до­би­ра­ет­ся до че­ло­ве­ка, ко­гда тот уже стал ста­ри­ком. Лу­ки­ан ут­вер­жда­ет, что вме­сте с П. в до­ма лю­дей не­за­мет­но про­кра­ды­ва­ют­ся Са­мо­мне­ние, Не­ве­же­ст­во, Чван­ст­во, Рас­пу­щен­ность, Об­ман и др. по­ро­ки. В Сред­не­ве­ко­вье об­раз П. пре­тер­пел зна­чит. из­ме­не­ние. В «Бо­же­ст­вен­ной ко­ме­дии» Дан­те П. – де­мон-хра­ни­тель чет­вёр­то­го кру­га ада, в ко­то­ром тер­пят му­ки рас­то­чи­те­ли и скуп­цы. В «По­хва­ле Глу­по­сти» Эраз­ма Рот­тер­дам­ско­го П. – вер­хов­ный бог.

Лит.: Апол­ло­дор. Ми­фо­ло­ги­че­ская биб­лио­те­ка. М., 1993; Го­мер. Одис­сея. М., 2000; Ари­сто­фан. Ко­ме­дии: Фраг­мен­ты. М., 2000; Ге­си­од. Пол­ное со­б­ра­ние тек­стов. М., 2001; Лу­ки­ан Са­мо­сат­ский. Со­чи­не­ния. СПб., 2001. Т. 2; Дио­дор Си­ци­лий­ский. Ис­то­ри­че­ская биб­лио­те­ка. Кн. IV–VII. Гре­че­ская ми­фо­ло­гия. СПб., 2005.

Вернуться к началу