Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЛУТА́РХ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 454

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Стрелков

ПЛУТА́РХ (Πλούταρχος) (ок. 46, Хе­ро­нея, Бе­о­тия – ок. 127 н. э., ме­сто смер­ти не­изв.), др.-греч. пи­са­тель и фи­ло­соф. Про­ис­хо­дил из со­стоя­тель­ной, но неро­до­ви­той се­мьи, по­лу­чил хо­ро­шее до­маш­нее об­ра­зо­ва­ние. За­вер­шил про­цесс обу­че­ния в Афи­нах под рук. фи­ло­со­фа-пла­то­ни­ка Ам­мо­ния. П. два­ж­ды бы­вал в Ри­ме (в кон. 70-х и в нач. 90-х гг.), где чи­тал пуб­лич­ные лек­ции, по­се­тил Алек­сан­д­рию, ве­ро­ят­но Ио­нию, хо­ро­шо знал мн. го­ро­да Бал­кан­ской Гре­ции. В Ри­ме П. за­вя­зал дру­же­ские от­но­ше­ния с дру­гом имп. Трая­на Квин­том Со­си­ем Се­не­цио­ном, про­кон­су­лом Азии в 83–84 Лу­ци­ем Ме­ст­ри­ем Фло­ром и др., но, по собств. при­зна­нию, чи­тать по-ла­ты­ни нау­чил­ся толь­ко на скло­не лет. Б. ч. сво­ей жиз­ни П. по­свя­тил об­ществ. и про­све­титель­ной дея­тель­но­сти в Хе­ро­нее (за­ни­мал не толь­ко поч. долж­ность ар­хон­та-эпо­ни­ма, но и бо­лее скром­ные ма­ги­ст­ра­ту­ры). В воз­рас­те ок. 50 лет П. стал жре­цом Апол­ло­на в Дель­фах и ста­рал­ся под­дер­жи­вать ав­то­ри­тет это­го зна­чи­тель­но­го в про­шлом ре­лиг. цен­тра Гре­ции. Был удо­сто­ен поч. афин­ско­го и рим. гра­ж­дан­ст­ва (в честь сво­его рим. дру­га при­нял ро­до­вое имя Ме­ст­рий).

Твор­че­ское на­сле­дие П. при­ня­то де­лить на две те­ма­тич. груп­пы. В пер­вую груп­пу вклю­ча­ют со­чи­не­ния, по­свя­щён­ные разл. фи­лос., ди­дак­тич., ис­то­ри­ко-ан­тик­вар­ным во­про­сам; эту груп­пу про­из­ве­де­ний П. обо­зна­ча­ют как «Нрав­ст­вен­ные со­чи­не­ния» или «Мо­ра­лии». Вто­рую груп­пу со­став­ля­ет цикл био­гра­фий зна­ме­ни­тых гре­ков и рим­лян. Свои фи­лос. по­зи­ции П. из­ло­жил в ра­бо­тах, по­свя­щён­ных тол­ко­ва­нию тру­дов Пла­то­на («О про­ис­хо­ж­де­нии ду­ши в "Ти­мее" Пла­то­на», «Пла­то­нов­ские во­про­сы» и др.), и кри­ти­ке взгля­дов эпи­ку­рей­цев и стои­ков («Хо­ро­шо ли из­ре­че­ние: "Жи­ви не­при­мет­но?"», «Про­тив Ко­ло­та», «О том, что да­же при­ят­ная жизнь не­воз­мож­на, ес­ли сле­до­вать Эпи­ку­ру», «О про­ти­во­ре­чи­ях у стои­ков»). Нрав­ст­вен­ным ас­пек­там в гос. де­лах по­свя­ще­ны ра­бо­ты «О мо­нар­хии, де­мо­кра­тии и оли­гар­хии», «На­став­ле­ния о го­су­дар­ст­вен­ных де­лах» и др. Роль слу­чая и судь­бы в жиз­ни отд. по­ли­тич. лич­но­сти и це­ло­го го­су­дар­ст­ва за­тра­ги­ва­лась П. в со­чи­не­ни­ях «Об уда­че и доб­ле­сти Алек­сан­д­ра Ве­ли­ко­го», «О сла­ве Алек­сан­д­ра», «Об уда­че рим­лян». Всю свою жизнь П. ак­тив­но за­щи­щал се­мей­ные цен­но­сти, суп­ру­же­скую лю­бовь; этой те­ме по­свя­ще­ны диа­лог «О люб­ви», по­пу­ляр­ные фи­лос. трак­та­ты «Брач­ные на­став­ле­ния», «О люб­ви к де­тям», «О брат­ской люб­ви», соч. «Уте­ше­ние к суп­ру­ге», на­пи­сан­ное в свя­зи со смер­тью до­че­ри. Во­про­сы лич­ной друж­бы рас­смат­ри­ва­лись им в трак­та­тах «О том, как от­ли­чить льсте­ца от дру­га», «О том, хо­ро­шо ли иметь мно­го дру­зей» и др. На­став­ле­ния по куль­ту­ре по­ве­де­ния че­ло­ве­ка со­дер­жат­ся в ра­бо­тах «О воз­дер­жа­нии от гне­ва», «О болт­ли­во­сти», «О лож­ном сты­де», «О лю­бо­пыт­ст­ве» и др. Со­чи­не­ния «О том, что не на­до де­лать дол­гов» и «О среб­ро­лю­бии» про­ник­ну­ты не­при­яти­ем П. жиз­нен­ных цен­но­стей греч. плу­то­кра­тии, ко­то­рая раз­ру­ша­ла по­след­ние ос­тат­ки по­лис­ной эти­ки. П. был глу­бо­ко на­бож­ным че­ло­ве­ком и при­зна­вал важ­ное зна­че­ние тра­диц. язы­че­ской ре­ли­гии для со­хра­не­ния мо­ра­ли; этой те­ме он по­свя­тил «Пи­фий­ские диа­ло­ги» («Об "Е" в Дель­фах», «О том, что пи­фия бо­лее не про­ри­ца­ет сти­ха­ми», «Об упад­ке ора­ку­лов»), диа­лог «По­че­му бо­же­ст­во мед­лит с воз­дая­ни­ем», трак­тат «Об Иси­де и Оси­ри­се», «О суе­ве­рии» и др. Сре­ди ра­бот П. есть со­чи­не­ния, за­тра­ги­ваю­щие очень ши­ро­кий спектр во­про­сов куль­ту­ры, ис­то­рии, бы­та и обы­ча­ев («За­столь­ные бе­се­ды» в 9 кни­гах, «Пир се­ми муд­ре­цов», «Гре­че­ские во­про­сы», «Рим­ские во­про­сы», «Древ­ние обы­чаи спар­тан­цев», «О доб­ле­стях жен­щин», «Из­ре­че­ния ца­рей и пол­ко­вод­цев» и др.).

Наи­боль­шей из­вест­но­стью поль­зо­ва­лись «Срав­ни­тель­ные жиз­не­опи­са­ния», в ко­то­рых П. вос­соз­да­вал об­ра­зы вы­даю­щих­ся по­ли­тич. дея­те­лей Гре­ции и Ри­ма. Био­гра­фии гре­ков и рим­лян бы­ли сгруп­пи­ро­ва­ны по­пар­но, ис­хо­дя из схо­же­сти ха­рак­те­ров или жиз­нен­ных об­стоя­тельств (Те­сей – Ро­мул, Де­мос­фен – Ци­це­рон, Алек­сандр Ма­ке­дон­ский – Це­зарь и др.), по­сле из­ло­же­ния био­гра­фич. дан­ных П. со­пос­тав­лял ге­ро­ев. Глав­ным при на­пи­са­нии этих био­гра­фий бы­ло вос­соз­да­ние имен­но лич­но­сти че­ло­ве­ка, час­то про­яв­ляю­щей­ся в ме­ло­чах ли­бо вы­ска­зы­ва­ни­ях, а не ана­лиз ис­то­рич. си­туа­ции. Био­гра­фии вы­даю­щих­ся лю­дей П. счи­тал важ­ным сред­ст­вом вос­пи­та­ния юно­ше­ст­ва. Все­го со­хра­ни­лись 46 пар­ных и 4 еди­нич­ные био­гра­фии. Про­из­ве­де­ния П. поль­зо­ва­лись по­пу­ляр­но­стью во вре­ме­на Рим. им­пе­рии, со­хра­ни­ли своё зна­че­ние в ви­зант. пе­ри­од, а с на­ча­лом эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния ста­ли не­отъ­ем­ле­мой ча­стью гу­ма­ни­стич. ев­роп. куль­ту­ры.

Соч.: Moralia. Camb. (Mass.); L., 1927–2004. Vol. 1–16; Vitae parallelae. Lipsiae, 1957–1973. Vol. 1–3; Мо­ра­лии // Вест­ник древ­ней ис­то­рии. 1976. № 3. 1981. № 1; Со­чи­не­ния. М., 1983; Срав­ни­тель­ные жиз­не­опи­са­ния. 2-е изд. М., 1994. Т. 1–2; Из­бран­ное. М., 1996. Т. 1–2; Хо­ро­шо ли из­ре­че­ние: «Жи­ви не­при­мет­но»? // Вест­ник древ­ней ис­то­рии. 1998. № 4; О зло­коз­нен­но­сти Ге­ро­до­та // Лу­рье С. Я. Ге­ро­дот. 2-е изд. М., 2010; За­столь­ные бе­се­ды. М., 2012.

Лит.: Аве­рин­цев С. С. Плу­тарх и ан­тич­ная био­гра­фия: К во­про­су о мес­те клас­си­ка жан­ра в ис­то­рии жан­ра. М., 1973; Scardigli B. Die Römerbiographien Plutarchs. Münch., 1979; Ло­сев А. Ф. Плу­тарх. Очерк жиз­ни и твор­че­ст­ва // Плу­тарх. Со­чи­не­ния. М., 1983; Duff T. E. Plutarch’s lives: exploring virtue and vice. Oxf., 1999; Sirinelli J. Plutarque de Chéronée. P., 2000; Pelling Ch. Plutarch and history: eighteen studies. L., 2002; Gott und die Götter bei Plutarch: Götterbilder – Gottesbilder – Weltbilder / Hrsg. von R. Hirsch-Luipold. B., 2005.

Вернуться к началу