Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПИ́ФИЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 302

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Стрелков

ПИ́ФИЯ (Πυθα), в Древ­ней Гре­ции жри­ца-про­ри­ца­тель­ни­ца в хра­ме Апол­ло­на в Дель­фах. В ран­ние вре­ме­на ими бы­ли мо­ло­дые де­вуш­ки, за­тем П. ста­ли вы­би­рать жен­щин стар­ше 50 лет. В пе­ри­од рас­цве­та Дель­фий­ско­го ора­ку­ла (см. Дель­фы) по­оче­рёд­но про­ро­че­ст­во­ва­ли две П. (ещё од­на при­вле­ка­лась для за­ме­ны). Счи­та­ет­ся, что сна­ча­ла про­ро­че­ст­ва да­ва­лись толь­ко один день в го­ду (в седь­мой день ме­ся­ца Би­сия, ко­то­рый со­от­вет­ст­ву­ет мар­ту), за­тем – в ка­ж­дый седь­мой день ме­ся­ца, кро­ме тех трёх ме­ся­цев, ко­гда, как по­ла­га­ли, Апол­лон по­ки­дал Дель­фы. Пе­ред про­ри­ца­ни­ем П. омы­ва­лась во­да­ми Кас­таль­ско­го клю­ча, со­вер­ша­ла вос­ку­ре­ние, бра­ла в рот лист лав­ра и са­ди­лась на тре­нож­ник, стоя­щий во внутр. по­ме­ще­нии хра­ма. Со­глас­но ан­тич­ной тра­ди­ции, тре­нож­ник ус­та­нав­ли­вал­ся над рас­ще­ли­ной в ска­ле, из ко­то­рой вы­хо­ди­ли ис­па­ре­ния, при­во­див­шие П. в экс­та­тич. со­стоя­ние (во вре­мя рас­ко­пок в Дель­фах эту рас­ще­ли­ну об­на­ру­жить не уда­лось). Спе­ци­аль­ные жре­цы бес­связ­ным ре­чам П. при­да­ва­ли фор­му от­ве­та бо­же­ст­ва (в про­за­ич. или сти­хотв. ви­де). В не­ко­то­рых греч. по­ли­сах су­ще­ст­во­ва­ли сб-ки ора­ку­лов – из­ре­че­ний пи­фий.

Лит.: Amandry P. La mantique apollinienne а̀ Delphes: Essai sur le fonctionnement de l’orac­le. P., 1950; Parke H. W., Wormell D. E. W. The Delphic oracle. Oxf., 1956. Vol. 1–2; При­ходь­ко Е. В. Двой­ное со­кро­вище. Ис­кус­ст­во про­ри­ца­ния Древ­ней Гре­ции: ман­ти­ка в тер­ми­нах. М., 1999; Ку­ли­шова О. В. Дель­фий­ский ора­кул в сис­те­ме ан­тич­ных меж­го­су­дар­ст­вен­ных от­но­ше­ний (VII–V вв. до н. э.). СПб., 2001.

Вернуться к началу