Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ПИ́ЗА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 179

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Р. М. Асейнов (история), Т. А. Галкина (культура, экономика)
Air Pano.ru Пиза. Вид города.

ПИ́ЗА (Pisa), го­род в Центр. Ита­лии, обл. Тос­ка­на, адм. центр пров. Пи­за. Нас. 86,6 тыс. чел. (2013), с при­го­ро­да­ми ок. 200 тыс. чел. Рас­по­ло­же­на на р. Ар­но, в 10 км от её впа­де­ния в Ли­гу­рий­ское м. Узел ав­то­мо­биль­ных и ж.-д. ма­ги­ст­ра­лей. Со­еди­не­на су­до­ход­ным ка­на­лом с мор. пор­том Ли­вор­но. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт Га­ли­лео-Га­ли­лей (круп­ней­ший в обл. Тос­ка­на).

С 9 в. до н. э. на ме­сте совр. П. су­ще­ст­во­ва­ли по­се­ле­ния эт­рус­ков. Со 180 до н. э. рим. ко­ло­ния, важ­ный порт и опор­ный пункт в борь­бе про­тив ли­гу­ров, гал­лов и кар­фа­ге­нян. В 89 до н. э. по­лу­чи­ла ста­тус му­ни­ци­пия. С 4 в. н. э. центр епи­скоп­ст­ва (с 1092 ар­хи­епи­скоп­ст­ва). С кон. 6 в. в со­ста­ве Лан­го­бард­ско­го ко­ро­лев­ст­ва. По­сле раз­гро­ма лан­го­бар­дов Кар­лом I Ве­ли­ким вклю­че­на в Тос­кан­скую мар­ку. В 9 в. ве­ду­щий тор­го­вый порт в сев. час­ти Тир­рен­ско­го м., П. име­ла зна­чит. во­ен. флот, уча­ст­во­ва­ла в мор. экс­пе­ди­ци­ях к Сев. Аф­ри­ке (828), сра­же­ни­ях с ара­ба­ми у Са­лер­но (871). В 1003 на­нес­ла по­ра­же­ние гл. со­пер­ни­ку в Тос­ка­не – Лук­ке. В 11 в. всту­пи­ла в борь­бу с ара­ба­ми за гос­под­ство на мо­ре. В 1005 вы­тес­ни­ла их из Ка­лаб­рии и раз­гро­ми­ла арабский флот в мор. сра­же­ни­ях у Бо­на (ны­не Ан­на­ба) в 1034, при Па­лер­мо в 1064, у Мах­дии в 1087. Пи­зан­ский флот со­вме­ст­но с ге­ну­эз­ским в 1016 за­хва­тил о. Сар­ди­ния. В 1051–52 П. под­чи­ни­ла о. Кор­си­ка (в 1077 пе­ре­да­на па­пой Рим­ским в лен Пи­зан­ско­му епис­коп­ст­ву). Во 2-й пол. 11 в. в П. ус­та­но­ви­лось кон­суль­ское прав­ле­ние: власть при­над­ле­жа­ла кол­ле­гии, со­сто­яв­шей из 12 кон­су­лов, и Со­ве­ту ста­рей­шин (се­на­ту). В 1081 по­лу­чи­ла от имп. Ген­ри­ха IV Са­лия ши­ро­кое са­мо­управ­ле­ние. П. при­ни­ма­ла ак­тив­ное уча­стие в 1-м кре­сто­вом по­хо­де (см. Кре­сто­вые по­хо­ды), по­лу­чи­ла зна­чит. при­ви­ле­гии на Вос­то­ке (пра­во бес­по­шлин­ной тор­гов­ли, не­под­суд­ность ме­ст­ным пра­ви­те­лям и др.), ос­но­ва­ла тор­го­вые фак­то­рии и ко­ло­нии в Ле­ван­те, Егип­те, Ви­зан­тии (в т. ч. в Кон­стан­ти­но­по­ле). По­сле смер­ти в 1115 Ма­тиль­ды Тос­кан­ской об­ре­ла пол­ную не­за­ви­си­мость, под­чи­ни­ла се­бе кон­та­до и прак­ти­че­ски всё по­бе­ре­жье Тос­ка­ны, что при­ве­ло к кон­флик­там с др. тос­кан­ски­ми го­ро­да­ми – Лук­кой, Фло­рен­ци­ей. Рас­ши­ре­ние тор­гов­ли с юж.-франц. го­ро­да­ми, а так­же ус­та­нов­ле­ние вла­сти П. на Кор­си­ке и Сар­ди­нии спро­во­ци­ро­ва­ло вой­ны с Ге­ну­ей (1119–33, 1165–75). В 1135 пи­зан­ский флот раз­гро­мил гл. со­пер­ни­ка в Юж. Ита­лии – г. Амаль­фи, в 1192 за­хва­тил г. Мес­си­на. В 1180 за­клю­чи­ла до­го­вор с Ве­не­ци­ей о раз­де­ле сфер влия­ния (П. по­лу­ча­ла сво­бо­ду дей­ст­вий в Тир­рен­ском м., Ве­не­ция – в Ад­риа­ти­че­ском м.). Од­на­ко экс­пан­сия П. в Ад­риа­ти­ке (ос­но­ва­ние ко­ло­ний в Ан­ко­не, За­да­ре, Спли­те) и на­па­де­ния на ве­не­ци­ан­ские ко­раб­ли при­ве­ли к вой­не с Ве­не­ци­ей, в хо­де ко­то­рой П. по­тер­пе­ла по­ра­же­ние в мор. сра­же­нии при Брин­ди­зи (1199). Внутр. не­ста­биль­ность из-за со­пер­ни­че­ст­ва ари­сто­кра­тич. се­мей Вис­кон­ти и дел­ла Ге­рар­де­ски и уси­ле­ние внеш­ней уг­ро­зы спо­соб­ст­во­ва­ли уси­ле­нию по­зи­ций по­по­ла­нов. Во 2-й чет­вер­ти 13 в. уч­ре­ж­де­на долж­ность ка­пи­та­на на­ро­да. Со­вет на­ро­да по­лу­чил пра­во ра­ти­фи­ци­ро­вать ре­ше­ния, при­ни­мае­мые Боль­шим со­ве­том и Се­на­том. Во 2-й пол. 13 в. по­зи­ции П. зна­чи­тель­но ос­лаб­ли: пи­зан­ские куп­цы бы­ли из­гна­ны из Си­ци­лий­ско­го ко­ро­лев­ст­ва, Ге­нуя за­хва­ти­ла Сар­ди­нию. В ре­зуль­та­те вой­ны с Фло­рен­ци­ей 1275–76 П. со­гла­си­лась пре­до­ста­вить фло­рен­тий­ским куп­цам пра­во бес­по­шлин­ной тор­гов­ли че­рез свой порт, ус­ту­пи­ла ряд кре­по­стей Лук­ке. В 1284 пи­зан­ский флот был пол­но­стью раз­гром­лен ге­ну­эз­ца­ми при Ме­ло­рии, что по­ло­жи­ло ко­нец мор. мо­гу­ще­ст­ву П. (к сер. 14 в. П. окон­чательно по­те­ря­ла Кор­си­ку и Сар­ди­нию). Вме­сте с от­кло­не­ни­ем рус­ла р. Ар­но это при­ве­ло к упад­ку зна­че­ния П. как мор. пор­та. В 1314 под ко­манд. Угуч­чо­не дел­ла Фад­жио­ла (1250–1319, фак­ти­че­ски синь­ор П. в 1313–16) вой­ска П. взя­ли Лук­ку, в 1315 при Мон­те­ка­ти­ни раз­гро­ми­ли фло­рен­тий­скую ар­мию. В даль­ней­шем вой­на про­тив Фло­рен­ции за­вер­шилась по­ра­же­ни­ем П. в бит­ве при Ка­ши­не (1364) и окон­чат. по­те­рей Лук­ки в 1369. В 1399 П. при­сое­ди­не­на к вла­де­ни­ям Ми­лан­ско­го гер­цо­га, в 1406 – к вла­де­ни­ям Ме­ди­чи. Во вре­мя Италь­ян­ских войн, по­сле всту­п­ле­ния франц. войск на тер­ри­то­рию Тос­ка­ны, в 1494 в П. вспых­ну­ло вос­ста­ние и бы­ла про­воз­гла­ше­на не­за­ви­си­мость. По­сле не­сколь­ких не­удач­ных по­пы­ток взять го­род в 1509 фло­рен­тий­цам уда­лось вос­ста­но­вить свою власть. С 1569 в Вел. гер­цог­ст­ве Тос­кан­ском, с 1860 в еди­ном Итал. ко­ро­лев­ст­ве. Во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны (с 1943) в со­ста­ве Итал. со­ци­аль­ной рес­пуб­ли­ки (см. «Рес­пуб­ли­ка Са­ло»), один из цен­тров Дви­же­ния Со­про­тив­ле­ния. 31.8.1943 под­вер­глась раз­ру­шит. бом­бар­ди­ров­ке анг­ло-амер. авиа­ции. Ос­во­бо­ж­де­на 2.9.1944.

Фото Lucarelli Паллаццо делла-Карована на площади Пьяцца деи-Кавальери в Пизе. 1562–64. Архитектор и автор живописного декора Дж. Вазари.

Ср.-век. центр го­ро­да – Cоборная пл. (т. н. Пло­щадь чу­дес, Пьяц­ца деи-Ми­ра­ко­ли, вклю­че­на в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия). Ар­хит. ан­самбль, соз­да­вав­ший­ся в пе­ри­од наи­выс­ше­го мо­гу­ще­ст­ва ср.-век. рес­пуб­ли­ки, от­ра­жа­ет влия­ния ис­лам­ско­го иск-ва и Ви­зан­тии. Со­бор Сан­та-Ма­рия-Ас­сун­та в ро­ман­ском сти­ле (на­чат в 1063, арх. Бус­ке­то, ос­вя­щён в 1118, рас­ши­рен в 1-й пол. 12 в., арх. Рай­наль­до, скульп­то­ры Гуль­ель­мо и Би­дуи­но; брон­зо­вые вра­та ок. 1180, скульп­тор Бо­нан­но Пи­за­но; 3 па­ры брон­зо­вых врат кон. 16 – нач. 17 вв., мас­тер­ская фра До­ме­ни­ко Пор­тид­жа­ни), ин­терь­ер пе­ре­де­лан по­сле по­жа­ра 1595 [со­хра­ни­лись мо­заи­ка в кон­хе ап­си­ды, при­пи­сы­вае­мая Чи­ма­буэ и др. мас­те­рам, ка­фед­ра Дж. Пи­за­но (1302–10), кар­ти­ны тос­кан­ских ху­дож­ни­ков 16–17 вв. (в т. ч. А. дель Сар­то, Д. Бек­ка­фу­ми, Со­до­мы)]. Бап­ти­сте­рий Сан-Джо­ван­ни на­чат в ро­ман­ском сти­ле в 1153, арх. Дио­ти­саль­ви; во 2-й пол. 13 в. строи­тель­ст­во про­дол­жи­ли в го­тич. сти­ле Н. и Дж. Пи­за­но, за­тем Чел­ли­но ди Не­зе, в ин­терь­е­ре – ка­фед­ра ра­бо­ты Н. Пи­за­но (1260; см. илл. к ст. Пи­за­но); ис­то­рич. об­лик от­час­ти из­ме­нён в 19 в. в ре­зуль­та­те ра­бот под рук. ар­хи­тек­то­ров А. Ге­рар­де­ска, Дж. Стор­ни. Строи­тель­ст­во ко­ло­коль­ни (зна­ме­ни­тая Пи­зан­ская баш­ня, «Па­даю­щая баш­ня») на­ча­то в 1173 и вско­ре при­ос­та­нов­ле­но из-за про­се­да­ния поч­вы и яр­ко вы­ра­жен­но­го на­кло­на со­ору­же­ния; во­зо­б­нов­ле­но в 1275 (ар­хи­тек­то­ры Джо­ван­ни ди Си­мо­не и Дж. Пи­за­но), окон­че­но в 1372; рес­тав­рац. ра­бо­ты, про­ве­дён­ные в 1990–2001 под рук. М. Ямёль­ков­ского (Ями­ол­ков­ски), К. Вид­жа­ни, Дж. Бер­ланд, умень­ши­ли угол на­кло­на и за­фик­си­ро­ва­ли баш­ню. Ср.-век. клад­би­ще Кам­по­сан­то (ны­не му­зей; 1278, арх. Джо­ван­ни ди Си­мо­не; 1464, в сти­ле го­ти­ки) в ви­де боль­шо­го клу­ат­ра, за­пол­нен­но­го зем­лёй, при­ве­зён­ной пи­зан­ски­ми ко­раб­ля­ми с Гол­го­фы по­сле 3-го кре­сто­во­го по­хо­да, и ок­ру­жён­но­го кры­ты­ми га­ле­рея­ми. В га­ле­ре­ях рас­по­ла­га­ет­ся кол­лек­ция позд­не­ан­тич­ных сар­ко­фа­гов, а так­же ос­тат­ки фре­ско­вых рос­пи­сей, со­з­дан­ных в 1360–1660-е гг., вклю­чаю­щие про­из­ве­де­ния Б. Буф­фаль­мак­ко, Пье­ро ди Пуч­чо, Б. Гоц­цо­ли и др. Под фре­ска­ми, силь­но по­стра­дав­ши­ми в ре­зуль­та­те бом­барди­ров­ки 1944, от­кры­лись си­но­пии, б. ч. ко­то­рых пе­ре­не­се­на в Му­зей си­но­пий (в зда­нии быв. боль­ни­цы Сан­то-Спи­ри­то, 1257, арх. Джо­ван­ни ди Си­мо­не, мно­го­крат­но пе­ре­страи­ва­лось). Под влия­ни­ем ар­хи­тек­ту­ры со­бо­ра в П. по­лу­чил рас­про­стра­не­ние пи­зан­ский ва­ри­ант ро­ман­ско­го сти­ля с гео­мет­рич. по­ли­хром­ной об­ли­цов­кой фа­са­дов и мно­го­ярус­ны­ми ароч­ны­ми га­ле­рея­ми: церк­ви Сан-Ми­ке­ле-ин-Бор­го (ок. 1016, фа­сад 14 в., мно­го­крат­но пе­ре­страи­ва­лась), Сан-Пао­ло-а-Ри­па-д’Арно (925–1032), Сан-Фре­диа­но (до 1061), Сан-Пьет­ро-ин-Вин­ку­лис (1072–1118), Сан-Ни­ко­ла (1097, пе­ре­строе­на в 1297–1313, в 17 в.), Сан-Сис­то (ос­вя­ще­на в 1133), Сан-Пьеро-а-Гра­до (10 в., кон. 11 – нач. 12 вв., близ П.), ро­тон­даль­ная Сан-Се­польк­ро (нач. 12 в., арх. Дио­ти­саль­ви), быв. ц. Сан-Пао­ло-аль-Ор­то (до 1086, на фа­са­де рез­ные ка­пи­те­ли скульп­то­ра Би­дуи­но, ко­ло­коль­ня 17 в.). На на­бе­реж­ной Ме­ди­чи – Па­лац­цо Ме­ди­чи (13 в.) и быв. мон. Сан-Мат­тео (11–13 вв., рас­ши­рен в 17 в., ны­не Нац. му­зей Сан-Мат­тео). В го­тич. сти­ле по­строе­ны церк­ви Сан­та-Ма­рия-дел­ла-Спи­на (ос­но­ва­на в 1230, ны­неш­ний об­лик – 1323–76, арх. Лу­по ди Фран­че­ско; рес­тав­ри­ро­ва­на в сти­ле нео­го­ти­ки в 1871–1875, арх. В. Ми­ке­ли), Сан­та-Ка­те­ри­на-д’Алессандрия (ме­ж­ду 1251 и 1300, фа­сад 1326, пе­ре­страи­ва­лась в 18 в., в ин­терь­е­ре – скульп­тур­ные про­из­ве­де­ния А. и Н. Пи­за­но, кар­ти­на Фра Бар­то­ло­мео), Сан-Фран­че­ско (13 в., клу­атр 15 в., до­ст­рое­на в 1603), Па­лац­цо Гам­ба­кор­ти (14 в.; ны­не Му­ни­ци­па­ли­тет). На пл. Пьяц­ца деи-Ка­валь­е­ри (на мес­те рим. фо­ру­ма и ср.-век. по­ли­тич. цен­тра) – ре­нес­санс­ный ар­хит. ан­самбль, спро­ек­ти­ро­ван­ный Дж. Ва­за­ри в 1558–1562: Па­лац­цо дел­ла-Ка­ро­ва­на (Па­лац­цо деи-Ка­валь­ери; ра­нее Па­лац­цо де­льи-Ан­циа­ни, до 1268; пе­ре­строе­но в 1562–1564, арх. и ав­тор жи­во­пис­но­го де­ко­ра фа­са­да Ва­за­ри; ны­не Выс­шая нор­маль­ная шко­ла), ц. Сан­то-Сте­фа­но-деи-Ка­валь­е­ри (1565–69, арх. Ва­за­ри, де­кор фа­са­да по про­ек­ту До­на Джо­ван­ни де Ме­ди­чи), Па­лац­цо дель-Оро­лод­жо (до 1357, вклю­чи­ло в се­бя бо­лее древ­ние со­ору­же­ния), ц. Сан-Рок­ко (1575, пе­ре­строе­на в 1630–34 арх. К. Пуль­я­ни), Па­лац­цо дель-Кон­си­льо-деи-До­ди­чи (1603, арх. П. Фран­ка­вил­ла), Па­лац­цо дель-Кол­лед­жо-Пу­теа­но (1594–98, рос­пись на фа­са­де Дж. С. Ма­ру­чел­ли, 1608–09), ста­туя Ко­зи­мо I Ме­ди­чи (скульп­тор П. Фран­ка­вил­ла, 1596). Сре­ди др. ре­нес­санс­ных зда­ний – ме­ди­чей­ское Па­лац­цо Реа­ле (1559, арх. Б. Бу­он­та­лен­ти). Во вре­мя прав­ле­ния Ме­ди­чи бы­ли рас­ши­ре­ны ср.-век. гор. ук­ре­п­ле­ния (по­строе­ны в 1155) с баш­ня­ми: Фор­тец­ца-ди-Сан-Гал­ло (Но­вая ци­та­дель, с 1440) пе­ре­строе­на Дж. да Сан­гал­ло. Сре­ди но­вей­ших со­ору­же­ний – ре­кон­ст­рук­ция квар­та­ла ц. Сан-Ми­ке­ле-ин-Бор­го (1986–2002, арх. М. Кар­мас­си). На сте­не церк­ви мон. Сант-Ан­то­нио-Аба­те – рос­пись К. Ха­рин­га «Весь мир» (1989). В Ка­лам­бро­не, на бе­ре­гу мо­ря, – лет­ний дет­ский ла­герь «Ро­за Маль­то­ни Мус­со­ли­ни» (1925–35, арх. А. Мад­зо­ни) в ду­хе фу­ту­риз­ма.

П. – круп­ный центр нау­ки, об­ра­зо­ва­ния и куль­ту­ры. Н.-и. ин-ты Нац. ис­сле­до­ва­тель­ско­го со­ве­та (г. Рим): кли­нич. фи­зио­ло­гии (1968); ин­фор­мац. на­ук и тех­но­ло­гий им. А. Фа­эдо (2000); ин­фор­ма­ти­ки и те­ле­ма­ти­ки; и др., а так­же Ин-т ком­пь­ю­тер­ной лин­гвис­ти­ки им. А. Дзам­пол­ли (1969). Сре­ди ву­зов – Пи­зан­ский ун-т (1343; в его со­ста­ве – ряд н.-и. цен­тров), вхо­дит в Пи­зан­скую уни­вер­си­тет­скую сис­те­му, вклю­чаю­щую так­же Выс­шую нор­маль­ную шко­лу П. (1810, ста­тус ун-та с 1862) и Выс­шую шко­лу пер­спек­тив­ных ис­сле­до­ва­ний Св. Ан­ны (1967); Тех­но­ло­гич. ин-т им. Ле­о­нар­до да Вин­чи (1871), Тех­нич. ком­мерч. ин-т им. А. Па­чи­нот­ти (1912), Гос. ин-т ис­кусств им. Ф. Рус­со­ли (1962) и др. Биб­лио­те­ки: пров. Пи­за, го­род­ская и др.

Нац. му­зеи: Сан-Мат­тео (1949; иск-во 12–15 вв.), вы­чис­лит. ин­ст­ру­мен­тов (1989), Па­лац­цо Реа­ле; му­зеи: про­из­ве­де­ний иск-ва Пи­зан­ско­го со­бо­ра (один из са­мых по­се­щае­мых му­зе­ев Ита­лии), ста­рин­ных ко­раб­лей (1998), гра­фи­ки (в Па­лац­цо Лан­фран­ки). Дом-му­зей Дж. Мад­зи­ни. Бо­та­нич. сад (при Пи­зан­ском ун-те; 1544, один из ста­рей­ших в ми­ре). Еже­год­ные ме­ж­ду­нар. фес­ти­ва­ли: ду­хов­ной му­зы­ки «Anima Mundi» (с 2006), книж­ный.

Мн. спор­тив­ные со­рев­но­ва­ния про­во­дят­ся на «Аре­не Га­ри­баль­ди – Ста­дио Ро­мео Ан­ко­не­та­ни» (1919). В 1862 в П. ос­но­ва­на од­на из ста­рей­ших в Ита­лии ас­со­циа­ций по спор­тив­ной стрель­бе.

Ос­но­ва гор. эко­но­ми­ки – сфе­ра ус­луг; осн. сек­то­ра: тор­гов­ля, ту­ри­стич. биз­нес, об­ра­зо­ва­ние, НИОКР, фи­нан­со­вые и транс­порт­ные ус­лу­ги. П. – один из важ­ней­ших ту­ри­стич. цен­тров Ита­лии; раз­ви­ты куль­тур­но-по­зна­ва­тель­ный и мор. оз­до­ро­ви­тель­ный ту­ризм (рай­он Ма­ри­на-ди-Пи­за). Вхо­дит в «пром. тре­уголь­ник» Ли­вор­но – Пи­за – Кол­ле­саль­вет­ти (Кол­ле-Саль­вет­ти); осн. про­из­водств. мощ­но­сти вы­не­се­ны за чер­ту го­ро­да. Ве­ду­щее пром. пред­при­ятие – за­вод франц. ком­па­нии «Saint-Gobain» (про­из-во лис­то­во­го стек­ла и зер­кал). В пров. Пи­за – за­во­ды ком­па­ний: «Piaggio» (мо­то­цик­лы и мо­то­рол­ле­ры; ок. 600 тыс. шт. в год, один из круп­ней­ших в Ев­ро­пе; в г. Пон­те­де­ра), «Siemens VDO Automotive» (ав­то­мо­биль­ные фор­сун­ки; ок. 27 млн. шт. в год; в го­ро­дах Сан-Пье­ро-а-Гра­до и Фа­улья). Тра­диц. про­из-во ке­ра­мич. из­де­лий (плит­ка, са­до­вые ва­зы, пред­ме­ты ин­терь­е­ра), не­боль­ших спор­тив­ных и про­гу­лоч­ных су­дов. Мел­кие обув­ные, швей­ные, ме­бель­ные и др. мас­тер­ские.

Лит.: Herlihy D. Pisa in the early Renaissance: a study of urban growth. New Haven, 1958; Cristiani E. Nobilitа̀ e popolo nel comune di Pisa dalle origini del podestariato alla signoria dei Donoratico. Napoli, 1962; Ру­тен­бург В. И. Италь­ян­ские ком­му­ны XIV–XV вв. М.; Л., 1965; Volpe G. Studi sulle istituzioni comunali a Pisa: cittа̀ e contado, consoli e podestа̀, secoli XII–XIII. Firenze, 1970; Sanpaolesi P. Il duomo di Pisa e l’architettura romanica toscana delle origini. Pisa, 1975; Smith C. The baptistery of Pisa. N. Y., 1978; Tolaini E. Forma pisarum. 2 ed. Pisa, 1979; idem. Pisa. Roma, 1992; Pisa: storia urbanistica / A cura di P. L. Rupi, A. Mar­tinelli. Pisa, 1997; Cecati F. P. Le piazze di Pisa. Pisa, 2000; Chiaverini M. Il porto pisano alla foce del Don tra il XIII e XIV secolo. Pisa, 2000; idem. Repubblica imperiale pisana. La vittoria navale su Genova del 1241: alcuni aspetti, antefatti vicini e lontani, misteri e coincidenze. Pisa, 2012; Pisa nei secoli: la storia, l’arte, la tradizione / A cura di A. Zampieri. Pisa, 2002–2005. Vol. 1–4; Pisa e il Mediterraneo: uomini, merci, idee dagli Etruschi ai Medici / A cura di M. Tangheroni. Mil., 2003; Andreazza M. Fram­menti di storia pisana dal XIV al XX secolo. Pisa, 2004.

Вернуться к началу