Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

О́УЭН

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 710

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. М. Андерсон

О́УЭН (Owen) Ро­берт (14.5.1771, Нью­та­ун, Уэльс – 17.11.1858, там же), брит. со­циа­лист, фи­лан­троп. Из се­мьи мел­ко­го пред­при­ни­ма­те­ля. Окон­чив при­ход­скую шко­лу, с 1781 ра­бо­тал при­каз­чи­ком в тор­го­вых до­мах Лон­до­на и Ман­че­сте­ра, от­крыл собств. пря­диль­ную мас­тер­скую. О. сле­до­вал собств. ме­то­дам ру­ко­во­дства, на­шед­шим наи­бо­лее пол­ное во­пло­ще­ние на фаб­ри­ке в Нью-Ле­нар­ке (Шот­лан­дия), управ­ляю­щим и сов­ла­дель­цем ко­то­рой он яв­лял­ся в 1800–29. Опи­ра­ясь на фи­ло­со­фию Про­све­ще­ния, при­зна­вав­шую че­ло­ве­ка «про­дук­том об­стоя­тельств», О. был убе­ж­дён в аб­со­лют­ном влия­нии со­ци­аль­но-эко­но­мич. сре­ды на фор­ми­ро­ва­ние лич­но­сти. Вло­жив сред­ст­ва в улуч­ше­ние ус­ло­вий тру­да и бы­та сво­их ра­бо­чих, соз­дав для их де­тей шко­лу, О. су­мел по­га­сить меж­клас­со­вые кон­флик­ты на сво­ём пред­при­ятии и по­вы­сить его до­ход­ность. Он пред­ло­жил при­ме­нить ус­пеш­ный опыт Нью-Ле­нар­ка для ре­ше­ния со­ци­аль­ных про­блем, по­ро­ж­дён­ных про­мыш­лен­ной ре­во­лю­ци­ей (без­ра­бо­ти­ца, пау­пе­ризм, пре­ступ­ность).

По мне­нию О., об­ществ. сис­те­ма, ба­зи­рую­щая­ся на прин­ци­пе кон­ку­рен­ции, не спо­соб­на обес­пе­чить мак­си­маль­но вы­год­ное ис­поль­зо­ва­ние на­уч­но-тех­нич. дос­ти­же­ний и по­ро­ж­да­ет гу­би­тель­ную ни­ще­ту вме­сто все­об­ще­го дос­тат­ка. Строй, раз­де­ляю­щий лю­дей на вра­ж­дую­щие груп­пы со­об­раз­но их нац., ре­лиг., по­ли­тич., клас­со­вым, ча­ст­но­соб­ст­вен­нич. пред­рас­суд­кам, не­об­хо­ди­мо за­ме­нить «стро­ем со­труд­ни­че­ст­ва» (co-operation). От­вер­гая на­силь­ст­вен­ные пе­ре­ме­ны, О. пред­ла­гал «мир­ную ре­во­лю­цию», в ос­но­ве ко­то­рой ле­жит убе­ж­де­ние сло­вом и на­гляд­ным при­ме­ром.

С 1817 О. пуб­лич­но про­по­ве­до­вал свой план соз­да­ния «са­мо­обес­пе­чи­ваю­щих­ся, са­мо­управ­ляе­мых с.-х. и пром. по­сёл­ков еди­не­ния и со­труд­ни­че­ст­ва», гл. прин­ци­пом ко­то­рых яв­ля­лись со­вме­ст­ное вла­де­ние, про­из-во и по­треб­ле­ние, со­че­та­ние фи­зи­че­ско­го и ум­ст­вен­но­го тру­да, пре­иму­ществ го­ро­да и де­рев­ни, ра­вен­ст­во прав и обя­зан­но­стей. Они долж­ны бы­ли стать ячей­ка­ми «но­во­го нрав­ст­вен­но­го ми­ра», «фе­де­ра­ции ав­то­ном­ных ком­мун». При­ме­ром та­кой об­щи­ны ста­ло соз­дан­ное им в шта­те Ин­диа­на (США) по­се­ле­ние «Но­вая Гар­мо­ния».

Идея по­доб­но­го со­ци­аль­но­го пе­ре­уст­рой­ст­ва, под­кре­п­лён­ная опы­том Нью-Ле­нар­ка и «Но­вой Гар­мо­нии», по­лу­чи­ла ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в ра­бо­чей сре­де. Опи­ра­ясь на ра­ди­каль­ное ис­тол­ко­ва­ние тео­рии тру­до­вой стои­мо­сти Д. Ри­кар­до, по­сле­до­ва­те­ли О. по­ла­га­ли, что тру­дя­щие­ся, яв­ляю­щие­ся един­ст­вен­ным про­из­во­ди­те­лем бо­гатств, объ­е­ди­нив­шись в сою­зы, смо­гут по­сте­пен­но со­брать сред­ст­ва для соз­да­ния собств. «по­сёл­ков со­труд­ни­че­ст­ва», не при­бе­гая к на­си­лию или по­мо­щи иму­щих. В нач. 1830-х гг. в Ве­ли­ко­бри­та­нии дей­ст­во­ва­ло ок. 1000 об­ществ «коо­пе­ра­то­ров», как име­но­ва­ли се­бя оу­эни­сты, про­во­див­ших при пря­мом уча­стии О. еже­год­ные кон­грес­сы.

Рас­ту­щее влия­ние идей О. в ра­бо­чей сре­де при­ве­ло его к мыс­ли ор­га­ни­зо­вать «бир­жи че­ст­но­го об­ме­на тру­да», или «ра­бо­чие ба­за­ры», при­зван­ные обес­пе­чить тру­же­ни­кам спра­вед­ли­вый об­мен про­дук­ци­ей в со­от­вет­ст­вии с их тру­до­за­тра­та­ми, в об­ход ка­пи­та­ли­стич. рын­ка, ос­но­ван­но­го на де­неж­ном об­ра­ще­нии. В до­пол­не­ние к это­му О. пред­ла­гал соз­дать «про­из­водств. гиль­дии», пред­став­ляв­шие со­бой аль­тер­на­ти­ву ка­пи­та­ли­стич. про­из-ву. Ста­но­вясь сов­ла­дель­ца­ми собств. то­ва­ри­ществ, ра­бо­чие, счи­тал он, из­бав­ля­лись от раб­ст­ва на­ём­но­го тру­да. В 1834 об­ра­зо­ван Ве­ли­кий нац. со­юз про­из­водств – пер­вое в Ве­ли­ко­бри­та­нии об­ще­на­цио­наль­ное объ­е­ди­не­ние тред-юнио­нов. Од­на­ко в ус­ло­ви­ях ка­пи­та­ли­стич. рын­ка и ре­прес­сий «ра­бо­чие ба­за­ры» и «про­из­водств. гиль­дии» вско­ре пре­кра­ти­ли су­ще­ст­во­ва­ние, по­бу­див часть по­сле­до­ва­те­лей О. об­ра­тить­ся к по­ли­тич. ме­то­дам борь­бы.

В 1840-х гг. О. про­дол­жил на­стой­чи­во про­по­ве­до­вать своё уче­ние, уде­ляя в нём пре­иму­ществ. вни­ма­ние уст­рой­ст­ву об­щин, спи­ри­тиз­му и про­бле­мам вос­пи­та­ния, а так­же кри­ти­ке ре­ли­гии. Идеи О., из­ло­жен­ные в мно­го­числ. пуб­ли­ка­ци­ях, и со­ци­аль­ные экс­пе­ри­мен­ты по­влия­ли на бу­ду­щее раз­ви­тие со­циа­ли­стич. тео­рий, идео­ло­гию тред-юнио­низ­ма, коо­пе­ра­тив­но­го и др. мас­со­вых дви­же­ний 19 в.

Важ­ную роль в об­нов­ле­нии ми­ра О. от­во­дил ре­фор­ме сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния. Он при­шёл к за­клю­че­нию, что пе­да­го­гич. ме­то­ды при­не­сут ма­ло поль­зы, ес­ли че­ло­ве­ку не бу­дут соз­да­ны ус­ло­вия жиз­ни, пре­пят­ст­вую­щие за­ро­ж­де­нию дур­ных чувств и по­бу­ж­де­ний. В иде­аль­ном об­ще­ст­ве, по его мне­нию, обя­зан­но­сти ин­ди­ви­да сов­па­дут с его ин­те­ре­са­ми; ис­чез­но­ве­ние клас­со­вых про­ти­во­ре­чий, сво­бод­ное че­ре­до­ва­ние фи­зи­че­ской и ум­ст­вен­ной дея­тель­но­сти, ис­поль­зо­ва­ние ме­ха­низ­мов, об­лег­чаю­щих труд, бу­дут со­дей­ст­во­вать фор­ми­ро­ва­нию со­вер­шен­но­го че­ло­ве­ка. В 1815 О. вы­сту­пил с про­ек­том за­ко­на, ко­то­рый ог­ра­ни­чи­вал ра­бо­чий день для де­тей и ус­та­нав­ли­вал обя­зат. школь­ное обу­че­ние. В 1816 от­крыл в Нью-Ле­нар­ке вос­пи­тат.-об­ра­зо­ват. ком­плекс «Ин-т фор­ми­ро­ва­ния ха­рак­те­ра», ку­да вхо­ди­ли шко­ла для де­тей от 1 до 6 лет (яс­ли и дет­ский сад), днев­ная шко­ла для де­тей от 6 до 10 лет, ве­чер­няя шко­ла для под­ро­ст­ков от 10 до 17 лет, ра­бо­тав­ших на фаб­ри­ке; ве­че­ром там же про­во­ди­лись за­ня­тия для взрос­ло­го на­се­ле­ния. Свои воз­зре­ния О. из­ло­жил в кн. «Но­вый взгляд на об­ще­ст­во, или Опы­ты фор­ми­ро­ва­ния ха­рак­те­ра» (1812–13; рус. пер. 1865 под назв. «Об­ра­зо­ва­ние че­ло­ве­че­ско­го ха­рак­те­ра») и др. со­чи­не­ни­ях.

Соч.: Избр. соч. М.; Л., 1950. Т. 1–2.

Лит.: Owen R. D. An outline of the system of education at New Lanark. Glasgow, 1824; Анек­штейн А. Р. Оу­эн. М., 1937; Ту­мим-Аль­ме­дин­ген НА. Пе­да­го­ги­че­ские опы­ты и взгля­ды Р. Оу­эна. М., 1960; Cole GD. H. The life of R. Owen. 3rd ed. L., 1965; Podmore F. R. Owen: a biography. N. Y., 1968; R. Owen on education / Ed. H. Silver. L., 1969; Под­мар­ков В. Г. Р. Оу­эн – гу­ма­нист и мыс­ли­тель. М., 1976; Ан­дер­сон КМ. Оу­эни­сты в Бри­та­нии. М., 1989.

Вернуться к началу