Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОМА́Р ИБН АБД АЛЬ-АЗИ́З

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 167

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. К. Кораев

ОМА́Р ИБН АБД АЛЬ-АЗИ́З [Омар (Умар) II; пол­ное имя Абу Хафс Умар ибн Абд аль-Азиз ибн Мар­ван ибн аль-Ха­кам ибн аль-Ас ибн Ума­ят ибн Аб­ду-Шамс] (680 или 681, по др. дан­ным, 661, Еги­пет или Ме­ди­на – 5 или 10.2.720, Ху­на­си­ра), ха­лиф в 717–720. Из ди­на­стии Омей­я­дов, по от­цу пле­мян­ник Абд аль-Ма­ли­ка, по ма­те­ри пра­внук Ома­ра ибн аль-Хат­та­ба. По­сле смер­ти от­ца, на­ме­ст­ни­ка Егип­та, в 704 или 705 пе­ре­ехал в Да­маск и же­нил­ся на до­че­ри Абд аль-Ма­ли­ка. В 706 на­зна­чен гра­до­пра­ви­те­лем (эми­ром) Ме­ди­ны, с 713 на­ме­ст­ник Ме­ди­ны, Мек­ки и Тай­фа. Пе­ре­стро­ил ме­четь Му­хам­ме­да, за­ни­мал­ся строи­тель­ст­вом до­рог и ир­ри­га­ци­ей. По за­ве­ща­нию Абд аль-Ма­ли­ка из­бран ха­ли­фом. Жи­тий­ный об­раз О. ибн А. аль-А. как един­ст­вен­но­го пра­вед­но­го го­су­да­ря из Омей­я­дов, сло­жив­ший­ся в му­сульм. ис­то­рио­пи­са­нии уже в 1-й пол. 9 в., рез­ко про­ти­во­пос­тав­ля­ет его рас­то­чи­тель­ность до при­хо­да к вла­сти бла­го­чес­тию и ас­ке­тиз­му по­сле при­ня­тия ха­лиф­ско­го дос­то­ин­ст­ва. Пы­тал­ся по­га­сить эт­но­со­ци­аль­ные про­ти­во­ре­чия в му­сульм. ми­ре, до­би­ва­ясь стро­го­го сле­до­ва­ния пред­пи­са­ни­ям ша­риа­та. В на­ча­ле сво­его прав­ле­ния при­знал за­кон­ность при­об­ре­те­ния араб. зна­тью зе­мель, ко­то­рые ра­нее об­ла­га­лись ха­рад­жем (1/31/6 уро­жая), и рас­по­ря­дил­ся взи­мать с них ушр. Од­на­ко уже в 718–719 за­пре­тил по­куп­ку ха­радж­ных уго­дий и уп­разд­нил все на­ло­ги, не пре­ду­смот­рен­ные до­го­во­ра­ми ара­бов с по­ко­рён­ны­ми на­ро­да­ми (в т. ч. по­душ­ную по­дать с но­во­об­ра­щён­ных и сбо­ры с ду­хо­вен­ст­ва). Бо­рол­ся с без­за­ко­ния­ми на­ме­ст­ни­ков, в ча­ст­но­сти позво­лил со­гдий­цам, вы­се­лен­ным пол­ко­вод­цем Ку­тай­бой ибн Мус­ли­мом из Са­мар­кан­да, об­жа­ло­вать его ре­ше­ние в тре­тей­ском су­де. Ус­та­но­вил жа­ло­ва­нье му­сульм. вои­нам не­араб­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния и по­вы­сил его для ара­бов. В ус­ло­ви­ях со­кра­ще­ния по­сту­п­ле­ний в каз­ну от­ка­зал­ся от пла­нов но­вых тер­ри­то­ри­аль­ных за­хва­тов и ос­та­вил не­ко­то­рые опор­ные пунк­ты в Ма­лой Азии. Стре­мил­ся к при­ми­ре­нию с «ро­дом Про­ро­ка» (в ча­ст­но­сти, от­ме­нил ри­ту­аль­ное про­кли­на­ние в ме­че­тях двою­род­но­го бра­та и зя­тя Му­хам­ме­да – Али ибн Аби Та­ли­ба, вве­дён­ное при Муа­вии ибн Аби Суфь­я­не). Без­ус­пеш­но пы­тал­ся прий­ти к со­гла­ше­нию с ха­рид­жи­та­ми и шии­та­ми на ос­но­ве со­блю­де­ния пред­пи­са­ний Ко­ра­на и сун­ны. При О. ибн А. аль-А. на­ча­лась ин­тен­сив­ная ис­ла­ми­за­ция по­ко­рён­ных зе­мель. Он за­пре­тил хри­стианам и иу­де­ям за­ни­мать гос. и адм. долж­но­сти, из­дал указ о пра­ви­лах их по­ве­де­ния, при­зван­ных ис­клю­чить воз­мож­ность ос­корб­ле­ния му­суль­ман и их ве­ры. Обя­зал иу­де­ев но­сить на оде­ж­де в ка­че­ст­ве от­ли­чит. зна­ка жёл­тую на­шив­ку, ве­лел раз­ру­шить все на­хо­див­шие­ся вне хра­мов хри­сти­ан­ские сим­во­лы. Пред­по­ло­жи­тель­но от­рав­лен при­бли­жён­ны­ми. По­чи­та­ет­ся сун­ни­та­ми как об­раз­цо­вый пра­ви­тель.

Лит.: Gibb HAR. The Fiscal rescript of ’Umar II // Arabica. 1955. № 2; Бар­тольд ВВ. Ха­лиф Омар II и про­ти­во­ре­чи­вые из­вес­тия о его лич­но­сти // Бар­тольд ВВ. Со­чи­не­ния. M., 1966. Т. 6; Saunders JJ. A history of Medieval Islam. L., 1990; Mayer T. Neue Aspekte zur Nominierung ’Umars II. durch Sulaiman b. ’Abdalmalik (96/715–99/717) // Die Welt des Orients. 1994. Н. 25.

Вернуться к началу