ОМА́Р ИБН АБД АЛЬ-АЗИ́З
-
Рубрика: Всемирная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОМА́Р ИБН АБД АЛЬ-АЗИ́З [Омар (Умар) II; полное имя Абу Хафс Умар ибн Абд аль-Азиз ибн Марван ибн аль-Хакам ибн аль-Ас ибн Умаят ибн Абду-Шамс] (680 или 681, по др. данным, 661, Египет или Медина – 5 или 10.2.720, Хунасира), халиф в 717–720. Из династии Омейядов, по отцу племянник Абд аль-Малика, по матери правнук Омара ибн аль-Хаттаба. После смерти отца, наместника Египта, в 704 или 705 переехал в Дамаск и женился на дочери Абд аль-Малика. В 706 назначен градоправителем (эмиром) Медины, с 713 наместник Медины, Мекки и Тайфа. Перестроил мечеть Мухаммеда, занимался строительством дорог и ирригацией. По завещанию Абд аль-Малика избран халифом. Житийный образ О. ибн А. аль-А. как единственного праведного государя из Омейядов, сложившийся в мусульм. историописании уже в 1-й пол. 9 в., резко противопоставляет его расточительность до прихода к власти благочестию и аскетизму после принятия халифского достоинства. Пытался погасить этносоциальные противоречия в мусульм. мире, добиваясь строгого следования предписаниям шариата. В начале своего правления признал законность приобретения араб. знатью земель, которые ранее облагались хараджем (1/3–1/6 урожая), и распорядился взимать с них ушр. Однако уже в 718–719 запретил покупку хараджных угодий и упразднил все налоги, не предусмотренные договорами арабов с покорёнными народами (в т. ч. подушную подать с новообращённых и сборы с духовенства). Боролся с беззакониями наместников, в частности позволил согдийцам, выселенным полководцем Кутайбой ибн Муслимом из Самарканда, обжаловать его решение в третейском суде. Установил жалованье мусульм. воинам неарабского происхождения и повысил его для арабов. В условиях сокращения поступлений в казну отказался от планов новых территориальных захватов и оставил некоторые опорные пункты в Малой Азии. Стремился к примирению с «родом Пророка» (в частности, отменил ритуальное проклинание в мечетях двоюродного брата и зятя Мухаммеда – Али ибн Аби Талиба, введённое при Муавии ибн Аби Суфьяне). Безуспешно пытался прийти к соглашению с хариджитами и шиитами на основе соблюдения предписаний Корана и сунны. При О. ибн А. аль-А. началась интенсивная исламизация покорённых земель. Он запретил христианам и иудеям занимать гос. и адм. должности, издал указ о правилах их поведения, призванных исключить возможность оскорбления мусульман и их веры. Обязал иудеев носить на одежде в качестве отличит. знака жёлтую нашивку, велел разрушить все находившиеся вне храмов христианские символы. Предположительно отравлен приближёнными. Почитается суннитами как образцовый правитель.