Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

«ГРАЖДА́НСКИЕ ВО́ЙНЫ» В НОРВЕ́ГИИ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 602

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Д. Щеглов

«ГРАЖДА́НСКИЕ ВО́ЙНЫ» В НОРВЕ́ГИИ, яви­лись ре­зуль­та­том обо­ст­ре­ния про­ти­во­ре­чий ме­ж­ду отд. ка­те­го­рия­ми норв. зна­ти, свет­ской вла­стью и Цер­ко­вью, зна­тью и бон­да­ми, а так­же ме­ж­ду разл. об­лас­тя­ми Нор­ве­гии в 12–13 вв. В кон. 1170-х гг. быв. свя­щен­ник, ис­лан­дец по про­ис­хо­ж­де­нию Свер­рир Си­гур­дарс­сон, вы­да­вав­ший се­бя за вне­брач­но­го сы­на ко­ро­ля Си­гур­да Ха­ральд­ссо­на (1136–1155), воз­гла­вил от­ряд бед­но­ты – бир­кен­бей­не­ров и на­чал борь­бу про­тив груп­пи­ров­ки зна­ти, воз­глав­ляе­мой ко­ро­лём Маг­ну­сом Эр­лин­гс­со­ном. Вос­став­шие при­зы­ва­ли воз­ро­дить древ­ние тра­ди­ции: вер­нуть ши­ро­кие пра­ва бон­дам, про­во­дить вы­бо­ры ко­ро­ля на нар. со­б­ра­ни­ях – тин­гах, под­чи­нить Цер­ковь ко­ро­лю. Эти тре­бо­ва­ния бы­ли под­дер­жа­ны мн. бон­да­ми, а так­же ча­стью зна­ти. Про­тив­ни­ки Свер­ри­ра Си­гур­дарс­со­на, в чис­ло ко­то­рых вхо­ди­ло выс­шее ду­ховен­ст­во, на­про­тив, вы­сту­па­ли за на­следств. мо­нар­хию и пре­дос­тав­ле­ние зна­чит. при­ви­ле­гий Церк­ви. В 1184 по­сле ре­шаю­щей по­бе­ды над Маг­ну­сом Эр­лин­гс­со­ном и его ги­бе­ли Свер­рир Си­гур­дарс­сон был про­воз­гла­шён королём Нор­ве­гии. При нём к управ­ле­нию стра­ной бы­ли при­вле­че­ны лю­ди, не­по­сред­ст­вен­но за­ви­сев­шие от ко­ро­ля, что по­зво­ли­ло ук­ре­пить по­зи­ции ко­ро­лев­ской вла­сти, ос­ла­бить влия­ние ду­хо­вен­ст­ва (за это Свер­рир Си­гур­дарс­сон был от­лу­чён па­пой Ин­но­кен­ти­ем III от Церк­ви). Про­ти­во­дей­ст­вие со сто­ро­ны ари­сто­кра­тии и Церк­ви не по­зво­ли­ло Свер­ри­ру Си­гур­дарс­со­ну до­ве­сти до кон­ца де­ло цен­тра­ли­за­ции Нор­ве­гии. По­сле его смер­ти (1202) меж­до­усоб­ная борь­ба в Нор­ве­гии вспых­ну­ла с но­вой си­лой и за­вер­ши­лась лишь по­сле то­го, как внук Свер­ри­ра Си­гур­дарс­со­на – Хо­кон (1204–63) в 1223 был при­знан ко­ро­лём на съез­де пред­ста­ви­те­лей выс­ше­го ду­хо­вен­ст­ва, яр­лов и кре­сть­ян в Бер­ге­не. К сер. 13 в. про­ти­во­ре­чия внут­ри норв. эли­ты в зна­чит. сте­пе­ни сгла­ди­лись, в от­но­ше­ни­ях ме­ж­ду свет­ской вла­стью и Цер­ко­вью был дос­тиг­нут ком­про­мисс, а кре­сть­ян­ст­во во мно­гом ут­ра­ти­ло роль ак­тив­ной об­ществ. и во­ен. си­лы.

Лит.: Гу­ре­вич А. Я. Сво­бод­ное кре­сть­ян­ст­во фео­даль­ной Нор­ве­гии. М., 1967; Lunden K. Norges historie. Oslo, 1976. Bd 3; Ис­то­рия Нор­ве­гии. М., 1980; Са­га о Свер­ри­ре. М., 1988; Helle K. Norge blir en stat. 1130–1319. 3 oppl. Oslo, 1993.

Вернуться к началу