Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ГЕРМЕ́С

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 9-10

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Тахо-Годи
Гермес. Роспись белофонного лекифа «мастера Бостонской фиалы». Ок. 440 до н. э. Музей античного прикладного искусства (Мюнхен).

ГЕРМЕ́С (Ἑρμς ), в греч. ре­ли­гии и ми­фо­ло­гии бог ско­то­вод­ст­ва и пас­ту­хов, вест­ник бо­гов, по­кро­ви­тель пут­ни­ков, про­вод­ник душ умер­ших. Г. – сын Зев­са и Майи, од­ной из до­че­рей Ат­лан­та. Олим­пий­ское бо­же­ст­во, хо­тя и дог­ре­че­ско­го, воз­мож­но, ма­ло­азий­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния. О фе­ти­ши­ст­ской древ­но­сти сви­де­тель­ст­ву­ет имя Г. как про­из­вод­ное от «гер­ма» (греч. ἕρμα – гру­да кам­ней или ка­мен­ный столб, ко­то­ры­ми от­ме­чались в древ­но­сти мес­та по­гре­бе­ний). Гер­мы бы­ли фе­ти­ша­ми – ох­ра­ни­те­ля­ми до­рог, гра­ниц, во­рот (от­сю­да Г. Про­пилей – «при­врат­ный»). Г. оди­на­ко­во вхож в оба ми­ра – жиз­ни и смер­ти, он по­сред­ник ме­ж­ду тем и дру­гим и ме­ж­ду бо­га­ми и людь­ми. Во­ди­тель­ст­во Г. на пу­тях жиз­ни и смер­ти пе­ре­ос­мыс­ли­ва­лось в клас­сич. ми­фо­ло­гии как по­кро­ви­тель­ст­во ге­ро­ям (напр., Ам­фио­ну он вру­ча­ет ли­ру, Пер­сею – меч для убий­ст­ва Ме­ду­зы, Одис­сею от­кры­ва­ет тай­ну вол­шеб­ной тра­вы). Его ат­ри­бу­ты: «ам­бро­сий­ные» (букв. – бес­смерт­ные) кры­ла­тые сан­да­лии, пе­тас (ост­ро­ко­неч­ная шап­ка) и ка­ду­цей (ма­гич. зо­ло­той жезл с дву­мя об­ви­ваю­щи­ми его змея­ми). С этим жез­лом, усы­п­ляю­щим и про­бу­ж­даю­щим лю­дей, Г. вы­пол­ня­ет од­ну из сво­их древ­ней­ших функ­ций – про­вод­ни­ка душ умер­ших в цар­ст­во мёрт­вых («пси­хо­пом­па»), им же он от­кры­ва­ет лю­бые во­ро­та и раз­ре­ша­ет лю­бые узы. Хит­рость и лов­кость Г. де­ла­ют его по­кро­ви­те­лем плу­тов­ст­ва и да­же во­ров­ст­ва. Собств. плу­тов­ские «под­ви­ги» мла­ден­ца Г. опи­сы­ва­ют­ся в го­ме­ров­ском «Гим­не Гер­ме­су». В пе­ри­од позд­ней ан­тич­но­сти воз­ник об­раз Г. Трис­ме­ги­ста (Три­ж­ды Ве­ли­чай­ше­го) в свя­зи с бли­зо­стью Г. ми­ру по­тус­то­рон­не­му; с этим об­ра­зом ста­ли свя­зы­вать ок­культ­ные, т. н. гер­ме­ти­че­ские (тай­ные, дос­туп­ные толь­ко по­свя­щён­ным) со­чи­не­ния (см. Гер­ме­тизм).

Г. по­чи­тал­ся на ан­фе­сте­ри­ях – празд­ни­ке про­бу­ж­де­ния вес­ны и па­мя­ти умер­ших. У рим­лян по­чи­тал­ся под име­нем Мер­ку­рия.

Иконография

«Меркурий».Статуя работы Джамболоньи. Бронза. Ок. 1565. Национальный музей Барджелло (Флоренция).

Са­мые ран­ние изо­бра­же­ния Г. встре­ча­ют­ся на ан­тич­ных гер­мах. Сре­ди со­хра­нив­ших­ся про­из­ве­дений ан­тич­ной пла­сти­ки, изо­бра­жаю­щих Г.: эт­рус­ская ста­туя Вул­ки с фронтона хра­ма Апол­ло­на в Вей­ях (ок. 500 до н. э., Нац. эт­рус­ский му­зей Вил­лы Джу­лия, Рим); «Гер­мес с мла­ден­цем Дио­ни­сом» Прак­си­те­ля (ок. 340 до н. э., Ар­хео­ло­гич. му­зей, Олим­пия), ста­туя По­ли­кле­та, из­вест­ная в не­сколь­ких ре­п­ли­ках, «От­ды­хаю­щий Гер­мес» Ли­сип­па – в рим. ко­пии; так­же «Гер­мес Лу­до­ви­зи», «Гер­мес Фар­не­зе», «Гер­мес из Бель­ве­де­ра» и др.; сре­ди рель­е­фов – «Гер­мес и ха­ри­ты» с о. Та­сос (ок. 480 до н. э., Лувр, Па­риж). В рос­пи­сях ан­тич­ных по­гре­баль­ных со­су­дов Г. изо­бра­жал­ся как про­вод­ник душ умер­ших, на­прав­ляю­щий их сво­им жез­лом. В эл­ли­ни­стич. иск-ве Г. пред­ста­ёт в об­ра­зе Г. Трис­ме­ги­ста. Как по­кро­ви­тель ско­то­вод­ст­ва изо­бра­жал­ся с яг­нён­ком на пле­чах; под влия­ни­ем это­го об­раза в ран­нехри­сти­ан­ском иск-ве сфор­ми­ро­вал­ся ико­но­гра­фич. тип «Доб­ро­го Пас­ты­ря». В ср.-век. книж­ных ил­лю­ст­ра­ци­ях Г. вы­сту­пал как сим­вол пла­не­ты Мер­ку­рий. В сим­во­ли­ке Воз­ро­ж­де­ния и Но­во­го вре­ме­ни Г. – про­вод­ник душ (фре­ска «Гер­мес вво­дит Пси­хею на Олимп» Ра­фа­эля, 1518, Вил­ла Фар­нези­на, Рим), по­сла­нец бо­гов (ста­туя «Мер­ку­рий» Джам­бо­ло­ньи, ок. 1565, Нац. му­зей Бард­жел­ло, Фло­рен­ция), ми­ро­тво­рец («При­ми­ре­ние Ма­рии Ме­ди­чи со сво­им сы­ном» П. П. Ру­бен­са, 1622–25, Лувр, Па­риж), по­кро­ви­тель ис­кусств («На­тюр­морт с ат­ри­бу­та­ми ис­кусств и бюс­том Мер­ку­рия» Ж. Б. С. Шар­де­на, ок. 1728, ГМИИ), пер­со­ни­фи­ка­ция Крас­но­ре­чия и Ра­зу­ма (рос­писи Дж. Б. Тье­по­ло пла­фо­на Па­лац­цо Сан­ди в Ве­не­ции, ок. 1728). Изо­бра­жа­ет­ся в сю­же­тах: «Суд Па­ри­са» (Ру­бенс, А. Ват­то), «Гер­мес и Ар­гус» (Ру­бенс, Д. Ве­ла­скес), «По­хи­ще­ние Гер­ме­сом стад Ад­ме­та» (До­ме­ни­ки­но, К. Лор­рен). К об­ра­зу Г. об­ра­щались так­же жи­во­пис­цы Кор­ред­жо, Я. Тин­то­рет­то, П. Ве­ро­не­зе, скульп­то­ры Б. Тор­вальд­сен, Ж. Б. Пи­галь, Г. Р. Дон­нер и др.

Вернуться к началу