Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

НАРЦИ́СС

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 87-88

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Нарцисс. Римская мраморная копия. С греческого оригинала работы Поликлета (ок. 420 до н. э.). Музей античного прикладного искусства (Мюнхен).

НАРЦИ́СС, Нар­кисс (Νάρϰισσος), в греч. ми­фо­ло­гии юно­ша, сын бе­о­тий­ско­го реч­но­го бо­га Ке­фи­са и ним­фы Ли­рио­пы (Ли­рио­эс­сы). Со­глас­но наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ной вер­сии ми­фа, ро­ди­те­ли Н. на во­прос к про­ри­ца­те­лю Ти­ре­сию о бу­ду­щем сы­на по­лу­чи­ли от­вет, что он про­жи­вёт дол­гую жизнь, ес­ли ни­ко­гда не уви­дит сво­его ли­ца. Н. вы­рос не­обы­чай­но кра­си­вым юно­шей, его люб­ви до­би­ва­лись мно­гие жен­щи­ны, но он ос­та­вал­ся без­раз­ли­чен к ним. Ним­фа Эхо, не до­бив­шись от Н. вза­им­но­сти, от го­ря вы­со­хла так, что от неё ос­тал­ся толь­ко го­лос. От­верг­ну­тые жен­щи­ны по­про­си­ли бо­ги­ню пра­во­су­дия Не­ме­зи­ду на­ка­зать Н. Од­на­ж­ды, воз­вра­ща­ясь с охо­ты, Н. за­гля­нул в не­за­мут­нён­ный ис­точ­ник, влю­бил­ся в своё от­ра­же­ние и не смог отор­вать­ся от не­го. На мес­те его смер­ти вы­рос цве­ток нар­цисс.

Иконография

Караваджо. «Нарцисс». 1598–99. Национальная галерея старого искусства (Рим).

Н. изо­бра­жа­ет­ся в ви­де пре­крас­но­го об­на­жён­но­го юно­ши, смот­ря­ще­го на своё от­ра­же­ние в ис­точ­ни­ке. В этой ико­но­гра­фии Н. мож­но об­на­ру­жить как на ан­тич­ных па­мят­ни­ках (рос­пись из до­ма Мар­ка Лук­ре­ция Фрон­то­на в Пом­пе­ях, Нац. ар­хео­ло­гич. му­зей, Не­аполь), так и в иск-ве Но­во­го вре­мени (кар­ти­на Ка­ра­вад­жо, 1598–99, Нац. га­ле­рея ста­ро­го иск-ва, Рим; ста­туя П. Дю­буа, 1867, му­зей Ор­се, Па­риж). В сред­ние ве­ка миф о Н. и Эхо ил­лю­ст­ри­ро­вал­ся в ми­ниа­тю­рах «Ро­ма­на о ро­зе», в ко­то­рых Н. пред­ста­вал ры­ца­рем (ру­ко­пись ок. 1380, Б-ка Бод­ли, Окс­форд). Ев­роп. ху­дож­ники не­ред­ко по­ме­ща­ли ис­то­рию о Н. и Эхо в пей­заж­ные де­ко­ра­ции: кар­ти­ны П. Бри­ля («Пей­заж с ми­фо­ло­ги­че­ской сце­ной», ок. 1595, Пи­на­ко­те­ка Да­виа-Бард­жел­ли­ни, Бо­ло­нья), Н. Пус­се­на («Эхо и Нар­цисс», 1628–30, Лувр, Па­риж), У. Тёр­не­ра (1804, Га­ле­рея Тейт, Лон­дон), Дж. Уо­тер­хау­са (1903, Ху­дож. га­ле­рея Уо­ке­ра, Ли­вер­пуль) и др. Ин­ди­ви­ду­аль­ное про­чте­ние ми­фа пред­ста­вил С. Да­ли в кар­ти­не «Пре­вра­ще­ния Нар­цис­са» (1937, Совр. га­ле­рея Тейт, Лон­дон).

Лит.: Zanker P. «Iste ego sum». Der naive und der bewußte Narziß // Bonner Jahrbuch. 1966. № 166.

Вернуться к началу