Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

НАРО́ДЫ МО́РЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 81-82

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Сафронов

НАРО́ДЫ МО́РЯ, тер­мин, вве­дён­ный в 19 в. Г. Мас­пе­ро для обо­зна­че­ния упо­ми­нае­мых в др.-егип. над­пи­сях се­вер­ных пле­мён, на­пав­ших на Еги­пет в прав­ле­ние фа­рао­нов Мер­неп­та­ха (по­след­няя четв. 13 в. до н. э.) и Рам­се­са III (нач. 12 в. до н. э.). Са­ми егип­тя­не на­зы­ва­ли Н. м. «се­ве­ря­на­ми, при­шед­ши­ми изо всех стран», или жи­те­ля­ми «се­вер­ных чу­же­зем­ных стран, ко­то­рые на ост­ро­вах», и ло­ка­ли­зо­ва­ли эти страны «по­сре­ди Ве­ли­кой Зе­ле­ни» (мо­ря).

Воин шардана. Рельеф с т. н. Высоких ворот заупокойного храма Рамсеса III в Мединет-Абу. Надпись «Шардана моря» (12 в. до н. э.).

Впер­вые отд. пле­ме­на Н. м. за­сви­де­тель­ст­во­ва­ны в че­ты­рёх пись­мах Амарн­ско­го ар­хи­ва 14 в. до н. э. В трёх пись­мах к Эх­на­то­ну пра­ви­тель Биб­ла Риб-Ад­ди упо­ми­на­ет о вои­нах шар­да­на, ко­то­рые слу­жи­ли на­ём­ни­ка­ми в Биб­ле и Амур­ру. Ещё од­но пись­мо бы­ло ото­сла­но фа­рао­ну пра­ви­те­лем Кип­ра. В нём идёт речь о на­па­де­ни­ях на Кипр «лю­дей стра­ны Лук­ка», ко­то­рые позд­нее фи­гу­ри­ру­ют в егип. над­пи­сях под назв. на­ро­да лу­ку. Шар­да­на, ве­ро­ят­но, бы­ли вы­ход­ца­ми с Бал­кан (с тер­ри­то­рии ан­тич­ных Фра­кии и Ил­ли­рии), о чём сви­де­тель­ст­ву­ет сход­ст­во то­по­ни­ми­ки этих об­лас­тей с назв. «шар­да­на». В нач. 12 в. до н. э. часть шар­да­на при­бы­ла на о. Сар­ди­ния, по их име­ни ост­ров по­лу­чил своё на­зва­ние. Жи­те­ли «стра­ны Лук­ка» то­ж­де­ст­вен­ны оби­та­те­лям юго-зап. ок­раи­ны Малой­ Азии, ко­то­рая в ан­тич­ную эпо­ху на­зы­ва­лась Ли­ки­ей. Сле­дую­щее по вре­ме­ни упо­ми­на­ние отд. пле­мён Н. м. от­но­сит­ся к 1289 или 1288 до н. э. В двух над­пи­сях Рам­се­са II со­об­ща­ет­ся о на­па­де­нии шар­да­на с мо­ря на Дель­ту и об их пле­не­нии вои­на­ми фа­рао­на. В пя­тый год прав­ле­ния Рам­се­са II (ок. 1286 или 1285 до н. э.) от­ря­ды шар­да­на в со­ста­ве егип. ар­мии уча­ст­во­ва­ли в бит­ве егип­тян с хет­та­ми у г. Ка­деш. На сто­ро­не хет­тов вое­ва­ли от­ря­ды лу­ку. В прав­ле­ние Рам­се­са II на егип. рель­е­фах впер­вые по­яви­лись изо­бра­же­ния шар­да­на (их от­ли­ча­ли шле­мы с ро­га­ми и дис­ком ме­ж­ду ни­ми) с круг­лы­ми щи­та­ми и длин­ны­ми пря­мы­ми ме­ча­ми, не свой­ст­вен­ны­ми за­щит­но­му и на­сту­па­тель­но­му воо­ру­же­нию на­ро­дов Вос­то­ка 2-го тыс. до н. э. В 1219 до н. э. 5 пле­мён Н. м. (акай­ва­ша, тур­ша, ша­ка­лу­ша, шар­да­на и лу­ку) совм. с ли­вий­ца­ми на­па­да­ли на зап. гра­ни­цы Дель­ты. Фа­рао­ну Мер­неп­та­ху в 6-ча­со­вой бит­ве на по­лях Пер-Иру уда­лось раз­гро­мить за­хват­чи­ков, Н. м. по­те­ря­ли 2362 вои­на.

Изображение пелесет-филистимлян. Южная стена первого двора заупокойного храма Рамсеса III в Мединет-Абу. Надпись "Дай нам дыхание для наших носов, о, царь, сын Амона" (т. е. Рамсес III). Рельеф 8-го г...
Корабль народов моря. Северная стена заупокойного храма Рамсеса III в Мединет-Абу. Рельеф 8-го года правления Рамсеса III(12 в. до н. э.).

Из егип. над­пи­сей мож­но за­клю­чить, что сре­ди Н. м. пре­об­ла­да­ли акай­ва­ша и тур­ша. Акай­ва­ша при­ня­то ото­жде­ст­в­лять с ахей­ски­ми гре­ка­ми (см. в ст. Ахей­цы), оби­та­те­ля­ми юга Бал­кан­ско­го п-ова. Тур­ша обыч­но иден­ти­фи­ци­ру­ют­ся как тир­се­ны-эт­ру­ски. Од­на­ко за­сви­де­тель­ст­во­ван­ное в 13 в. до н. э. хетт­ское назв. Трои – Та­руи­са так­же мо­жет быть со­от­не­се­но с этим эт­но­ни­мом. Ша­ка­лу­ша со­пос­тав­ля­ют­ся с си­ку­ла­ми, дог­ре­че­ским на­се­ле­ни­ем о. Си­ци­лия. Изо­бра­же­ний этих Н. м. не со­хра­ни­лось, их даль­ней­шая судь­ба не­из­вест­на. В 5-й год прав­ле­ния Рам­се­са III вме­сте с тур­ша на Еги­пет на­па­да­ли но­вые Н. м. – пе­ле­сет и те­кер. Пер­вые ото­жде­ст­в­ля­ют­ся с упо­ми­нае­мы­ми в Биб­лии фи­ли­стим­ля­на­ми, вто­рые – с тев­кра­ми, оби­та­те­ля­ми Троа­ды. При­чи­ной ми­гра­ции этих пле­мён егип. над­пи­си на­зы­ва­ют ра­зо­ре­ние их ро­ди­ны в ре­зуль­та­те вой­ны. В 8-й год прав­ле­ния Рам­се­са III пе­ле­сет и те­кер вме­сте с пле­ме­на­ми ша­ка­лу­ша, да­ну­на и ва­ша­ша со­вер­ши­ли ещё бо­лее мас­штаб­ное на­па­де­ние на Еги­пет с мо­ря и су­ши. Да­ну­на со­пос­тав­ля­ют ли­бо с гре­ка­ми-да­най­ца­ми, ли­бо с жи­те­ля­ми до­ли­ны р. Ада­на в Ки­ли­кии. Иден­ти­фи­ка­ция ва­ша­ша за­труд­не­на. Егип. над­пи­си сви­де­тель­ст­ву­ют, что на­па­де­ни­ям Н. м. под­ве­рг­лись так­же Хетт­ское цар­ст­во, Кипр, Кар­ке­миш и др. Со­глас­но ар­хео­ло­гич. дан­ным, Н. м. раз­ру­ши­ли боль­шин­ст­во си­ро-па­ле­стин­ских го­ро­дов (Уга­рит, Ме­гид­до, Тир и др.). На рель­е­фах за­упо­кой­но­го хра­ма Рам­се­са III в Ме­ди­нет-Абу со­хра­ни­лись изо­бра­же­ния H. м.: ха­рак­тер­ной чер­той пе­ле­сет, да­ну­на и те­кер бы­ли т. н. перь­е­вые шле­мы, сход­ные с позд­ней­ши­ми греч. шле­ма­ми, ук­ра­шен­ные щёт­кой из кон­ско­го во­ло­са. Ша­ка­лу­ша пред­по­ло­жи­тель­но изо­бра­жа­лись в ро­га­тых шле­мах, сход­ных с го­лов­ным убо­ром шар­да­на. Воо­ру­же­ние Н. м. (обою­до­ост­рые пря­мые ме­чи, круг­лые щи­ты) и от­ли­чит. де­та­ли их ко­раб­лей (ук­ра­ше­ние но­со­вой и кор­мо­вой час­ти суд­на изо­бра­же­ни­ем го­ло­вы пти­цы) сви­де­тель­ст­ву­ют о свя­зи с эгей­ской куль­тур­ной тра­ди­ци­ей. При­чи­ны дви­же­ния Н. м. ус­мат­ри­ва­ют в мас­штаб­ных эт­но­по­ли­тич. про­цес­сах позд­не­го брон­зо­во­го ве­ка в Эгеи­де и Юго-Вост. Ев­ро­пе. По­сле по­ра­же­ния от Рам­се­са III пе­ле­сет и те­кер осе­ли в Па­ле­сти­не, совр. на­зва­ние ко­то­рой про­ис­хо­дит от име­ни пе­лесет. Пе­ле­сет-фи­ли­стим­ля­не ут­вер­ди­лись в Пен­та­по­ли­се (5 фи­ли­стим­ских го­ро­дов Га­за, Гат, Аш­дод, Ас­ка­лон, Эк­рон), те­кер – в г. Дор. Со­глас­но Биб­лии, фи­ли­стим­ля­не яв­ля­лись глав­ны­ми про­тив­ни­ка­ми из­ра­иль­ских пле­мён в борь­бе за до­ми­ни­ро­ва­ние в Па­ле­сти­не в 12–11 вв. до н. э. Ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра об­ос­но­вав­ших­ся в Па­ле­сти­не фи­ли­стим­лян де­мон­ст­ри­ру­ет сим­би­оз по­зд­не­ми­кен­ской куль­ту­ры и ме­ст­ной тра­ди­ции. К 1-й пол. 1-го тыс. до н. э. они бы­ли ас­си­ми­ли­ро­ва­ны бо­лее мно­го­чис­лен­ным за­пад­носе­мит­ским на­се­ле­ни­ем, хо­тя ос­тат­ки фи­ли­стим­ской куль­ту­ры и ре­ли­гии со­хра­ня­лись вплоть до эпо­хи эл­ли­низ­ма.

Лит.: Lehmann G. A. Die mykenische-früh­griechische Welt und deröstliche Mit­tel­meer­ra­um in der Zeit der «Seevölker»-Invasionen um 1200 v. Chr. Opladen, 1985; The crisis years: the 12th century B. C.: from beyond the Danu­be to the Tigris. Dubuque, 1992; Гин­дин Л. A., Цым­бур­ский B. Л. Го­мер и ис­то­рия Вос­точ­но­го Сре­ди­зем­но­мо­рья. М., 1996; Sea Peoples and their world: the reassessment. Phil., 2000; Саф­ро­нов А. В. Упо­ми­на­ние о вой­не на се­ве­ро-за­па­де Ана­то­лии в над­пи­сях Рам­се­са III // Вест­ник древ­ней ис­то­рии. 2006. № 4; он же. Да­ти­ров­ка pLouvre 3136 и ран­нее по­яв­ле­ние фи­ли­стим­лян в Егип­те и Па­ле­сти­не // Пе­тер­бург­ские егип­то­ло­ги­че­ские чте­ния 2007–2008. СПб., 2009; Cyprus, the Sea Peoples and the eastern Mediterranean: regional perspectives of continuity and change. Toronto, 2008; Yasur-Landau A. The Philistines and Aegean migration at the end of the late Bronze Age. N. Y., 2010.

Вернуться к началу