Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МУ́ЗЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 402-403

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




МУ́ЗЫ, му­сы (Μοῦσαι, «мыс­ля­щие»), аони­ды, ао­ний­ские сё­ст­ры, пар­на­си­ды, кас­та­ли­ды, ипок­ре­ни­ды, пи­эри­ды (про­зви­ща от мест оби­та­ния М.), в греч. ре­ли­гии и ми­фо­ло­гии до­че­ри Зев­са и Мне­мо­си­ны. М. – бо­ги­ни по­эзии, ис­кусств и на­ук, 9 сес­тёр, ро­ж­дён­ных в Пи­эрии и но­ся­щих имя «олим­пий­ские»: Кал­лио­па, Клио, Мель­по­ме­на, Ев­тер­па, Эра­то, Тер­пси­хо­ра, Та­лия, По­ли­гим­ния, Ура­ния. Име­на (за ис­клю­че­ни­ем Ура­нии – «не­бес­ная» и Клио – «да­рую­щая сла­ву») ука­зы­ва­ют на связь с пе­ни­ем, тан­цем, му­зы­кой, на­сла­ж­де­ни­ем. Олим­пий­ские М. вос­хо­дят к ар­хаи­че­ским М. – хто­ни­че­ским су­ще­ст­вам, ко­то­рых, ве­ро­ят­нее все­го, бы­ло три: Ме­ле­та («опыт­ность»), Мне­ма («па­мять»), Аой­да («пес­ня»). Со­глас­но од­ной из вер­сий ми­фа (Paus. IX 29), они бы­ли до­черь­ми Ура­на (не­ба) и Геи (зем­ли), вве­ли культ этих М. страш­ные ве­ли­ка­ны – алоа­ды От и Эфи­альт, пер­вы­ми при­нёс­шие им жерт­вы на Ге­ли­ко­не. По­том Пи­эр (по име­ни ко­то­ро­го на­зва­на го­ра), при­быв­ший из Ма­ке­до­нии, ус­та­но­вил чис­ло М. (9) и дал им име­на. Олим­пий­ские М. оби­та­ют на Ге­ли­ко­не, вос­пе­вая все по­ко­ле­ния бо­гов. Обыч­но вы­сту­па­ют М. под во­ди­тель­ст­вом бо­га ис­кусств Апол­ло­на, по­лу­чив­ше­го имя Му­са­гет. Им ве­до­мо про­шлое, на­стоя­щее и бу­ду­щее. По ме­ре диф­фе­рен­циа­ции ис­кусств функ­ции М. по­сте­пен­но раз­гра­ни­чи­ва­лись, и в эл­ли­ни­стич. эпо­ху они вос­при­ни­ма­лись как сим­во­лич. об­ра­зы. Хра­мы, по­свя­щён­ные М., на­зы­ва­лись му­сей­о­на­ми (от­сю­да «му­зей»).

Иконография

Рафаэль. «Аполлон и музы». Фрагмент фрески «Парнас» в Станце делла-Сеньятура в Ватикане. 1509–11.
«Саркофаг муз» (находился на Остийской дороге под Римом). Мрамор. 150–160. Слева направо: Клио, Талия, Эрато, Евтерпа, Полигимния, Каллиопа, Терпсихора, Урания, Мельпомена. Лувр (Париж).

М. обыч­но изо­бра­жа­ют­ся в ви­де жен­ских фи­гур (не­ред­ко с ат­ри­бу­та­ми ис­кусств). Наи­бо­лее ран­ние изо­бра­же­ния – в ан­тич­ной ва­зо­пи­си, скульп­ту­ре («Сар­ко­фаг муз», 150–160, Лувр, Па­риж), в др.-рим. мо­заи­ках и рос­пи­сях. Об­ра­зы М., вы­сту­паю­щих спут­ни­ца­ми Апол­ло­на, поль­зо­ва­лись по­пу­ляр­но­стью в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния – в про­изве­де­ни­ях, соз­дан­ных по гу­ма­ни­стич. про­грам­мам: «Пар­нас» А. Ман­те­ньи (1497), «Цар­ст­во муз» Л. Кос­ты (ок. 1506, обе – Лувр, Па­риж); сце­на «Пар­нас» Ра­фа­эля в Стан­це дел­ла-Сень­я­ту­ра в Ва­ти­ка­не (1509–11); рос­пись сво­да За­ла Олим­па и ил­лю­зио­ни­стич. му­зи­ци­рую­щие фи­гу­ры в ни­шах на вил­ле Бар­ба­ро (Бар­ба­ро-Воль­пи) в Ма­зе­ре (худ. П. Ве­ро­не­зе, 1560–61). Се­рию пол­но­рос­то­вых изо­бра­же­ний М. на­пи­сал К. Ту­ра для сту­дио­ло д’Эсте в зам­ке Бель­фьо­ре (1458–60, Нац. га­ле­рея, Лон­дон, и др. со­б­ра­ния). В ка­че­ст­ве слож­ных ал­ле­го­рий (или сим­во­лов) М. при­сут­ству­ют в порт­ре­тах Ио­ган­на Кус­пи­ниа­на и его же­ны Ан­ны ра­бо­ты Л. Кра­на­ха Стар­ше­го (1502–03, со­б­ра­ние О. Рейн­хар­та, Вин­тер­тур). Воз­мож­но, М. яв­ля­ют­ся об­на­жён­ные жен­ские фи­гу­ры на пер­вом пла­не кар­ти­ны «Сель­ский кон­церт» (нач. 16 в., при­пи­сы­ва­ет­ся Джорд­жо­не или Ти­циа­ну, Лувр). Клас­си­цизм разл. эпох охотно об­ра­щал­ся к сю­же­там с уча­сти­ем М.: «Вдох­но­ве­ние по­эта» (кар­ти­на Н. Пус­се­на, ок. 1629, Лувр), «Апол­лон и му­зы на го­ре Пар­нас» (кар­ти­на К. Лор­ре­на, 1680, Му­зей изо­бра­зит. ис­кусств, Бос­тон), «Ми­нер­ва, по­се­щаю­щая муз» (кар­ти­ны Ж. Сте­ла, ок. 1640, Лувр; Й. де Мом­пе­ра, нач. 17 в., Ко­ро­лев­ский му­зей изо­бра­зит. ис­кусств, Ан­твер­пен), по­лу­ча­ют рас­про­стра­не­ние се­рии по­ло­тен с изо­бра­же­ни­ем М. (цикл Дж. Баль­о­ни, соз­дан­ный в нач. 17 в. для Ма­рии Ме­ди­чи, кар­ти­ны 1652–55 Э. Ле­сю­эра для Ка­би­не­та Муз оте­ля Лам­бер, ны­не в Лув­ре), «Пар­нас» А. Р. Менг­са (1761, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург), ак­ва­рель «Ро­ж­де­ние муз» Ж. О. Д. Эн­гра (1859, Лувр).

Фи­гу­ры М. мо­гут при­сут­ст­во­вать в сю­же­тах, свя­зан­ных с Апол­ло­ном («Апол­лон и Мар­сий», «На­ка­за­ние Ми­да­са»). В иск-ве 19–20 вв. М. вос­при­ни­ма­лись гл. обр. как ис­точ­ник по­этич. вдох­но­ве­ния: кар­ти­ны «Свя­щен­ная ро­ща, воз­люб­лен­ная му­за­ми и ис­кус­ст­ва­ми» П. Пю­ви де Ша­ван­на (1883, кол­лек­ция Фи­липс, Ва­шинг­тон), «Му­зы в Свя­щен­ной ро­ще» М. Де­ни (1893, му­зей Ор­се, Па­риж), «Зер­ка­ло Ве­не­ры» Э. Бёрн-Джон­са (1872–77, Фонд Г. Гюль­бен­кя­на, Лис­са­бон), «Му­за» М. А. Вру­бе­ля (1896, ГТГ), скульп­ту­ра К. Брын­ку­ши «Спя­щая му­за» (1910; Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк).

Вернуться к началу