Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОСКВОФИ́ЛЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 236

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Ф. Матвеев

МОСКВОФИ́ЛЫ (др. на­зва­ния – ру­со­фи­лы, мос­ка­ле­фи­лы), куль­тур­ное и об­ществ.-по­ли­тич. те­че­ние ру­си­нов (русь­кие, рус­кие, ру­те­ны) Га­ли­ции, Бу­ко­ви­ны и Под­кар­пат­ской Ру­си (За­кар­пат­ской Ук­раи­ны), раз­де­ляв­шее кон­цеп­цию еди­но­го рус. куль­тур­но-ис­то­рич. про­стран­ст­ва всех вост. сла­вян. Воз­ник­ло в ре­зуль­та­те дея­тель­но­сти груп­пы ру­син­ских учё­ных и об­ществ. дея­те­лей (И. Ор­лай, М. Ба­лу­дян­ский, В. Ку­коль­ник, П. Ло­дий, Ю. Ве­не­лин и др.), прие­хав­ших при Пав­ле I из Ав­ст­рии в Рос­сию и за­няв­ших вы­со­кие долж­но­сти в ака­де­мич. уч­ре­ж­де­ни­ях и при дво­ре (Ку­коль­ник был вос­пи­та­те­лем це­са­ре­ви­чей Кон­стан­ти­на и Ни­ко­лая). Важ­ным ру­бе­жом в раз­ви­тии дви­же­ния М. ста­ли 1830-е гг. – пе­ри­од нац. воз­ро­ж­де­ния ру­си­нов, свя­зан­ный с по­ис­ком ру­син­ской ин­тел­ли­ген­ци­ей нац. иден­тич­но­сти. Од­на её часть счи­та­ла ру­си­нов са­мо­быт­ным на­ро­дом (бу­ду­щие ук­раи­но­фи­лы), дру­гая – скло­ня­лась к идее един­ст­ва ру­си­нов со слав. на­ро­да­ми Рос­сии (М. Шаш­ке­вич, Я. Го­ло­вац­кий, Н. Ва­ги­ле­вич, Н. Кми­ци­ке­вич и др.). По­след­них ак­тив­но под­дер­жи­вал М. П. По­го­дин, в 1830-х гг. два­ж­ды по­дол­гу жив­ший во Льво­ве, где во­круг ис­то­ри­ка Д. Зуб­риц­ко­го сло­жил­ся кру­жок лю­би­те­лей рус. яз., сто­рон­ни­ков еди­не­ния Га­лиц­кой Ру­си с Рос­си­ей и ис­поль­зо­ва­ния в из­да­тель­ской прак­ти­ке об­ще­рус­ско­го лит. язы­ка. Сход­ные идеи по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние и в За­кар­патье. К дви­же­нию М. при­сое­ди­ни­лась влия­тель­ная часть гре­кока­то­лич. ду­хо­вен­ст­ва, его пред­ста­ви­те­ли воз­гла­ви­ли ве­дущие ака­де­мич. ор­га­ни­за­ции, в т. ч. Став­ро­пи­гий­ский ин-т в г. Львов.

Во вре­мя Ре­во­лю­ции 1848–49 в Ав­ст­рии мо­ск­во­филь­ст­во при­об­ре­ло так­же ха­рак­тер об­ществ.-по­ли­тич. дви­же­ния. Во 2-й пол. 19 в. М. всё боль­ше вос­при­ни­ма­лись Габс­бур­га­ми как ис­точ­ник се­па­ра­тиз­ма в по­гра­нич­ных с Рос­си­ей рай­онах Ав­ст­ро-Венг­рии. В про­ти­во­вес М. австр. вла­сти на­ча­ли ак­тив­но под­дер­жи­вать поль­ское и ук­раи­но­филь­ское дви­же­ния. Ана­ло­гич­ную по­ли­ти­ку про­во­ди­ла и венг. ад­ми­ни­ст­ра­ция в За­кар­па­тье. В кон. 19 – нач. 20 вв. в Ав­ст­ро-Венг­рии со­стоя­лось неск. круп­ных по­ли­тич. про­цес­сов над М. (О. Гра­барь, бр. Ге­ров­ские, Ма­ра­ма­рош-Си­гет­ские, Львов­ский и др.), об­ви­нён­ны­ми в гос. из­ме­не и шпио­на­же в поль­зу Рос­сии. Хо­тя су­ды не под­твер­ди­ли вы­дви­ну­тых об­ви­не­ний, дви­же­нию М. был на­не­сён серь­ёз­ный ущерб, чис­ло его при­вер­жен­цев со­кра­ти­лось. Ещё боль­шим пре­сле­до­ва­ни­ям М. под­верг­лись в го­ды 1-й ми­ро­вой вой­ны. Бы­ли за­кры­ты их га­зе­ты, куль­тур­ные и об­ществ. ор­га­ни­за­ции, мно­гие М. аре­сто­ва­ны и за­клю­че­ны в конц­ла­ге­ря и тюрь­мы в Та­лер­го­фе, Те­ре­зи­не и др. По­сле ок­ку­па­ции рос. ар­ми­ей Га­ли­ции в 1914–15 М. поль­зо­ва­лись ши­ро­кой под­держ­кой рос. ад­ми­ни­ст­ра­ции. Опа­са­ясь мес­ти ав­ст­рий­цев, вме­сте с от­сту­пив­ши­ми рос. вой­ска­ми эва­куи­ро­ва­лись ок. 25 тыс. сто­рон­ни­ков М. На ос­тав­ших­ся об­ру­ши­лась но­вая вол­на ре­прес­сий австр. вла­стей, её жерт­ва­ми ста­ли неск. ты­сяч че­ло­век. По­сле 1918 М. не смог­ли вос­ста­но­вить свои по­зи­ции в Га­ли­ции и Бу­ко­ви­не, бо­лее ус­пеш­но дей­ст­во­ва­ли в За­кар­па­тье. Дви­же­ние М. пре­кра­ти­лось в нач. 1940-х гг. (по­сле вклю­че­ния зе­мель, на­се­лён­ных ру­си­на­ми, в со­став сов. Ук­раи­ны).

Лит.: Мон­ча­лов­ский О. А. Ли­те­ра­тур­ное и по­ли­ти­че­ское ук­раи­но­филь­ст­во. Львов, 1898; Суб­тель­ний О. Історія України. Київ, 1993; Москвофільство: до­ку­мен­ти і матеріали. Львів, 2001; Па­шае­ва Н. М. Очер­ки ис­то­рии рус­ско­го дви­же­ния в Га­ли­чи­не XIX–XX вв. М., 2001; Wendland A. V. Die Russophilen in Ga­li­zien: ukrainische Konservative zwischen Ӧster­reich und Rußland, 1848–1915. W., 2001; Osadczy W. Święta Ruś: rozwój i oddziały­wa­nie idei prawosławia w Galicji. Lublin, 2007.

Вернуться к началу