Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

МА́САРИК

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 265

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. И. Мурадова

МА́САРИК (Masaryk) То­маш Гар­риг (7.3.1850, Го­до­нин – 14.9.1937, Ла­ни, близ Клад­но), чеш. гос. и по­ли­тич. дея­тель, ис­то­рик, пуб­ли­цист. Из бед­ной мо­рав­ской се­мьи. За­кон­чил фи­лос. ф-т Вен­ско­го ун-та (1875), в 1876–77 про­хо­дил ста­жи­ров­ку в ас­пи­ран­ту­ре Лейп­циг­ско­го ун-та. В сту­денч. го­ды на­хо­дил­ся под силь­ным влия­ни­ем уче­ния Пла­то­на и фи­ло­с. взгля­дов Ф. Брен­та­но. В 1878 же­нил­ся на аме­ри­кан­ке Ш. Гар­риг, чью фа­ми­лию взял как вто­рое имя, в 1880 пе­ре­шёл из ка­то­ли­циз­ма в про­тес­тан­тизм. В 1879 за­щи­тил дис. «Са­мо­убий­ст­во как мас­со­вое об­ще­ст­вен­ное яв­ле­ние со­вре­мен­ной ци­ви­ли­за­ции» («Der Selbstmord als sociale Massenerscheinung der modernen Civili­sation»), по­лу­чил зва­ние при­ват-до­цен­та. В 1882 экс­т­ра­ор­ди­нар­ный про­фес­сор фи­лос. ф-та Чеш. ун-та в Пра­ге, с 1896 ор­ди­нар­ный про­фес­сор. В 1883 ос­но­вал на­уч. еже­ме­сяч­ник «Athenaeum», был его гл. ре­дак­то­ром до 1888. Бла­го­да­ря пуб­ли­ка­ции в жур­на­ле в 1886–87 ма­те­риа­лов дис­кус­сии о под­лин­но­сти т. н. Кра­лед­вор­ской и Зе­ле­но­гор­ской ру­ко­пи­сей имя М. ста­ло ши­ро­ко из­вест­но в Че­хии. В 1887–88 два­ж­ды по­се­тил Рос­сию, по­бы­вал в С.-Пе­тер­бур­ге, Мо­ск­ве, Кие­ве, Одес­се, Яс­ной По­ля­не, где встре­тил­ся с Л. Н. Тол­стым. С 1889 ак­тив­но со­труд­ни­чал в об­ществ.-по­ли­тич. ж. «Čas», об­ра­зо­вал вме­сте с Й. Кайз­лом и К. Кра­мар­жем груп­пу т. н. реа­ли­стов. В 1891–93 деп. рейхс­ра­та от пар­тии мла­до­че­хов. В 1893 ото­шёл от по­ли­ти­ки и вер­нул­ся к пре­по­да­ва­тель­ской и ак­тив­ной пуб­ли­ци­стич. дея­тель­но­сти. В 1893 ос­но­вал ж. «Naše doba». В 1895 из­дал один из сво­их гл. тру­дов – «Чеш­ский во­прос: стрем­ле­ния и чая­ния нацио­наль­но­го воз­ро­ж­де­ния» («Česká otázka: snahy a tužby národního obrození»), в ко­то­ром пред­ло­жил собств. трак­тов­ку чеш. ис­то­рии, дви­жу­щей си­лой ко­то­рой объ­явил ре­лиг. идею. Эта ра­бо­та да­ла тол­чок его мно­го­лет­ней дис­кус­сии с ря­дом чеш. ис­то­ри­ков, в т. ч. Й. Пе­кар­жем, о «смыс­ле чеш. ис­то­рии». В 1890-х гг. опуб­ли­ко­вал наи­бо­лее из­вест­ные со­чи­не­ния: «Наш се­го­дняш­ний кри­зис» («Naše nynější krize», 1895), «Ян Гус» («Jan Hus», 1896), «Ка­рел Гав­ли­чек» («Karel Havlíček», 1896), «Со­вре­мен­ный че­ло­век и ре­ли­гия» («Moderní člověk a nábo­žen­ství », 1898), «Со­ци­аль­ный во­прос: Фи­ло­софские и со­цио­ло­гические ос­но­вы марк­сиз­ма» («Otázka so­ciální: základy mar­xis­mu sociologické a filosofické», 1898; рус. пер. «Фи­лософские и со­цио­ло­ги­че­ские ос­но­вы мар­ксиз­ма», 1900). В этих ра­бо­тах М. дал, в ча­ст­но­сти, собств. трак­тов­ку по­ня­тий «гу­ма­низм» и «де­мо­кра­тия», осу­дил ан­ти­се­ми­тизм.

В 1900 М. ос­но­вал Чеш. нар. пар­тию [с 1905 Чеш. про­грес­сив­ная пар­тия (реа­ли­стов)], в 1919 вошед­шую в со­став На­цио­наль­но-де­мо­кра­ти­че­ской пар­тии. В 1907–14 деп. пар­ла­мен­та, до нач. 1-й ми­ро­вой вой­ны ос­та­вал­ся сто­рон­ни­ком пре­дос­тав­ле­ния че­хам ши­ро­кой куль­тур­но-по­ли­тич. ав­то­но­мии в рам­ках Ав­ст­ро-Венг­рии. С дек. 1914 по дек. 1918 в эмиг­ра­ции в Ита­лии, Фран­ции, Швей­ца­рии, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Рос­сии и США, про­па­ган­ди­ро­вал идею соз­да­ния не­за­ви­си­мо­го че­хосл. го­су­дар­ст­ва. В 1913 опуб­ли­ко­вал ра­бо­ту «Рос­сия и Ев­ро­па» («Rußland und Europa», Bd 1–2; на чеш. яз. «Rusko a Evropa», 1919–21. Dl 1–2; рус. пер., Т. 1–3, 2004) – пер­вый в Ев­ро­пе фун­дам. труд по ис­то­рии рос. об­ществ. мыс­ли. Ис­хо­дя из цен­траль­ной для но­во­ев­ро­пей­ской ис­то­рии ан­ти­те­зы «де­мо­кра­тии и тео­кра­тии», М. про­сле­жи­вал её са­мо­быт­ное раз­ви­тие в ши­ро­ком спек­тре ис­то­рио­соф­ских, этич., со­ци­аль­но-по­ли­тич. и ре­лиг.-фи­лос. кон­цеп­ций Рос­сии 19 – нач. 20 вв. В 1915 по­сле при­ез­да Э. Бе­не­ша в Па­риж стал од­ним из ос­но­ва­те­лей Чеш. за­гра­нич­но­го к-та, за­тем Че­хосл. нац. со­ве­та, под­дер­жи­вал тес­ный кон­такт с под­поль­ной орг-ци­ей «Маф­фия», со­би­рав­шей раз­ве­ды­ват. дан­ные в поль­зу Ан­тан­ты и спо­соб­ст­во­вав­шей соз­да­нию не­за­ви­си­мо­го че­хосл. го­су­дар­ст­ва. Уча­ст­во­вал в под­го­тов­ке и под­пи­са­нии Питтс­бург­ско­го со­гла­ше­ния 31.5.1918, оп­ре­де­лив­ше­го ос­но­вы го­су­дар­ст­ва че­хов и сло­ва­ков. С 14.10.1918 пред. врем. че­хосл. пра­ви­тель­ст­ва. Вме­сте с М. Ште­фа­ни­ком и Бе­не­шем под­пи­сал 18.10.1918 Ва­шинг­тон­скую дек­ла­ра­цию, из­ве­щав­шую пра­ви­тель­ст­ва зап. го­су­дарств о соз­да­нии Че­хо­сло­ва­кии и оп­ре­де­лив­шую осн. по­ло­же­ния её бу­ду­щей кон­сти­ту­ции. 14.11.1918 Нац. со­б­ра­ни­ем в Пра­ге за­оч­но из­бран пре­зи­ден­том рес­пуб­ли­ки, всту­пил в долж­ность 21.12.1918 по воз­вра­ще­нии из эмиг­ра­ции. В 1920, 1927 и 1934 пе­ре­из­би­рал­ся на по­сту гла­вы го­су­дар­ст­ва. В 1920 опуб­ли­ко­вал ра­бо­ту «Но­вая Ев­ро­па: сла­вян­ская по­зи­ция» («Nová Evropa: Stanovisko slovanské»), в ко­то­рой из­ло­жил идею кон­со­ли­да­ции мо­ло­дых цен­траль­но- и вос­точ­но­ев­ро­пей­ских го­су­дарств в по­сле­во­ен­ных ус­ло­ви­ях. Фор­маль­но ос­та­ва­ясь бес­пар­тий­ным, воз­глав­лял т. н. груп­пи­ров­ку «Град», в ко­то­рую вхо­ди­ли наи­бо­лее влия­тель­ные по­ли­ти­ки и пред­при­ни­ма­те­ли; во внеш­ней по­ли­ти­ке под­дер­жи­вал курс Бе­не­ша, ори­ен­ти­ро­вав­ше­го­ся на Фран­цию. В дек. 1935 в свя­зи с ухуд­ше­ни­ем со­стоя­ния здо­ро­вья по­дал в от­став­ку.

Соч.: Korespondence. Praha, 2001–2009. Sv. 1–4. Фи­ло­со­фия – со­цио­ло­гия – по­ли­ти­ка. Из­бран­ные тек­сты. М., 2003.

Лит.: Machovec M. T. G. Masaryk. Praha, 1968; Opat J. Filizof a politik T. G. Masaryk, 1882–1893. Praha, 1990; idem. Průvodce živo­tem a dílem T. G. Masaryka: česká otázka včera a dnes. Praha, 2003; Фир­сов Е. Ф. Опыт де­мо­кра­тии в ЧСР при Т. Ма­са­ри­ке: коа­ли­ци­он­ный плю­ра­лизм (1928–1934). М., 1997; он же. Т. Г. Ма­са­рик и рос­сий­ская ин­тел­лек­ту­аль­ная сре­да (по ар­хи­вам Че­хии и Рос­сии). М., 2005; Нар­бут Н. П. Фи­ло­соф на тро­не. (Штри­хи к порт­ре­ту Т. Г. Ма­са­ри­ка – мыс­ли­те­ля и по­ли­ти­ка) // Лич­ность. Куль­ту­ра. Об­ще­ст­во. 2001. Т. 3. Вып. 4; Не­на­ше­ва З. С. Т. Г. Ма­са­рик в кон­тек­сте чеш­ской по­ли­ти­че­ской жиз­ни 1907–1914 гг.: по ма­те­риа­лам Ар­хи­ва внеш­ней по­ли­ти­ки Рос­сий­ской им­пе­рии // TGM, Rusko a Evropa: Dilo – vize – pri­tomnost. Praha, 2002; Soubigou A. T. Ma­sa­ryk. P., 2002; Hain R. Teorie státu a státní prа́vo v myšlení T. G. Masaryka. Praha, 2006; Му­ра­до­ва Т. А. Кор­ни кра­мо­лы: Ма­са­рик, Рос­сия и гу­ма­низм // Ро­ди­на. 2009. № 1.

Вернуться к началу